Творческая история романа «Что делать?». Прототипы романа




Билет № 4

1. Н.Г.Чернышевский (1828-1889). Жизненный подвиг Чернышевского. Роман «Что делать?» Творческая история романа. Прототипы романа. Проблематика. Композиция. Жанр. Новые люди: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Рахметов. С какой целью введена в роман фигура Рахметова? Какие обстоятельства жизни Рахметова способствуют превращению его в «особенного человека»? Как показана сложность душевной жизни Рахметова? Что общего у Рахметова с «новыми людьми», чем он отличается от них?

Литература: конспекты урока, учебник 10 класса, часть 1, стр. 113- 134

2.Выразительное чтение наизусть. (На выбор: Некрасов, Тютчев, Фет)

Ответ:

Детство и юность (1828–1846) Родился в 1828 г. в семье саратовского священника Гавриила Ивановича Чернышевского и его жены Евгении Егоровны, урожденной Голубевой. До 12 лет учился дома, под руководством отца, отличавшегося многосторонней образованностью. В семье Чернышевских с большим уважением относились к книгам.  
В 1842–1845 гг В 1842–1845 гг. Чернышевский учился в Саратовской духовной семинарии. Изучал иностранные языки, в том числе и восточные. К 16 годам овладел греческим, латинским, немецким, французским, английским, татарским, персидским, польским языками. Но духовная карьера не привлекала юношу, и он, не закончив семинарии, оставил ее.
В 1846 г. Чернышевский поступил в Петербургский университет на отделение общей словесности философского факультета.
В Петербургском университете   Занятия в университете составляли лишь часть интересов Чернышевского. Его занимали история, политэкономия, эстетика, философия, политика, литература. В период учебы в университете были выработаны основы мировоззрения Чернышевского. «Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хотя я и знаю, что долго, может быть, весьма долго, из этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся угнетения и т. д. – что нужды?.. мирное, тихое развитие невозможно».
Н. Г. Чернышевский – преподаватель Саратовской гимназии (1851–1853) В апреле 1851 г. Чернышевский вернулся в Саратов преподавателем местной гимназии. Педагогическая деятельность стала попыткой применить на практике те убеждения, которые сформировались у него в студенческие годы.   «У меня такой образ мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость, бог знает, на сколько времени. Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгою – я такие вещи говорю в классе», – признавался Чернышевский Ольге Сократовне Васильевой, своей будущей жене.   Чернышевский рассказывал гимназистам о запрещенных в то время Гоголе и Белинском, о революционных событиях во Франции, о крепостном праве…  
Диссертация «Эстетическое отношение искусства к действительности» Работа была закончена в 1853 г., а публичная защита диссертации происходила 10 мая 1855 г. Университетское начальство всячески оттягивало защиту, так как считало работу и спорной, и «посягающей на общепризнанные основы философско-эстетической науки». Чернышевский считал необходимым разобраться, в каком соотношении между собой находятся действительность и искусство, что есть прекрасное в жизни и искусстве. Ему удалось сделать один из главных для его эстетической теории выводов: «Природа и жизнь выше искусства».  
Знакомство Н. Г. Чернышевского с Н. А. Некрасовым (1853). Работа в «Современнике» (1854–1862) Под руководством Чернышевского и Некрасова, а с 1857 г. и Добролюбова определилось революционно-демократическое направление журнала «Современник».   Чернышевский вел отдел критики и библиографии, позже сосредоточился на политических и экономических темах. С 1859–1862 гг. возглавлял политический отдел. В своих статьях отстаивал интересы народа. «Избавьте нас от Чернышевского – ради общего спокойствия», – писал анонимный доносчик в охранное отделение.  
Чернышевский в Петропавловской крепости. Гражданская казнь 7 июля 1862 г. Чернышевский был арестован. Поводом послужила прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».   Авторство приписали Чернышевскому, хотя это установить не удалось. 678 дней провел писатель в Петропавловской крепости, а затем на Мытнинской площади в Петербурге 18 мая 1864 г. над Чернышевским был совершен фарсовый обряд гражданской казни с выставлением его к позорному столбу. На груди была прикреплена дощечка с надписью «Государственный преступник».   Чернышевский был лишен всех прав состояния и присужден к 14 годам каторжной работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири.  
В ссылке (1864–1883) Кадаинский рудник Нерчинского горного округа, город Вилюйск – места пребывания осужденного Чернышевского. Тяжелейшие условия жизни. Предпринимались неоднократные попытки освобождения Чернышевского, но все они не удались. «Освобождение» пришло после убийства народниками Александра I.
Последние годы жизни В Астрахани – жизнь под надзором полиции в течение 6 лет. В Саратове – последние месяцы жизни. Чернышевский не терял бодрости духа. Он, по своим собственным словам, «переводил, писал, думал».  

Творческая история романа «Что делать?». Прототипы романа

Самый известный роман Чернышевского «Что делать?» был написан в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости за кратчайшие сроки: начат 14 декабря 1862 года и завершен 4 апреля 1863 года.

Рукопись романа прошла двойную цензуру. В первую очередь с произведением Чернышевского познакомились члены следственной комиссии, а затем цензор «Современника». Сказать, что цензура полностью «просмотрела» роман, не совсем верно. Цензор О. А. Пржецлавский прямо указывал на то, что «это произведение… оказалось апологией образа мыслей и действий той категории современного молодого поколения, которую разумеют под названием «нигилистов и материалистов» и которые сами себя называют «новыми людьми»

Другой цензор В. Н. Бекетов, видя на рукописи печать комиссии, «проникся трепетом» и пропустил, не читая, за что и был уволен.

Роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (таково полное название произведения Чернышевского) вызвал неоднозначную реакцию читателей. Передовая молодежь с восхищением отзывалась о «Что делать?». Яростные противники Чернышевского вынуждены были признать «необыкновенную силу» воздействия романа на молодежь: «Молодые люди толпою пошли за Лопуховым и Кирсановым, молодые девушки заразились примером Веры Павловны… Меньшинство нашли себе идеал… в Рахметове». Враги Чернышевского, видя небывалый успех романа, требовали жестокой расправы с автором.

В защиту романа выступили Д. И. Писарев, В. С. Курочкин и их журналы («Русское слово», «Искра») и др.

3.О прототипах.

Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким образом, прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: