Структура эвристического «погружения»




1-й день

1-й урок. Установление связи с предыдущими занятиями для достижения по­ставленных целей: что было важным, нужным, что надо продолжить. Индивиду­альное и коллективное целеполагание предстоящей работы.

2-й урок. Применение учениками усвоенных ранее методов и способов позна­ния. Демонстрация личных результатов наблюдения за светом.

3-4-е уроки. Выбор учениками объектов познания для индивидуального иссле­дования природы света (зажженная спичка, свеча, электролампа, луч света, «сол­нечный зайчик»). Составление индивидуальных программ исследования. Усвое­ние нового способа деятельности — разнонаучного описания фактов, то есть опи­сания фактов об одном и том же объекте с разных точек зрения.

5-й урок. Обсуждение и корректировка результатов исследований учеников. Письменный самоанализ своей деятельности.

2-й день

1-й урок. Анализ и обобщение учителем результатов вчерашней письменной рефлексии учащихся, фиксация индивидуальных и коллективных достижений, формулировка возникших у учеников проблем и найденных путей их решения. Об­суждение и постановка целей дня.

2-й урок. Демонстрация учителем и коллективное наблюдение учениками раз­личных спектров цвета, получаемых с помощью: а) стеклянной призмы; б) свето­фильтров; в) спектроскопа; г) смешения красок.

3-й урок. Постановка проблем: Что есть свет? Что есть цвет? Индивидуальные версии учеников, их сопоставление и обсуждение. Выявление ключевых вопросов и различных ученических подходов к их решению.

4-5-е уроки. Продолжение исследований учащимися природы света по индиви­дуальным программам. Применение эвристических методов к исследованию обще­го объекта. Составление учениками собственных теоретических схем по объясне­нию природы цвета (заполнение столбца «Я» из сопоставительной таблицы см. ниже). Письменный анализ деятельности второго дня.

3-й день

1-й урок. Анализ результатов письменной рефлексии. Обобщение и классифи­кация построенных учениками моделей. Постановка целей дня.

2-3-е уроки. Лекция учителя с демонстрационными опытами, раскрывающая смысл альтернативных подходов к объяснению природы цвета у естествоиспыта­телей Ньютона и Гёте (введение культурно-исторических аналогов). Заполнение учениками сводной сопоставительной таблицы.

4-й урок. Обсуждение итогов сопоставления разных теорий природы цвета. На­хождение общего и отличного в разных версиях. Самоопределение учеников в по­нимании природы цвета.

5-й урок. Выбор учениками тем и проблем для индивидуальных творческих ра­бот. Рефлексия и оценка результатов всего «погружения».

 

Элементы теории Я Ньютон Гете
Исходная установка исследования      
Ключевые наблюдения и опыты      
Полученные факты      
Гипотеза, ее доказательства      
Основное положение      
Применяемые методы познания      
Применение теории      

Разрабатываемые учениками результаты сопоставляются с культурно-истори­ческими аналогами — теориями цвета Ньютона и Гете. Приведем их краткое содер­жание:

 

1. Ньютон — богослов, математик, физик, астроном, создатель механистической модели мира. Главным трудом своей жизни считал — «Толкования на книгу пророка Даниила», «Апо­калипсиса», «Хронологии». 1. Гете — создатель физиологической оптики, сравнительной анатомии, морфологии расте­ний, идеи ледникового периода и др., автор 14 естественнонаучных томов Большого Веймар­ского издания. Считал себя в большей степени естествоиспытателем, чем поэтом.
2. Основной метод познания природы — коли­чественно-математический, его цель — созда­ние общей рассудочной модели, объясняющей разные явления. Целое есть совокупность час­тей, подчиняющихся тем же законам. Опыту предшествуют предпосланные заранее понятия и теоретические модели. 2. Три условия познания природы: 1) восприя­тие мира как он есть, чисто и непосредствен­но; 2) дать миру беспрепятственно воздейство­вать на душу, не фильтруя это воздействие по­нятиями и теоретическими представлениями, приобретенными из книг; 3) словесная диета, то есть ограничение словесного воспроиз­ведения сути познаваемого во время познания.
3. Опыт Ньютона с двумя призмами: первая разлагает свет, вторая — уже не разлагает по­лучившийся (монохроматический) свет. Част­ный вывод распространяется на общее: свет состоит из частиц с разной частотой колеба­ния. Искусственный опыт по сложению цветов — вращение диска, покрытого семью цветами. Получается белый цвет. 3. Если изменить условия ньютоновского опы­та, то разложения света не происходит. Опыт Гете: рассматривание сквозь призму белой стены, неба; результат — появление цветового спектра только на границах сред. Гете: «...Я по­нял, что для возникновения цвета нужна грани­ца, и, словно бы инстинктивно, я тотчас же выс-казался вслух, что учение Ньютона ложно».
4. Свет — поток частиц. Эти частицы разные, они притягиваются к среде, но могут и оттал­киваться. Эфир вокруг частиц колеблется. Час­тицы, попадая на сжатый эфир, отталкиваются. Чем больше частица (например, красного све­та), тем меньше она отклоняется. 4. Свет — неделимая энергия. Свет — под­вижное единство цветов, каждый из которых представляет его через тьму. Свет видим в цвете. Сам по себе свет незрим. Цвета развиваются в свете, а не выделяются из него. Цвет есть свет, модифицированный тьмой. Призма лишь облегчает это взаимодей­ствие света и тьмы.
5, Белый цвет (свет) состоит из 7 основных цветов: известная последовательность цветов по первым буквам слов из мнемонической по­говорки «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». 5. Красный цвет потенциально содержит в се­бе основные 6 цветов: в близости к свету воз­никает желтая модификация его взаимодей­ствия с тьмой; непосредственно у тьмы — си­няя; их смешение образует зеленый; сгущение (интенсификация) синего дает фиолетовый, а желтого — оранжевый; соединение фиолето­вого и оранжевого дает пурпур (красный).
6. Рационализм начинается с идеи, теорети­ческая предпосылка предшествует опыту. 6. Гете: «Я вижу идеи»,«<...> при вниматель­ном взгляде на мир мы уже теоретизируем», то есть видим первофеномены природы.
7, Учение Ньютона о цвете базируется на мыс­ли о комбинированной природе света, заклю­чающего в себе цвета. 7. Учение Гете о цвете основывается на непо­средственном созерцании цвета, возникаю­щего из взаимодействия света и тьмы.

В конце каждого дня ученики письменно отвечают на следующие вопросы

1. Что, на мой взгляд, происходило сегодня на занятии при изучении темы? Что было главным на занятиях?

2. В чем выражалось мое личное участие на занятиях? Что я понял(а), чему на­учился (лась)?

3. Что я чувствовал(а), ощущал(а) в течение дня?

4. Замечания и пожелания: а) учителю; б) себе; в) всем нам.

 

Приведем примеры рефлексивных записей учеников:

Алексей: «Я пытался объяснить происходящее со свечой, спорил, доказывал. Я чувствовал, что начинаю ничего не понимать».

Оля: «На сегодняшних уроках мы смотрели с разных точек зрения на одно яв­ление, предмет — горящую свечу, старались объяснить себе его, но не всегда полу­чалось, или не до конца. Цель обозначена, но последнего шага к ней нет, а хорошие мысли и идеи были, еще бы над ними поработать».

Денис: «Происходила попытка выделять факты из получаемой информации. Что чувствовал? В конце — восторг. С трудом сдерживаемый. Не знаю, почему. Может, понял что? А может, смотреть стало легче, и увидел что? Но это — ощуще­ние».

Юля: «Мне кажется, что с каждым днем наше «погружение» становится лучше и интереснее. Очень понравилась работа с призмами. Я поняла, что цвета предме­тов, которые мы видим сквозь призму, могут меняться в зависимости от расстоя­ния, освещения».

Мария: «Мы пытались отделиться от общепринятых правил, стереотипов. Ведь по своему естеству человек должен воспринимать все так, как он это чувствует, а не так, как обществом принято. Человек не должен думать чужими мыслями. Под конец этого дня «погружения» я поняла, что человек может сам постичь очень многое».

Антон: «Я был сторонник Ньютона, но пришел к тому, что было у Гете. А при­шел из фотографии цветной. Там обязательно нужны черное и белое, чтобы полу­чились цветные изображения».

Наташа: «Моя гипотеза: каждый предмет имеет свойство поглощать цвета, и под определенным пучком света все поглощенные цвета появляются. Цвета раду­ги появляются в начале видимого глазом цвета, когда этот цвет меняется, меняет­ся и цвет спектра. Например, фосфор — вещество белого цвета при свете. Если свет убрать, мы увидим зеленый цвет. Следовательно, в свете содержатся все цвета (в фосфоре накоплен свет)».

В начале нового дня учитель делает обзор рефлексивных мнений, основных полу­ченных результатов и проблем. По итогам рефлексии корректируется план проведе­ния последующих этапов «погружения».

После «погружения» ученики выбирают творческие исследовательские работы, которые представляют на защиту в конце учебной четверти или года во время твор­ческих недель.

Творческие недели. Выполняемые учениками творческие и исследовательские рабо­ты по учебным курсам могут обсуждаться во время обычных уроков. Но более эффек­тивной является организация специальной системы занятий, получившей название «творческая неделя».

Система занятий во время творческой недели представляет собой «погружение» учеников в индивидуально-коллективную деятельность по подготовке и защите ими творческих работ. Творческая неделя проводится, как правило, в конце каждой чет­верти для учебной параллели или во всей школе одновременно.

Данная система занятий ориентирует учителей на творческое осмысление своего учебного предмета, обеспечивает более полную самореализацию учеников с учетом их индивидуальных особенностей. В это время решается актуальная педагогическая за­дача — увеличение продолжительности и качества творческой работы ученика над одной темой или проблемой.

Творческие работы начинают выполняться учениками задолго до того, как насту­пает творческая неделя. Не только на уроках, но и в специальных мастерских, в лабо­раториях, кружках, на факультативах, ученических предметных кафедрах школьни­ки в течение всего года проводят исследовательскую и другие творческие работы.

Одни работы выполняются учениками непосредственно на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы или вида деятельности. Таковы придуманные детьми загадки, короткие стихотворения, сказки» считалки, математи­ческие задачи, опыты по естествознанию. Начальные творческие работы могут выпол­няться ими без предварительной подготовки, учителю достаточно предоставить детям такую возможность и помочь организовать работу прямо на уроке. Другие работы -текущие, выполняются не только в классе, но и дома в течение 1—3 дней. Такие работы не требуют специального оформления и официальной защиты, ребята выступают Вими на обычных уроках.

Чем старше возраст и выше подготовка учеников, тем более длительной становится их работа над определенной учебной темой. Наиболее емкие творческие работы Веники готовят и защищают в конце учебной четверти или года во время проведения Ворческих недель. Это итоговые, зачетные, экзаменационные работы, которые отличает продолжительный период их выполнения — от 1 до 3 месяцев и более. Такие работы оформляются по установленным требованиям: формулируются цели, списыва­ния ход работы и полученные результаты, осуществляется самоанализ, приводятся Вецензии учеников и взрослых. Авторы лучших творческих работ по итогам защиты Ведставляются к школьным званиям и наградам, а содержание их работ включается вариативный компонент содержания образования для дальнейшего использования учебном процессе (например, публикуются сборники творческих работ)1.

Дети очень любят выполнять творческие работы по выбираемым ими темам. Некоторые из них в течение учебного года защищают по 15-20 полноценных творческих работ различных образовательных областях.

Организация творческой недели. В конце каждой четверти после завершения контроля базовых образовательных стандартов отводится неделя, во время которой Вботают предметные мастерские и лаборатории, проводятся индивидуальные консультации, защищаются выполненные учениками работы. Темы таких работ ребята Выбирают заранее, либо во время творческой недели. Источниками тем творческих работ служат достижения детей на уроках, научные проблемы, которые их заинтере-Вовали, личные симпатии к учителю-руководителю.

Обычно каждый учитель предлагает всем ученикам по своему предмету на выбор 3-5 тем. Всего для одного класса набирается около 30 тем творческих работ, из кото-Выхученики выбирают примерно три темы — по одной из каждого цикла: естественно-математического, гуманитарного, художественно-физкультурного. Ситуация вы-Вора учениками тем для подготовки творческих работ из нескольких десятков тем, предложенных разными педагогами, создает богатые возможности координации целей учеников и учителей.

Примеры тем творческих работ. «Квадратура круга», «Магия чисел треугольника», Исследование пропорций тела девочек и мальчиков», «Словарь слов иностранного происхождения». «Как запомнить иностранные слова», «Мой подарок другу — упражнение по английскому языку собственного сочинения», «Словарь лицейских слов и выражений», «Как проверить, читал ли ученик произведения Пушкина (составление теста)», «Описание картины с помощью односоставных предложений», «Исследование обращений», «Словесные узоры или превращение корня», «Получение магнита», «Съемка учебного видеофильма по физике», «Анализ отношений «учитель—ученик» Вточки зрения 10 заповедей», «Эскиз интерьера своей комнаты», «Геометрические цветы», «Линогравюра», «Мультфильм-рисунок на компьютере», «Создание домашней веб-странички».

После презентации учителями тем творческих работ ученики делают свой выбор и идут на занятия в те или иные мастерские и лаборатории. Расписание занятий составляется таким образом, что к одному учителю могут прийти ученики разного возраста. В течение дня ученик может работать в 1—3 мастерских. Во время занятий в школе определяется дежурный учитель, который помогает определиться с выбором деятельности тем детям, которым трудно это сделать самостоятельно.

Творческая работа допускается до защиты при условии ее письменного оформле­ния и наличия двух рецензий — ученика и учителя (или специалиста). Оформлять работу ученикам рекомендуется по следующему плану:

♦ тема, ф. и. о. ученика и руководителя, класс, школа, город, год;

♦ почему я выбрал эту тему;

♦ главная идея, цель, проблема работы;

♦ план работы, ее основное содержание (с рисунками, таблицами, приложения­ми);

♦ возникшие проблемы, трудности, как они решались;

♦ главные выводы работы, ее назначение и применение;

♦ самоанализ работы: как работал, что понял, чему научился, дальнейшие цели. Самооценка работы;

♦ две письменные рецензии и отзыв руководителя.

 

Со второго-третьего дня творческой недели начинаются защиты. Формы проведе­ния защит различны: академическое выступление, дидактическая игра, проведение учеником урока, конкурса, концерта, сценки, спортивного выступления и т. п.

На защиты приглашаются родители, учителя, все желающие. После выступления авторам задаются вопросы, затем присутствующие высказывают суждения, свою оцен­ку работе выносит экспертная группа, в которую входят ученики и учителя. Они же выносят оценки работам и присуждают школьные звания — магистр, бакалавр, мас­тер искусств, мастер-«золотые руки».

Виды и типы творческих работ. По отношению к учебным предметам защища­емая учениками образовательная продукция делится на три вида.

Предметная продукция по традиционным учебным курсам: сочинение, сказка, со­ставленная задача, сформулированное понятие, правило или закономерность, подел­ка, собственный образ, знак, символ, игра, викторина, сценарий спектакля, содержа­ние газеты и др.

Межпредметная или метапредметная продукция как результат исследования фун­даментальных образовательных объектов, выходящих за рамки одного изучаемого предмета.

Методологическая продукция: примененные, осознанные и описанные методы по­знания; выводы и обобщения; способы анализа, составленные вопросы, сформулиро­ванные версии; технологии поиска ответов; сформулированные системы целей заня­тий, индивидуальные образовательные программы, планы самостоятельной работы, анализ учебной деятельности, самооценки, рецензии, отзывы.

По форме ученические творческие работы делятся на следующие виды:

♦ исследование (эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы);

сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты); КФ художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вы­шивка, фотография, композиция, выставка);

♦ техническое произведение (поделка, модель, макет, схема, фигура, компьютерная программа); зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступле-: ние, соревнование);

♦ педагогическое произведение (проведенный в роли учителя урок, составленный кроссворд, обучающая компьютерная программа, придуманная игра, виктори- методологическое произведение (индивидуальная образовательная программа, план занятий по выбранной теме, тест или проверочное задание для учеников, рефлексивный дневник).

Основанием данной классификации творческих работ является доминирующая кническая продукция и соответствующий ей вид продуктивной деятельности. Если йенок в форме сочинения исследует явление, например пишет трактат о цвете неба, его творческая работа относится к исследованию, а не к сочинению; если же главам целью и результатом деятельности ученика являются стихи, музыка и т. п., то его юрческая работа относится к типу «сочинение».

Таким образом, тип творческой работы не определяется учебным предметом; например, математическая сказка может быть отнесена к типу «сочинение», а работа по «явлению учеником закономерностей состава слов являться «исследованием», некоторых случаях одна и та же работа одновременно принадлежит к разным типам, например, разработанная учеником компьютерная программа по изучению в начальной школе многозначных чисел является одновременно техническим и педагогическим произведением. Окончательное решение о типе работы принимается по наи-ольшей степени проявления творчества.

Оценка творческих работ проводится по таким параметрам, как степень творчества, новизна, оригинальность, личный вклад, логичность, оформление, аргументироаанность ответов на вопросы, умение увлечь присутствующих на защите, трудоемость, полезность работы и др. По каждому критерию экспертная группа выставляет чснику оценку в трех-, пяти- или десятибалльной шкале. В таблице, помещенной иже, приведен фрагмент сводной ведомости по итогам защит творческих работ. Подобные таблицы позволяют судить не только о комплексных изменениях в уровне выполнения учащимися творческих работ, но и об обобщенных изменениях в отдельных араметрах образовательной продукции учеников.

Приведем пример обобщенной трехуровневой шкалы оценки образовательной продукции учащихся. 1

Высоким уровнем характеризуют творческие работы учеников, которые во время их защиты оцениваются экспертной группой или школьным магистратом 8—10 бал­лами по 10-балльной шкале. Высокий уровень имеют также работы, занявшие 1-е место на внутришкольных мероприятиях, призовые места на межшкольных конференци­ях, олимпиадах, конкурсах; работы, опубликованные в местных и центральных газе­тах; работы, которым дана высокая оценка (рецензия) компетентного специалиста; ра­боты, авторы которых были удостоены одного из школьных званий. Высокий уровень творческой работы ученика означает, что она сопоставима с общеизвестным культур­ным аналогом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: