Трехуровневый подход к изучению образовательного объекта




Технологические элементы 1 -й уровень (частнопредметный) 2-й уровень (общепредметный) 3-й уровень (мета предметный)
Объект познания Частный предметный объект (капля воды) Общепредметный объект (вода как объект познания в естествознании и культуре) Фундаментальный образовательный объект (вода как стихия мира)
Проблема Каковы причины шаро­образной формы капли воды? Что общего в познании естественнонаучной и духовной сущностей воды? акова роль воды в устройстве мира, ее связь с другими стихиями?
Постанов­ка задач Исследовать каплю воды Проанализировать естественнонаучные свойства воды, сравнить их с теми, которые заключены в притчах, стихах и поговорках о воде Установить роль воды для природы, человека и всего мира (живого и неживого)
Способы решения задачи Наблюдения, опыты, измерения, поиск фактов о формах капли воды Разнонаучные, гуманитар­ные, художественные и иные методы исследо­вания воды и понятия о них Размышления о природе воды,знакомство с трудами древних и современных философов, метапредметный анализ смысла воды
Демонстрация результатов Демонстрация опытов с каплей воды, защита собственных версий объяснения формы капли Защита гипотез о причи­нах, сущности единства и многовариативности толкования смысла воды в науке и культуре Написание и публикация естественнонаучного или философского трактата о воде, рецензии на другие работы
Рефлексия деятельности Перечень примененных методов познания, трудностей выполнения работы и способов их преодоления Фиксация выявленных закономерностей, сходства и отличия естественнонаучного и культурологического подходов к познанию (на примере воды) Осознание своих внутренних изменений на логическом и чувствен­ном уровнях, происшедших в ходе выполнения работы
 
         

Развитие образовательной ситуации происходит следующим образом:

♦ подготовка учеников к восприятию фундаментального образовательного объек­та с помощью личных познавательных средств (с помощью органов чувств);

♦ формулирование фактов об изучаемом объекте; задавание вопросов, относя­щихся к фактам;

♦ постановка данной проблемы в «чистом виде»;

♦ прояснение собственного видения ее каждым учеником;

♦ собственное решение проблемы на доступном ученику уровне;

♦ знакомство учащихся с историей борьбы идей в данной области;

♦ соотнесение всех точек зрения, включая и ученическую;

♦ переосмысление проблемы на новом качественном уровне;

♦ выход на усвоение методологии научного познания и личное видение основ наук;

♦ рефлексия полученных результатов.

 

Ситуативное обучение. Личностно-ориентированный тип обучения определяет учи­телю сопровождающую позицию по отношению к ученической деятельности, помощь ученику в постановке и достижении его образовательных целей. Сопровождающее обучение предполагает возможность выбора детьми собственного пути решения об­разовательных задач и продвижения по этому пути в соответствии со своими особен­ностями.

Дискуссия. Возможно ли в ситуацивном обучении работа по систематическим образовательным программам? Каким образом одни должны в этом случае составляться?

Сопровождающий характер обучения делает необходимым разработку элементов ситуативной педагогики, основанной на интуитивизме, эвристике и персонализме, как; со стороны учителя, так и учеников. Проблема создания ситуативной педагогики в на­стоящее время лишь обозначается. Ситуационный метод эвристичен по своей сути, поскольку создается или рождается (учителем всякий раз по-новому, в зависимости от его творчес­кой эрудиции и возникающей образовательной ситуации. Можно сказать, что ситуационный метод — это педагогический продукт учителя, создаваемый им эвристическим путем. Другим технологическим элементом ситуативной педаго­гики является импровизация учителя. Для педагога, осуществляющего сопровождающее обучение, продуктом импрови­зации являются:

 

♦ технологические элементы учебной деятельности, которые он предлагает или меняет в зависимости от ситуации;

♦ содержательные элементы обучения: культурно-исторические аналоги, соб­ственные информационные суждения;

♦ когнитивные способы обучения: формулируемые вопросы, противоречия, обоб­щения;

♦ действия, вызывающие или стимулирующие креативную деятельность учени­ков: похвала, восхищение, восторг, побуждение.

 

Поводом для импровизированных действий учителя может служить как затрудне­ние ученика, так и наоборот, его активная образовательная деятельность. В зависимо­сти от ситуации учитель реагирует по-разному. Когда идет познание неизвестных уче­нику образовательных объектов неизвестными ему способами, учитель осуществляет сопровождающую деятельность, предлагая ученику использовать те или иные мето­ды познания. Степень сопровождения уменьшается или меняется ее характер, если ученик достаточно вооружен способами познавательной деятельности, но затрудня­ется применить их к конкретной ситуации. В этом случае учитель помогает ученику овладевать не способами познания, а способами самоопределения — анализом возник­шей ситуации, рефлексией выполненных действий, формулированием целей, отбором оптимальных средств для их достижения.

Внедрение творчества в обучение. Наиболее приемлемым для учителя оказывается путь постепенного включения элементов творческого познания в традиционный об­разовательный процесс. Технология творческого обучения обеспечивает положитель­ные результаты изучения главных объектов изучения, остальные объекты в целях экономии времени изучаются традиционно.

Учителя-экспериментаторы отмечают, что после проведения таких занятий, у де­тей увеличивается количество творческих, а также традиционных учебных работ (ла­бораторных, практикумов, докладов), в которых они" применяют элементы творческо­го познания. Данный факт свидетельствует о переносе учениками применяемых спо­собов познания в другие области учебной деятельности.

В начальной школе, оказавшись в ситуации поощрения учителем наличия соб­ственного мнения, ученики охотно высказывают свои суждения, стремятся выразить себя. Индивидуальность их суждений постепенно возрастает, а ответы типа «Я думаю так же, как Света» исчезают после 2-3 недель занятий. Дети стремятся к собственным результатам, часто даже намеренно отчуждаясь от мнений других учеников, или всту­пая с ними в спор.

В 5-9-х классах уже через полгода занятий у школьников улучшается способность слушать других. С помощью систематической работы учителя по анализу ученических мнений, учащиеся приобретают навык обсуждения, рецензирования и оценки резуль­татов своих одноклассников. Они учатся задавать вопросы об изучаемом объекте, практически всегда могут выдвинуть собственную версию ответа. Наблюдается улуч­шение образного видения детей, толкование знаков и символов, конструирование соб­ственных образов и символов.

В старшей школе после введения творческих образовательных ситуаций из учени­ческих дискуссий постепенно уходят слова «правильно» и «неправильно». Формиру­ется понимание относительности точек зрения на любой изучаемый объект, относи­тельность знаний вообще. Принимается как очевидная картина многообразного мира. Снижается агрессивное отношение к иному мнению и полученному результату.

К концу учебного года у школьников, как правило, исчезает потребность спраши­вать у учителя «как правильно» при столкновении с разными ответами на один вопрос. Вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, защи­та и отстаивание его перед другими. Развивается феноменологическое видение изу­чаемых областей мира «предметным» взглядом, то есть взглядом, «окрашенным» по­зицией учебного предмета.

Обнаружено, что до 25% учеников начальных классов, занимающихся по эвристи­ческой методике, не только достигают творческих результатов, но и могут успешно выполнить базовые контрольные нормативы по всем учебным предметам на год впе­ред1.

От 12 до 75% остальных учеников успешно справляются с контрольными работа­ми по отдельным курсами и темами следующего года обучения.

Экспертная комиссия, анализирующая результаты экспериментального обучения установила следующие причины опережающего усвоения образовательных стандартов:

1) эвристический подход позволяет потенциально способным детям достигать результатов, которые превышают образовательные стандарты;

2) личностная ориентация и индивидуальные образовательные программы учени­ков позволяют обеспечить более способных детей дополнительными занятия­ми, в том числе занятиями по выбору;

3) составление учителями авторских программ по учебным курсам позволяет им в большей степени учесть способности детей и включить в свои программы во­просы и темы на опережение стандартов;

4) опережающий эффект обеспечивают внутришкольные и межшкольные эври­стические олимпиады, конференции, проекты;

5) опережению стандартов способствуют предметы по выбору, факультативы, ма­стерские, лаборатории, индивидуальные занятия с учениками.

Резюме

Образовательная ситуация — это ситуация образовательного напряжения, возника­ющая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех ее участников. Ее целью является рождение ученика­ми образовательного продукта. Этапы образовательной ситуации:

1. Образовательная напряженность.

2. Уточнение образовательного объекта.

3. Конкретизация задания.

4. Решение ситуации.

5. Демонстрация образовательной продукции.

6. Систематизация полученной продукции.

7. Работа с культурно-историческими аналогами.

8. Рефлексия.

 

Традиционно действия учителя при появлении непредсказуемых ученических ре­зультатов колеблются от игнорирования «мешающих» результатов до движения «на поводу» у такого ученика. С позиций личностно-ориентированного обучения учитель воспринимает «инаковый» ученический продукт как закономерный и планируемый результат и переходит на стадию его достраивания до целостного вида.

Развитие образовательной ситуации предполагает возможность перехода ученика на более высокие смысловые уровни: от частнопредметного к общепредметному и метапредметному.

Ситуационный метод эвристичен по своей сути, поскольку создается или рожда­ется учителем всякий раз по-новому, в зависимости от его творческой эрудиции и возникающей образовательной ситуации. Можно сказать, что ситуационный метод — это педагогический продукт учителя, создаваемый им эвристическим путем. Актуаль­ной проблемой является разработка ситуативной педагогики, основанной на интуи­тивизме, эвристике и персонализме.

Постепенное включение элементов творческого познания в традиционный образова­тельный процесс приводит к тому, что у учащихся вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, развивается феноменологическое видение изучаемых областей мира взглядом, «окрашенным» позицией учебного предмета.

Вопросы и упражнения

1. Вспомните из своей практики образовательные ситуации, в которых создава­лась образовательная напряженность. Проанализируйте их с дидактической точки зрения, оцените соответствие их структуры рассмотренным в данном па­раграфе этапам образовательной ситуации.

2. Как учителю реагировать на ученические версии решения проблемы, если он не уверен в их содержательности?

3. Какие действия учителя литературы вы можете предложить в ситуации, когда он вынужден срочно заменить заболевшего учителя математики в выпускном классе физико-математического профиля, готовящегося к поступлению в соот­ветствующие вузы?

4. Сформулируйте принципы ситуативной педагогики (дидактики).

5. Приведите обоснованные аргументы для коллеги-учителя или администрации школы о необходимости построения процесса обучения на основе образователь­ных ситуаций.

Дидактический практикум



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: