Современный период развития педагогической науки и практики характеризуется активной разработкой и реализацией разнообразных образовательных технологий.
Образовательная технология – это способ осуществления педагогической деятельности, в основе которого лежит зафиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного образовательного результата.
Основными признаками образовательной технологии являются следующие характеристики (критерии технологичности):
• Концептуальность (опора на определенную научную концепцию).
• Системность (обладает всеми признаками системы: логика процесса, взаимосвязь всех частей).
• Алгоритмизация (последовательная система действий субъектов в рамках заданного алгоритма).
• Управляемость (диагностическое целеполагание, планирование, проектирование, поэтапная диагностика, коррекция образовательного процесса).
• Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного результата).
• Воспроизводимость (возможность применения другими в сходных условиях).
Современная образовательная ситуация требует от педагога быть не только отличным воспитателем, но и быть исследователем, способным формулировать и решать стоящие перед педагогической практикой задачи на технологическом уровне. Это значит, что от педагога требуется умение разбираться в многообразии современных образовательных технологий, владеть критериями экспертизы технологии и способами проектирования собственных микротехнологий.
Для педагога дошкольного образования это важно вдвойне, т.к. введение ФГОС ДО требует поиска эффективных способов организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Определяя систему целевых ориентиров на этапе дошкольного детства и регламентируя содержание образовательной деятельности в детском саду, стандарт оставляет за образовательной организацией и каждым педагогом право выбора образовательных технологий, расширяя тем самым пространство педагогического творчества.
Прежде всего, стандарты всех уровней общего образования ставят в центр образования ребенка, задают направленность образовательного процесса на развитие личности ребенка, создание условий для реализации возможностей каждого в личностно значимых видах деятельности. Решению этих задач как нельзя лучше способствуют личностно-ориентированные технологии,например, технология обучения в сотрудничестве, гуманно-личностная технология, технология личностно-ориентированного образования, технология портфолио и др.
В основу стандартов так же положен деятельностный подход (в ДОУ), в школе – системно-деятельностный подход. Отсюда необходимость использования деятельностных технологий: игровые технологии, проектная технология, технология развивающего обучения, ИКТ, технология проблемного обучения, интерактивные технологии и др.
Являясь объектом экспертизы, любая образовательная технология может быть рассмотрена как целостная система, состоящая из совокупности компонентов:
- концептуальный блок (идеи, гипотезы, ценностные основания, принципы, лежащие в основе технологии);
- содержательный блок (цели, объем и характер содержания образования в рамках технологии);
- процессуальный блок (особенности организационных форм, применяемых методов, приемов и средств);
- личностный блок (ценностные ориентации, личностный смысл, индивидуальные особенности и др. составляющие структуры личности субъектов: педагогов и воспитанников).
Алгоритм экспертизы образовательной технологии состоит из следующих этапов:
• анализ «банка» образовательных технологий, ведущий к поиску оптимальных технологий;
• экспертная оценка технологий посредством осмысления их концептуальной, содержательной и процессуальной части.
Результатом экспертизы становится целостное представление о технологии и способах ее реализации в образовательном процессе.
Cистема параметров экспертизы ОТ:
А — необходимое условие существования ОТ;
Б — базовые показатели ОТ;
В — показатели возможности внедрения ОТ в широкую практику;
Г — внешние ограничения ОТ.
Необходимое условие существования ОТ (группа А)
ОТ можно считать существующей, если она используется в образовательной практике.
Базовые показатели ОТ (группа Б)
Это показатели ОТ как таковой. Они отражают особенности проектирования современных технологий. Для экспертизы наиболее важными являются следующие характеристики ОТ:
Б1 — характер и проработанность образовательной идеи. Этот показатель характеризует концептуальную основу ОТ;
Б2 — степень конкретизированности образовательной идеи в содержании и методах обучения и воспитания;
Б3 — тип обучающегося (возрастная адресация ОТ);
Б4 — тип педагога (уровень квалификации, стиль педагогического общения);
Б5 — масштаб действия ОТ (макротехнология - характеризует целостный образовательный процесс в образовательном учреждении; мезотехнология - представляет собой совокупность содержания и средств педагогической деятельности в рамках одной образовательной области или направлена на организацию отдельных видов детской деятельности; микротехнология - это технологии решения частных дидактических или воспитательных задач, совокупность содержания и средств педагогической деятельности в рамках отдельных частей образовательного процесса);
Б6 — материально-техническое обеспечение ОТ;
Б7 — надежность способов диагностики образовательных результатов;
Б8 — тип ОУ, в котором может применяться данная технология.
Показатели возможности внедрения ОТ в массовую образовательную практику (группа В)
В1 — степень готовности педагогической общественности принять образовательную идею;
В2 — совместимость ОТ с существующей образовательной системой (соответствие стандартам);
В3 — доступность программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по данной технологии;
В4 — управляемость процесса внедрения технологии в образовательную практику.
Внешние ограничения ОТ (группа Г)
Эти показатели необходимы прежде всего для подготовки экспертных заключений о перспективах использования технологии в конкретном месте и в конкретное время. Они характеризуют образовательную ситуацию на местах и по отношению к ОТ выступают как ее внешние ограничения.
Г1 — наличие образовательных стереотипов, противоречащих образовательной идее данной технологии, в т.ч. традиции и стереотипы взаимоотношений педагогов, родителей и детей;
Г2 — несоответствие целей технологии целям и содержанию ООП;
Г3 —доминирующий тип педагога (профессионально-личностные ограничения);
Г4 — доминирующий тип обучающегося (возраст, уровень развития и т.п.);
Г5 — ограниченность материально-технических и программно-методических ресурсов в образовательной организации.