Методы сравнительного подхода




 

В настоящее время складываются благоприятные условия для более широкого использования методов сравнительного подхода к оценке рыночной стоимости коммерческих банков - наблюдается интенсивное развитие российского фондового рынка, увеличивается число заключенных сделок купли-продажи с пакетами акций банков, сделок слияний и поглощений, увеличивается степень открытости банковской системы. Кроме того, в условиях определения рыночной стоимости коммерческого банка с позиций внешней оценки методы сравнительного подхода являются основными, поскольку допускают использование информации лишь открытых источников о деятельности как оцениваемого банка, так и выбранных аналогов, а также отсутствует необходимость в построении возможных денежных потоков банка, определении структуры и поэлементной оценки его активов и обязательств, что для внешнего аналитика сопряжено со значительными трудностями.

В рамках сравнительного подхода к оценке рыночной стоимости бизнеса наиболее часто используются метод компании-аналога и метод сделок.

 

Метод компании-аналога

 

Метод компании-аналога (метод рынка капитала) основан на анализе данных, сформированных открытым фондовым рынком. На основе информации фондового рынка о котировках акций коммерческих банков в результате тщательного анализа различных финансовых коэффициентов осуществляется отбор банков - аналогов оцениваемому банку и рассчитываются оценочные мультипликаторы, представляющие собой соотношение рыночной стоимости одной акции аналога (либо рыночной капитализации) и какого-либо его финансового показателя. Рыночная стоимость оцениваемого банка определяется как произведение выбранного оценочного мультипликатора и соответствующего финансового показателя банка. Поскольку базой для сравнения в данном методе служит цена одной акции, в чистом виде использование метода возможно для определения рыночной стоимости миноритарных пакетов акций банков.

По состоянию на январь 2007 г. в листинг фондовых бирж РТС и ММВБ входят акции лишь нескольких банков. Так, в листинг РТС помимо акций ОАО "Сбербанк России" включены акции ОАО "Уралсиб", ОАО "Петрокоммерц", ОАО "Стелла-банк", ОАО "Банк "Возрождение", ОАО "Собинбанк", ОАО АКБ "РОСБАНК", ОАО "Сибакадембанк". В листинг ММВБ включены ценные бумаги ОАО "Сбербанк России" и ОАО "Банк "Возрождение", ОАО АКБ "РОСБАНК". Вне списка торгуются акции ОАО АКБ "Приморье", ОАО АКБ "ФинПромБанк", ОАО "Банк Москвы", ОАО "Дальневосточный банк", ОАО КБ "Ярославич", ОАО "Губернский банк "Тарханы", ОАО "Международный банк Санкт-Петербурга", ОАО "Меткомбанк", ОАО "Промстройбанк", ОАО АКБ "Авангард". Самыми ликвидными являются акции ОАО "Сбербанк России", ежедневные обороты на ММВБ по ним составляют несколько миллионов долларов. Также в последнее время регулярно совершаются сделки с акциями ОАО "Уралсиб", ОАО "Банк "Возрождение", ОАО АКБ "РОСБАНК", ОАО "Банк Москвы", ОАО "Промстройбанк". По прочим акциям в лучшем случае зафиксированы единичные сделки либо имеются лишь котировки на покупку и продажу.

Таким образом, на фондовом рынке имеется информация о ценах наиболее ликвидных акций банков, которые являются достаточно крупными как по величине собственного капитала, активов, так и получаемой прибыли и для подавляющего большинства российских коммерческих банков не могут являться аналогами. Поэтому в настоящих условиях применение метода рынка капитала для оценки российского коммерческого банка сопряжено со значительными трудностями, а полученный результат характеризуется невысокой достоверностью. Метод рынка капитала зачастую может быть использован только как вспомогательный, а его результат - лишь для подтверждения результатов расчета стоимости другими методами сравнительного подхода.

 

Метод сделок

 

В большинстве случаев проведения оценки рыночной стоимости коммерческого банка с внешних позиций основным методом сравнительного подхода, гарантирующим получение наиболее достоверного результата, является метод сделок. Метод сделок ориентирован на анализ цен приобретения компаний целиком либо их контрольных пакетов акций. Порядок применения метода компании-аналога и метода сделок практически совпадает, отличие заключается лишь в виде используемой исходной информации - данных о цене одной акции либо данных о цене контрольных пакетов акций. В настоящее время на рынке имеется информация (и ее объем постоянно наращивается) о предложениях к продаже и совершенных сделках как с миноритарными, так и контрольными пакетами акций коммерческих банков, что позволяет аналитику применить метод сделок к оценке стоимости банковского бизнеса.

На первом этапе реализации метода сделок необходимо осуществить сбор информации двух типов - рыночной и финансовой. Рыночная информация включает данные о фактических суммах совершенных сделок с пакетами акций различных коммерческих банков, а также информацию о количестве акций в обращении. Финансовая информация представлена официальной бухгалтерской и финансовой отчетностью и другими аналитическими материалами, характеризующими финансовое состояние коммерческих банков - оцениваемого и потенциальных аналогов.

На основе полученной рыночной информации о совершенных сделках с пакетами акций коммерческих банков составляется общий перечень возможных аналогов оцениваемому банку. Затем осуществляется анализ всего объема имеющейся финансовой информации, определяются критерии сопоставимости и отбора аналогов.

В условиях внешней оценки для сопоставления подобранных аналогов возможно проведение анализа как абсолютных финансовых показателей деятельности коммерческих банков - валюта баланса, чистые активы, собственный капитал; суммарные обязательства, чистая прибыль и т.д., так и относительных коэффициентов - рентабельность собственного капитала (Return on Equity), рентабельность активов (Return on Assets), мультипликатор капитала (Equity Multiplier), маржа чистой и операционной прибыли (Net and Operating Margin). Наиболее целесообразно применять показатели ROA и ROE, так как они учитывают в себе влияние остальных коэффициентов. Однако анализ большего числа анализируемых финансовых показателей и коэффициентов позволяет определить наиболее схожие аналоги и тем самым получить более объективную величину рыночной стоимости оцениваемого банка.

Наряду с анализом финансовых показателей коммерческих банков для определения наиболее сопоставимых компаний-аналогов необходимо рассматривать также и прочие характеристики их деятельности, например наличие/отсутствие филиальной сети, налаженных связей и взаимоотношений с крупнейшими частными корпорациями и государственными предприятиями, степень развития интернет- и телебанкинга и пр. Выбор показателей для анализа деятельности оцениваемого коммерческого банка и банков-аналогов должен осуществляться индивидуально в каждом конкретном случае проведения оценки.

Практическое занятие плагиатом – на страничке реферат точка ру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: