Тема 2. Понятие экологического права, его источники.




Для изучения данной темы необходимо рассматривать экологическое право как отрасль российского права, как область научных знаний и как учебную дисциплину. Необходимо также иметь общее представление об экологии (как науке об отношениях организмов между собой и окружающей средой) и проблеме охраны окружающей среды в ее современном понимании.

В основе проблемы охраны окружающей среды, которая относится к числу глобальных проблем, стоящих перед человечеством, лежит конфликт между экономическими потребностями и экологическими интересами общества.

Следует иметь четкое представление о предмете (общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы) методе (административный, экономический и выделяемый в последнее время - метод экологизации норм права, технологий и проч.) и системе экологического права, а также о его взаимодействии с другими отраслями права.

Нормы экологического права представляют собой закрепленные в нормативно-правовых актах правила поведения, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования.

Классификация, необходимая для правильного выбора и применения норм экологического права, может быть проведена по различным основаниям: по отраслевому принципу; в зависимости от органов, издавших данную норму; в зависимости от содержания норм права; по способу определения прав и обязанностей субъектов права и т.д. Следует обратить внимание на то, что основная масса норм экологического права - это нормы императивные.

Экологические правоотношения - это урегулированные нормами экологического права общественные отношения, по поводу охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и т.д. Они могут возникать по поводу отдельных природных объектов, природных комплексов либо по поводу охраны окружающей среды в целом.

Основанием возникновения экологических правоотношений являются юридические факты: действия, которые подразделяются на правомерные и неправомерные; и события - абсолютные и относительные. Причем события часто носят характер чрезвычайных экологических ситуаций, которые возникают либо в результате деятельности человека, либо как стихийные бедствия. Юридические факты можно классифицировать и по таким основаниям как: длительность существования; правовые последствия; доказательственное значение и т.д.

Среди субъектов экологических правоотношений (граждан, организаций и проч.) следует особо выделить такую категорию как специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, осуществляющие ряд контрольных и управленческих функций.

Термин «источник» права трактуется неоднозначно. Профессор В.В.Петров предлагал выделять источники права в материальном смысле (воля народа, выраженная, например, на референдуме) и формальном смысле (норма права). Ряд авторов делят источники на три группы: материальные (факторы, влияющие на формирование права), идеальные (правовое сознание) и юридические (норма права). К источникам экологического права относятся:

1. Законы (Конституция, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы, законы субъектов РФ);

2. Акты Президентской власти (Указы и Распоряжения);

3. Акты палат Парламента (Постановление, Распоряжения);

4. Акты Правительства РФ (Постановления, Распоряжения);

5. Ведомственные нормативные акты;

6. Акты территориальных органов власти и органов местного самоуправления;

7. Локальные акты (издаются организацией для решения своих внутренних вопросов);

8. Акты судебных органов.

Источники экологического права можно классифицировать по многим основаниям: по юридической силе; по предмету регулирования; по характеру регулирования; по степени значимости и т.д. Относительно системы источников экологического права до сих пор нет единой точки зрения. Мнения ученых расходятся по поводу соотношения общепризнанных принципов и норм международного права и Конституции РФ, а также места актов судебных органов в системе источников экологического права.

План практического занятия

 

1. Предмет, метод, принципы, система экологического права. История его возникновения и развития.

2. Экологические правоотношения: понятие, состав, виды. Основания для возникновения, изменения, прекращения экологических правоотношений.

3. Нормы экологического права.

4. Проблемы развития экологического права в современных условиях.

5. Понятие, особенности, классификация, система источников экологического права.

6. Конституционные основы экологического права.

7. Закон как источник экологического права. Законодательство об окружающей среде.

8. Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств в системе источников экологического права.

9. Нормативные правовые акты субъектов РФ как источники экологического права.

10. Иные нормативные правовые акты как источники экологического права.

Задачи.

1. Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 14 июня 2011 года N 239 утвержден Порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (далее - Порядок), который официально опубликован в печатном издании "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" от 24 июня 2011 года N 22, ст. 587.

Согласно пункту 4 Порядка под собственными нуждами понимаются потребности собственника, землепользователя, землевладельца и арендатора земельного участка, не связанные с использованием результатов деятельности, указанные в пункте 2 данного Порядка, в коммерческих целях, в том числе для производственных нужд, в технологических целях, влекущих получение прибыли.

Пунктом 13 указанного нормативного акта установлено, что добыча общераспространенных полезных ископаемых собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на глубинах, превышающих указанные в пункте 2.2 данного Порядка, либо применение взрывных работ, либо продажа и использование для производственных нужд указанных полезных ископаемых или продуктов их переработки допускается только при наличии лицензии на пользование недрами. Наличие лицензии на пользование недрами требуется для строительства подземных сооружений на глубину свыше пяти метров и устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, являющийся источником централизованного водоснабжения.

ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" обратилось в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия пункта 4 полностью и пункта 13 Порядка в части слов "и использование для производственных нужд".

По мнению заявителя, указанные положения нормативного акта не соответствуют статье 19 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", в соответствии с которой собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" полагало, что включением в Порядок оспариваемых пунктов Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми фактически ввело ограничение, не предусмотренное федеральным законодательством, поскольку лишило собственника, землепользователя, землевладельца и арендатора земельного участка права безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых на том основании, что результаты их деятельности связаны с использованием в коммерческих целях, в том числе для производственных нужд, в технологических целях, влекущих получение прибыли.

Какое решение должен принять суд?

2. Житель корткеросского района Петров П. П., направляясь на своей машине за грибами, с удивлением узнал от сотрудников контрольно-пропускного пункта, что в Республике Коми с 12 июля 2013 года ограничено пребывание граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ. Также ограничено пребывание граждан в лесах, запрещено их посещение, за исключением сквозного проезда по дорогам общего пользования. Ограничен въезд в леса транспортных средств, за исключением транспортных средств специального назначения и для перевозки лесных грузов. Соответствующее постановление регионального правительства подписал Глава Республики Коми. Данный запрет действует до 1 августа 2013 года.

Возможны ли такие ограничения прав граждан? Имеет ли право Глава региона вводить данные ограничения?

3. Администрацией Тверской области 11 июля 2006 года принято постановление N 178-па "Об утверждении Положения о департаменте управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, которое официально опубликовано в издании "Тверская жизнь" N 154 от 17 августа 2006 года.

Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в Тверской областной суд с заявлением об оспаривании пунктов 3.6 - 3.8 раздела III и подпунктов "к" - "н" пункта 4.1 раздела IV Положения о департаменте управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, утвержденного названным постановлением администрации Тверской области, ссылаясь на то, что оспариваемыми нормами на департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области возложены функции государственного экологического контроля, что противоречит требованиям ст. 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.

Администрация Тверской области просила суд в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.

Какое решение должен принять суд?

4. Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования "Специальность 021100 - юриспруденция. Квалификация - юрист", утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации 27 марта 2000 г., в части требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста по экологическому праву.

Может ли Верховный Суд Российской Федерации рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов? Какое решение должен принять суд?

 

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) "Об охране окружающей среды"// Собрание законодательства РФ", 14.01.2002, N 2, ст. 133.

3. Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 05.04.2009) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, N 18, ст. 2208.

4. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 27.03.2013) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 18.08.1997, N 33, ст. 3895

5. Конституция Республики Коми (принята Верховным Советом Республики Коми 17.02.1994) (ред. от 24.04.2013) // Ведомости Верховного Совета Республики Коми, 1994, N 2, ст. 21.

6. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // СПС «КонсультантПлюсКоми»

7. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 09.09.2002, N 36, ст. 3510.

8. Распоряжение Правительства РФ от 03.12.2012 N 2237-р (ред. от 12.04.2013) «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 10.12.2012, N 50 (ч. 6), ст. 7089.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 1, январь, 2008.

10. Бринчук М.М. Теоретические проблемы экологизации законодательства: развитие идей О.С. Колбасова о концепции экологического права // Экологическое право. 2007. N 6.

11. Адиханов Ф.Х. Экологический процесс: место в системе экологического права, форма систематизации // Экологическое право. 2010. N 1.

12. Бринчук М.М. Методологические основания экологического права: сущность, роль и структура // Экологическое право. 2010. N 2.

13. Бринчук М.М. Соотношение экологического права с другими отраслями: проблемы теории и практики // Экологическое право. 2009.N 5/6.

14. Боголюбов С.А. Проблемы и задачи Экологического кодекса // Экологическое право. 2010. N 6. С. 15 - 21.

15. Бажайкин А.Л. Принципы охраны окружающей среды - как основополагающие идеи (руководящие положения) экологического права и законодательства, государственной экологической политики // Экологическое право. 2012. N 1. С. 15 - 19.

16. Голиченков А.К. Правотворчество и экология // Журнал российского права. 2012. N 2. С. 145 - 147.

17. Круглов В.В. Концепция эколого-правового механизма В.В. Петрова как теоретическая основа правовой охраны окружающей среды в промышленности // Экологическое право, 2009, N 2/3, Специальный выпуск.

18. Никишин В.В. Судебные акты Европейского союза как источники экологического права // Экологическое право. 2011. N 2. С. 29 - 33.

19. Никишин В.В. Доктрина и судебный прецедент как источники зарубежного экологического права // Российский судья. 2011. N 4. С. 30 - 31.

20. Красильникова К.О. Об относимости постановлений Конституционного Суда Российской Федерации к системе источников российского экологического права // Экологическое право. 2011. N 2. С. 8 - 11.

21. Никишин В.В. Судебный прецедент и обычай как источники экологического права стран англосаксонской и романо-германской правовых семей // Российский судья. 2011. N 2. С. 22 - 24.

22. Петрова Т.В. Нормативные документы в области охраны окружающей среды: понятие, проблемы принятия и применения // Экологическое право. 2012. N 5. С. 18 - 23.

23. Ежов Ю.А. Конституционные основы экологических правоотношений // Новый юридический журнал. 2012. N 3. С. 61 - 70.

24. Павликов С.Г. О доктрине и перспективах ее развития как источника права // Современный юрист. 2012. N 1. С. 17 - 35; 2013. N 2 (Февраль-Март). С. 7 - 16.

25. Чистая Е.С. К вопросу о нетрадиционных источниках права // История государства и права. 2012. N 7. С. 2 - 4.

26. О проекте Федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" // Журнал российского права. 2013. N 3. С. 84 - 99.

27. Кириенко Г.С. Административный регламент как нормативный правовой акт: проблемы применения // Административное право и процесс. 2012. N 5. С. 15 - 18.

28. Васильева М.И. О соотношении интереса и субъективного права в экологических правоотношениях // Экологическое право. 2012. N 4. С. 26 - 32.

29. Заславская Н.М. Анализ правоприменительной практики в сфере государственного экологического надзора и контроля // Экологическое право. 2012. N 5. С. 28 - 33.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: