Приём “Генераторы-критики”
Описание: педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.
Пример. Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный прием можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.
Прием «Фишбоун» (рыбный скелет)
Описание: на верхних косточках причины, а на нижних – соответствующие им следствия. На верхних косточках – экономические причины, на нижних – с ними связанные социально-политические факторы. На верхних косточках главные факты темы, а на нижних – самостоятельная оценка их значения. Всегда: в голове – тема на хвосте – вывод.
Приём “Обратная мозговая атака”
Описание: обратная мозговая атака преследует цель поиска и устранение возможных недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть психологическую инерцию (привычный ход мышления, опирающийся на прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же время не позволяет остановиться, где нужно.
Пример. Изобрели книгу – бумага не мнется, не пачкается. У покупателей нет претензий к качеству книги. Производитель несет убытки, так как срок службы книг очень велик. Как помочь производителю, желательно не ухудшая качества.
Прием “Силовой анализ”
Описание: прием, который может быть использован для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы, произошедшего события. Удобнее всего при проведении анализа заполнять таблицу:
Сегодняшняя ситуация | Желательная ситуация |
Противодействующие факторы | Действия по уничтожению или ослаблению |
Поддерживающие силы и факторы (на что можно опереться) | Действия по усилению |
Пример. Информатика. Тема «Операционная система». Учащимся можно предложить сравнительный силовой анализ известных операционных систем. Например, Windows и Linux.
Сегодняшняя ситуация | Желательная ситуация |
Windows самая распространенная ОС. 90% пользователей всего мира отдают ей предпочтение. Для нее создаются многие прикладные программы, разрабатываются компьютерные игры. Однако она уязвима для вредоносного программного обеспечения, от которого нет 100 % защиты. ОС проприетарная, т.е. требует платы за использование лицензии. | Повысить уровень безопасности и защиты от воздействия вредоносных программ. Сделать лицензионную ОС более доступной. |
Противодействующие факторы | Действия по уничтожению или ослаблению |
ОС имеет много «закладок», которые помогают хакерам взламывать ОС и подвергать ее воздействию ВПО. | Сделать открытым ядро ПО. |
Поддерживающие силы и факторы (на что можно опереться) | Действия по усилению |
ОС популярна, поэтому, если снизить стоимость за использование лицензии, то огромная масса пользователей во всем мире пожелает, уплатив условно небольшую сумму денег, воспользоваться лицензионным ПО. | Позволить усовершенствовать версии Windows, как это сделано в Linux, рабочим группам программистов ведущих мировых компаний. |
Приём “Диаграмма Венна”
Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.
Пример.
- Уголь, соль: Общее - Различия: Соль - Различия: Уголь
- Полезное ископаемое - Минеральное вещество - Органическое вещество
- Одинаковое окончание слова (оль)- Начало слова на букву «с»- Начало слова на букву «у»
- Продукт - Продукт пищевой промышленности - Продукт добывающей промышленности
- Товар - Можно добывать выпариванием - Добывают в шахтах
- и т.д. В итоге выясняется, что общих черт больше.
Прием «Плюс и минус»
Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления. Пример: найти отрицательное и положительное в реформе, деятельности исторической личности, событии.