Норма – центральное понятие культуры речи. Орфоэпические и акцентологические нормы.




1. Источники изменения норм. Норма и вариант.

Главная причина изменения норм - это эволюция самого языка, наличие вариантности, что обеспечивает выбор наиболее целесообразных вариантов языкового выражения. В понятие образцовости, эталонности нормативного языкового средства все заметнее включается значение целесообразности, удобности.
В современном русском языке процесс нормализации протекает неравномерно в разных сторонах языковой системы и в разных формах реализации языка. В первом случае наблюдаются различия в темпах изменения нормы, например в области произношения. Или на лексическом уровне. И дело не только в том, что лексические нормы значительно подвижнее, нежели орфоэпические, но и в том, что нормализация лексики происходит на более широкой социальной и территориальной базе. Более того, соотношение стихийного и сознательного в нормализации также неоднозначно проявляется в разных сторонах языковой системы. Например, перевес сознательной фиксации нормы имеет большее значение для орфографии, чем для лексики или тем более синтаксиса, где стихийное становление нормы оказывается более активным.
Во втором случае (имеются в виду разные формы реализации языка - устная и письменная речь) нормализация также протекает неравномерно. Это связано хронологически с разными этапами в жизни языка. В тот период, когда формы письменной речи и устной резко разграничены в силу исторических причин, нормы письменной речи меняются значительно медленнее, и они оказываются более консервативными, чем нормы устной речи, тем более что процент сознательности в нормированности письменной речи намного выше, чем в речи устной, нормы которой складываются в основном стихийно. Такие периоды в жизни русского языка были, особенно в допушкинские времена.
В современном русском языке нормы письменной и устной речи сближаются, наблюдается их активное взаимодействие. Можно сказать даже больше: устная речь в ее общеразговорном стилистическом варианте в буквальном смысле вторгается в письменную речь. Особенно наглядно этот процесс протекает в языке массовой печати. Например, разговорный синтаксис, рожденный на базе устной речи, значительно потеснил грамматически «правильные», классические синтаксические конструкции, которые как нормативные представлены в учебниках, пособиях, справочниках.

Орфоэпические нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила произношения слов и грамматических форм слов. Орфоэпические нормы не менее важны для литературного языка, чем нормы образования грамматических форм слов и предложений или нормы правописания.

Нормы складываются из вариантов.

 

2. Орфоэпические нормы. Роль правильного произношения в современном обществе.

Орфоэпические нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила произношения слов и грамматических форм слов. Орфоэпические нормы не менее важны для литературного языка, чем нормы образования грамматических форм слов и предложений или нормы правописания.

Орфоэпия (от греч. orthos - правильный и epos - речь) - отдел языкознания, изучающий правила образцового произношения (Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова). Орфоэпия – это исторически сложившиеся нормы русского литературного произношения отдельных звуков и звукосочетаний в потоке устной речи. В основе русской орфоэпии лежат закономерности образования и взаимодействия отдельных звуков в фонетической системе русского языка. Произносительные особенности русского литературного языка сложились к середине XVII века на базе московского городского разговорного языка.

Важно научиться правильно писать слова, знать их точное лексическое значение. Но не менее важно правильно произносить слова.
Именно этой задачей занята наука орфоэпия. Она нужна для того, чтобы люди правильно произносили слова в соответствии с языковыми нормами, ставили ударение на нужный слог. Орфоэпия руководствуется нормами современной литературной речи.
Стоит отметить, что некоторые орфоэпические нормы могут изменяться в зависимости от региона. Наличие диалектизмов вносит коррективы в общепринятое произношение.

 

3. Основные законы произношения гласных и согласных.

Произношение согласных звуков.
Важная роль отводится литературному произношению и ударению, которые изучаются в специальном разделе науки о языке – в орфоэпии. Орфоэпия – это совокупность произносительных норм языка, обеспечивающая сохранение единообразия звукового оформления слов. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения. Произношение согласных звуков:

1) В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются;
2) На месте глухих согласных перед звонкими (кроме «в») произносятся соответствующие звонкие;
3) В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко;
4) Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными;
5) Двойным согласным буквам соответствует звук обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог. Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы.

Произношение гласных звуков.
Важная роль отводится литературному произношению и ударению, которые изучаются в специальном разделе науки о языке – в орфоэпии. Орфоэпия – это совокупность произносительных норм языка, обеспечивающая сохранение единообразия звукового оформления слов. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения. Произношение гласных звуков:
Сильной позицией для гласных фонем является позиция под ударением. В безударных слогах гласные подвергаются изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция – это изменение тембра звучания гласного; количественная редукция – это уменьшение его долготы и силы. Гласные, находящиеся в первом предударном слоге, изменяются незначительно, в большей степени редуцируются гласные остальных безударных слогов.

 

Произношение согласных звуков.

Важная роль отводится литературному произношению и ударению, которые изучаются в специальном разделе науки о языке – в орфоэпии. Орфоэпия – это совокупность произносительных норм языка, обеспечивающая сохранение единообразия звукового оформления слов. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения. Произношение согласных звуков:

1) В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются;

2) На месте глухих согласных перед звонкими (кроме «в») произносятся соответствующие звонкие;

3) В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко;

4) Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными;

5) Двойным согласным буквам соответствует звук обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог. Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы.

Произношение гласных звуков.

Важная роль отводится литературному произношению и ударению, которые изучаются в специальном разделе науки о языке – в орфоэпии. Орфоэпия – это совокупность произносительных норм языка, обеспечивающая сохранение единообразия звукового оформления слов. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения. Произношение гласных звуков:

Сильной позицией для гласных фонем является позиция под ударением. В безударных слогах гласные подвергаются изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция – это изменение тембра звучания гласного; количественная редукция – это уменьшение его долготы и силы. Гласные, находящиеся в первом предударном слоге, изменяются незначительно, в большей степени редуцируются гласные остальных безударных слогов.

4. Речевые ошибки, связанные с орфоэпией русского литературного языка.

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).

Ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

5. Особенности русского ударения. 5 разновидностей подвижного ударения в именах существительных.

В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.
Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.
Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.
Именно ударение может:
-отличать одно слово от другого;
Ср.: а́тлас – атла́с.
-быть показателем грамматической формы слова.
Ср.: ру́ки – руки́.
В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.
Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.
Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

 

 

Практикум.

Задание 1. Объясните, почему совпадают в произношении и различаются в написании следующие пары слов-омофонов. Выделите в них корни.

а) бачок – бочок, валы – волы, старожил – сторожил, в Баку – в боку, вязом – вязам, грузом – грузам, от оков – а таков;

 

б) весело – весило, мелá – милá, преступать (законы) – приступить (к делу), претворить (в жизнь) – притворить (окно), развевать – развивать, в синем – синим, посвятить – посветить, разрядить – разредить, по топям – потопим, пряди – приди.

 

Задание 2. Ниже приведен список слов, в которых требуется твердое произношение согласных [т], [д], [с], [н], [р], [к]. В каких функциональных стилях обычно встречаются эти слова? Как произносите эти слова вы? Проверьте себя по словарю.

Адекватный, альтернатива, анестезия, бизнес, бутерброд, гантель, генезис, гортензия, гротеск, девальвация, декольте, декор, дельта, денди, детектив, детерминизм, де-факто, де-юре, диатез, диспансеризация, индекс, интервидение, интервью, интерьер, каре, кемпинг, кодекс, контейнер, кортеж, коттедж, крепдешин, кронштейн, лазер, мартен, метрополитен, мистер, модель, модерн, молибден, нетто, орхидея, патетика, полонез, свитер, сервис, синтез, сонет, стенд, стресс, тезис, тембр, темп, термос, терракотовый, тест, фонема, экстерн.

Задание 3. Объясните, в какой морфеме находится непроизносимый согласный. Сделайте вывод.

Безмолвствовать, голландский, костный, лестница, марксистский, поездка, праздничный, солнце, сочувствие.

Задание 4. Поставьте ударение в следующих существительных.

Агент, агрономия, алфавит, апостроф, асимметрия, афера, буржуазия, бытие, вероисповедание, газопровод, гастрономия, генезис, де-факто, де-юре, диспансер, договор, еретик, жалюзи, житие, знамение, каталог, квартал, намерение, некролог, нефтепровод, обеспечение, плато, премирование, ракурс, свекла, упрочение, факсимиле, феномен, ходатайство.

Задание 5. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с каждым из них словосочетание.

А тлас – атл а с, бр о ня – брон я, в и дение – вид е ние, и рис – ир и с, кл у бы – клуб ы, остр о та – острот а, ст а рина – старин а, тр у сить – трус и ть, у гольный – уг о льный.

Задание 6. Образуйте от следующих существительных формы родительного падежа единственного числа и расставьте в них ударение. Чем обусловлена постановка ударения в том или ином случае?

Винт, герб, горб, гриб, гусь, жгут, жезл, клок, крюк, пласт, плод, пруд, стержень, торт, шест, ячмень.

 

Задание 7. Поставьте ударение в формах родительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения.

дЕрзостей, дОлжностей, жердЕй, кистЕй, крЕпостей (- это в значении от слова «крепкий»; если от значения «укреплённый пункт», то крепостЕй), плетЕй, плоскостЕй, повестЕй, прОповедей, скатертЕй, тростЕй, шАлостей, щелЕй.

 

Задание 8. Расставьте ударение в начальных формах прилагательных.

арАхисовый, безУдержный, валовОй, гЕрбовый, давнИшний, двоЮродный, зУбчатый (допускается два варианта), искрИстый, кедрОвый (допускается два варианта), мИзерный (допускается два варианта), одновремЕнный (допускается два варианта), оптОвый, устАвный.

 

Задание 9. От данных прилагательных образуйте все краткие формы и поставьте в них ударение.

Бойкий - бОек, бойкА; голодный - гОлоден, голоднА; гордый - гОрд, гордА; горький - гОрек, горькА; грубый - грУб, грубА; дешевый – дЁшев, дешевА; долгий – дОлог, долгА; жалкий – жАлок, жалкА; зеленый – зЕлен, зелЁн; крепкий – крепОк, крепкА; правый – прАвен, правА; редкий – рЕдок, редкА; светлый - свЕтел, светлА; сытый – сЫт, сытА.

 

Задание 10. Укажите ударение в наречиях. Имеются ли среди них формы с вариантным ударением?

без Умолку, набело (допускается два варианта), мастерскИ / мАстерски, завИдно, зАдолго / задолгО, Издавна, Исподволь, втрИдорога, втрИдешева, наОтмашь, нАискось, надОлго.

 

Задание 11. Расставьте ударение в следующих глаголах.

БаловАть, зазубрИть, заклЕить, заклИнить, закУпорить, заржАветь, звонИшь, избаловАть, исчЕрпать, кАшлянуть, начАть, началсЯ, облегчИть, одолжИть, озвУчить, опОшлить, подбодрИть, принУдить, увЕдомить, углубИть, усугУбить, ходАтайствовать.

 

Задание 12. Образуйте от данных глаголов все возможные формы прошедшего времени и расставьте в них ударение. Какими правилами определяется постановка ударения в формах прошедшего времени?

Брить – брил, брилА, брилО, брилИ.

Внять – внЯл, внЯла, внялО, внялИ.

Врать – врАл, вралА, вралО, врАли.

Донять – донЯл, донялА, донялО, донЯли.

Задать – задАл, задалА, задалО, задАли.

Замереть – замЕр, замерлА, замерлО, зАмерли.

Красть – крАл, кралА, крАло,крАли.

Лить – лил, лилА, лилО, лИли.

Нажить – нажИл, нажиЛа, нажИло, нажилИ.

Нанять – нанЯл, нанялА, нанялО, нАняли.

Обнять – обнЯл, обнялА, обнялО, Обняли.

Передать – передАл, передалА, передалО, передАли.

Подать – подАл, подалА, подАло, подАли.

Понять – пОнял, понялА, пОняло, пОняли.

Прибыть – прибЫл, прибылА, прибылО, прИбыли.

Рвать – рвАл, рвалА, рвАло, рвАли.

Слыть- слыл, слЫла, слЫло, слЫли.

Убыть – Убыл, убылА, убЫло, убЫли.

Шить- шил, шИла, шИло, шилИ.

 

Задание 13. От следующих глаголов образуйте краткие страдательные причастия и расставьте в них ударение. Укажите, от чего зависит постановка ударения в причастных формах.

Взять - взЯтая, забрать – зАбранная, занять - занятАя, изжить - изжИтая, набрать - нАбранная, назвать - нАзванная, нанять - нАнятая, отозвать - отОзванная, переизбрать - переИзбранная, подобрать - подОбранная, придать - прИданная, прикрыть – прикрЫтая, принять - прИнятая, прожить - прожИтая, раздать - рАзданная, созвать - сОзванная, сшить - сшИтая. Это страдательные причастия прошедшего времени. В краткой форме все пишутся без буквы Я в конце.

 

Задание 14. Поставьте ударение в следующих глаголах на -ировать. Определите, на какие две группы распадаются данные слова в зависимости от места ударения.

баллотИровать, блокИровать, бомбардировАть, вальсИровать, газИровать, гарантИровать, гравировАть, гримировАть, дебатИровать, дипломИровать, дисквалифицИровать, дистиллировАть, драпировАть, информИровать, компрометИровать, конкурИровать, копИровать, лакировАть, ликвидИровать, маскировАть, маршировАть, меблировАть, полировАть, премировАть, реабилитИровать, регистрИровать, суммИровать, транспортИровать,утрИровать, формировАть, формулИровать, форсИровать.
Глаголы можно разделить на две группы: первая – ударение ставится на И, во второй группе все ударения ставятся на А.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: