К 140-летию со дня основания Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете




Пресс-релиз

«НАШЕ ОБЩЕСТВО – УЧЕНОЕ БРАТСТВО»

 

Выставка посвящена юбилею Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 140 лет тому назад, в 1878 г. состоялось утверждение устава Общества и организационное собрание членов-учредителей.

Цель выставки: показать роль Общества в изучении народов России и сохранении памятников истории, археологии, этнографии, языка, письменности, устного народного творчества и искусства.

Общество просуществовало более 50 лет. Оно объединяло исследователей и любителей местной истории и этнографии, стремившихся к изучению и сохранению «памятников старины» и богатств традиционной народной культуры. Можно сказать, что в нем был своего рода культ памятников, выразившийся в стремлении их выявлять, изучать, сохранять, вводить в научный оборот и представлять общественности. Среди членов Общества были приват-доценты и профессора Казанского университета, преподаватели других учебных заведений, чиновники и специалисты различных ведомств, священнослужители и др. Численность общества – свыше 600 человек. Кроме российских ученых в ОАИЭ входили специалисты из Финляндии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, Бельгии. После 1917 г. присоединились коллеги из Великобритании, Швеции, США.

Задуманное как добровольное объединение людей с благородной целью, Общество имело большое духовно-нравственное значение. Его хорошо выразил один из учредителей, заместитель председателя профессор С.М. Шпилевский на праздновании первой годовщины (1879): «Наше Общество – ученое братство, в которое вступают без различия чинов, званий, народностей и вероисповедений, в котором все пользуются одинаковыми правами. Для вступления в нашу среду требуются только доказательства желания и способности трудиться». Оно не даёт никаких наград даже за самые выдающиеся труды, но эта свобода от внешних побуждений «составляет нравственное достоинство ученого общества, организация которого удовлетворяет присущим человеку идеальным стремлениям – работать на пользу только одной истине и в видах скорейшего приближения к ней работать сообща, помогая друг другу!».

Важнейшей особенностью ОАИЭ было изучение восточной России. Впоследствии область изучения расширилась, и в неё кроме Поволжья и Приуралья вошли Сибирь и Средняя Азия. Проявлялся значительный интерес к изучению славян и Византии. В 1917 г. в сфе­ру изу­че­ния ОАИЭ во­шла все­об­щая ис­то­рия, в 1920-е годы – ис­то­рия об­щественной мыс­ли, ра­бо­че­го и кре­сть­ян­ско­го дви­же­ния, Октябрьской ре­во­лю­ции 1917 года.

Общество археологии, истории и этнографии вело ар­хео­ло­гические рас­коп­ки па­мят­ни­ков ка­мен­но­го, брон­зо­во­го и ран­не­го же­лез­но­го ве­ков Волж­ско-Кам­ской Бул­га­рии и Зо­ло­той Ор­ды на тер­ри­то­рии Ка­зан­ской, Вят­ской, Перм­ской, Уфим­ской и др. гу­бер­ний; за­ни­ма­лось изу­че­ни­ем и ох­ра­ной древ­них па­мят­ни­ков го­ро­дов Бол­гар, Би­ляр и др.; со­став­ля­ло ар­хео­ло­гическую и эт­но­гра­фическую кар­ты Ка­зан­ской губернии; изу­ча­ло ис­то­рию зем­ле­вла­де­ния, го­ро­дов, государственного управ­ле­ния, тор­гов­ли и про­мы­слов, народных дви­же­ний, куль­ту­ры, рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ст­ва и др.

Другим направлением деятельности Общества было исследование быта, хо­зяйственной дея­тель­ности, ве­ро­ва­ний, язы­ков, про­бле­м про­ис­хо­ж­де­ния, рас­се­ле­ния и взаи­мо­от­но­ше­ний на­ро­дов (марийцев, морд­вы, рус­ских, та­тар, уд­мур­тов, чу­ва­шей и др.); народной музыкальной куль­ту­ры, па­мят­ни­ков изо­бра­зительного, де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства и ар­хи­тек­ту­ры.

Процесс и результаты разносторонней научной деятельности публиковались в журнале «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете», выходившем на протяжении 1878–1929 гг. Основной объем занимали научные труды членов ОАИЭ. Среди авторов «Известий» более 17 ученых из татар. Среди них Каюм Насыри, Шигабутдин Марджани, Шагбазгарей Ахмеров, Гайнутдин Ахмаров, Сулейман Аитов, Габдрахман Ильяси, М.Б. Заитов и другие.

Труды Общества были востребованы широкими общественными кругами. В 1900-е гг. «Известия» ОАИЭ высылались по 140–150 российским адресам, 40–50 зарубежным в 14–16 странах, не считая рассылки почетным и действительным членам Общества. Это был единственный в русской провинции журнал, всецело посвященный археологии, истории и этнографии преимущественно Восточной России.

Об­щие со­б­ра­ния ОАИЭ бы­ли от­кры­ты­ми для пуб­ли­ки; уст­раи­ва­лись пуб­лич­ные лек­ции, вы­став­ки му­зей­ных кол­лек­ций. В 1920-е годы руководите­ли и ря­до­вые чле­ны общества под­верг­лись го­не­ни­ям по политическим моти­вам. Общество за­кры­то в 1931 г.

ОАИЭ имело обширную библиотеку, нумизматический кабинет, отдел манускриптов; музей археологии; этнографический вещественный материал передавался в университетский музей отечествоведения, его архив содержал более 900 названий отдельных рукописных материалов.

Археологический музей КФУ для выставки подобрал предметы из 22 различных коллекций от эпохи бронзы до средневековья из различных регионов мира (от Минусинской котловины в Сибири до Дунайской Болгарии и Древней Греции в Европе. Среди них шлифованные каменные топоры и булава Балановской и Фатьяновской культур эпохи бронзы (III-II тыс. до нашей эры), бронзовые серпы из Нижегородской губернии из коллекции срубной культуры эпохи средней бронзы, (сер. II тыс. до нашей эры).

Артефакты эпохи поздней бронзы и средневековья были собраны в 1913 г. в Минусинской котловине котловина – одном из древнейших центров металлургии Сибири и Алтая во время первой экспедиции С.А. Теплоухова под руководством проф. Б.Ф. Адлера. В коллекцию входят бронзовые кельты и ножи Карасукской культуры (XIII -X вв. до нашей эры), бронзовый кинжал Тагарской культуры (IX-VII вв. до нашей эры), бронзовые зеркала (X-XIII вв.), железные наконечники стрел, в том числе срезни (XIII в.).

Эпоха раннежелезного века на нашей территории представлена бронзовым прорезным наконечником копья, кельтом Ананьинской культуры и скифским кинжалом акинаком.

В коллекции музея ОАИЭ находились предметы, найденные при раскопках древнегреческих и римских городов. В основном, это небольшие сосуды для косметики и благовоний, керамические светильники и оссуарий.

Древнегреческая культура оказала большое влияние на Среднюю Азию, где появились государства, переработавшие эллинистическую культуру – Бактрия, Согд и Кушанская империя. В археологической коллекции ОАИЭ были терракотовые фигурки из Средней Азии первых веков нашей эры. Кроме того, в среднеазиатской коллекции есть предметы искусства доарабского (V-VI вв.) и раннемусульманского (VII-VIII вв.) периодов. Домонгольский период (IX-XII вв.) представлен кувшином из Ташкентского оазиса с лаконичная арабографичной надписью черного цвета, выполненной куфическим шрифтом راحة (رحمة) «раха» – перевод: приятность или "рахма", то есть милость). Один из интереснейших экспонатов из коллекций музея ОАИЭ – надгробный камень XIII в. с несторианского кладбища в Бишкеке с надписью сирийскими буквами на тюркском языке. К XVI в. относится керамическая фигурка льва, происходящая из буддийского монастыря на р. Аблакетка в Восточном Казахстане (это связано с передвижением калмыков через Казахскую Орду в низовья Волги). Еще одна среднеазиатская коллекция представлена трехцветными изразцами с растительным орнаментом и надписью в чёрном контуре на арабском языке в стиле сульс тимуридского времени (конец XIV в.) из Самарканда.

На выставке можно увидеть фигурки с фантастическими животными и с изображением человеческих фигур, выполненные в пермском зверином стиле (VI-XII вв.).

С нашим регионом связана большая коллекция артефактов Волжской Булгарии и Золотой Орды. Высокая культура средневековых булгаро-татарских государств представлена различными украшениями и формами для их отливки, предметами быта, орудиями труда и вооружением. Среди бытовой керамики сфероконусы – сосуды алхимиков. Навершие меча скандинавского типа X - XI вв. и бронзовый светильник из Средней Азии XI-XIII вв., указывают на международные связи Волжской Булгарии. Заглушка отверстия печи с изображением двуглавого орла (XVIII-XIX вв.) – один из самых поздних экспонатов коллекции печных изразцов (XVIII-XIX вв.).

На выставке представлены уникальные экспедиционные материалы этнографов членов ОАИЭ, собранные в конце XIX – начале XX вв. из собрания Этнографического музея КФУ. Особым богатством отличаются головные уборы и украшения финно-угорских женщин Среднего Поволжья. Интересны традиционные женские головные уборы замужних мариек – шимакши, собранные И.Н. Смирновым в Среднем Поволжье в 1888-1892 гг. В коллекции традиционной женской одежды мордвы М.Е. Евсевьева особо примечателен праздничный головной убор – сорока, украшенный разноцветным бисером и стеклярусом. Женские украшения и головные уборы чувашей (хушпу) из коллекции Н.В. Никольского украшены сплошной чешуей из монет. Головные уборы и их украшения отражали социальный статус женщины или девушки, степень состоятельности её семьи. Как правило, у всех народов они украшались плотной вышивкой, восхищающей многообразием и тонкостью узоров.

Большой интерес ученых ОАИЭ вызывали вопросы традиционной веры народов Поволжья. Отдельно следует выделить коллекцию ритуальной посуды – ковшей, употребляемых во время поминок и языческих молений, собранную И.Н. Смирновым. Согласно традиционным верованием, загробный мир выступал продолжением земной жизни. Поэтому считалось, что приносимая посуда послужит человеку в загробной жизни.

Большой интерес представляют атрибуты шаманского культа качинцев, собранные Н.Ф. Катановым во время экспедиции в Минусинском уезде Енисейской губернии – шаманский бубен и колотушка. Шаманский бубен в представлении многих народов Сибири являлся «ездовой лошадью» шамана, сопровождавший его всех мирах, поэтому он богато украшен особыми сакральными узорами. Помогает более ярко представить традиционный быт народов Сибири коллекция макетов, переданная С.К. Кузнецовым в дар Обществу.

Экспонаты выставки дают яркое представление о традиционной культуре народов Поволжья и Сибири, основных направлениях развития этнографического направления исследовательской работы в Обществе.

Кроме того, на выставке можно увидеть документальное наследие членов Общества из собрания Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского и Музея истории КФУ: делопроизводственные материалы (письма, отношения, каталоги, отчеты и др.), фотографии; личные документы и труды членов Общества; рукописи и гравюры, подаренные в музей ОАИЭ. Среди экспонатов – высшая награда Казанской научно-промышленной выставки 1890 г., присужденная ОАИЭ, за археологические и этнографические коллекции в виде расшитой кожаной подушки.

На выставке посетители смогут познакомиться с полным собранием «Известий» Общества, а также увидеть иллюстрированную Библию 1579 г. на немецком языке.

Таким образом, на юбилейной выставке представлены уникальные коллекции Общества археологии, истории и этнографии, которые сейчас составляют часть собраний Научной библиотеки Н.Н. Лобачевского, Археологического, Геологического, Этнографического музеев и Музея истории КФУ.

До встречи на выставке!

 

Научный консультант выставки: к.и.н. Сидорова И.Б.

Куратор выставки: к.и.н. Фролова С.А.

Рабочая группа: к.и.н. Амерханова Э.И., Ахметгалин Ф.А., Вагапова Ф.Р., к.и.н. Гущина Е.Г., Закирова М.Х., Казаков А.И., Нуретдинова А.Р., Петрова Р.Д., Хуснутдинова К.Ю., Чуракова М.А.

Художественное оформление: Медведев М.Н.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: