Семинар 1. Технология педагогической поддержки ребенка и процесса его развития
Задание студентам: подготовить сообщения:
1. Технология педагогической поддержки О.С. Газмана, сущность и принципы.(Для чего нужна педагогическая поддержка? Какую позицию занимает взрослый в ситуации поддержки?)
2. Правила педагогической поддержки
3. Технологическая цепочка педагогической поддержки
4. Охарактеризовать тактики педагогической поддержки: защиты, помощи, содействия, взаимодействия
5. Практическая работа:
Студенты, разделившись на 4 группы, выбрав или придумав педагогическую ситуацию, готовят творческое представление следующих тактик педагогической поддержки:
защиты;
помощи;
содействия;
взаимодействия.
В выступлении группы должны найти отражение особенности и условия применения каждой тактики, позиции участников учебно-воспитательного процесса, технологические аспекты их действий.
Семинар 2. Технология коллективного творческого дела
1. Задание студентам: подготовить сообщения:
1. И.П. Иванов как автор методики коллективной творческой деятельности
2. Задачи, условия, принципы коллективной творческой деятельности
3. Виды КТД
4. Этапы технологии КТД
5. Значение коллективной творческой деятельности в современном воспитании детей
Практическая работа
* Разделиться на 4 группы, каждая группа придумывает по три приема реализации одного из этапов: планирования, подготовки, проведения дела, коллективного анализа. По окончании времени включается «вертушка» - листочки с описанными приемами передаются в соседнюю микрогруппу для дополнения и т.д.
* Объединиться в три группы по возрастам школьников (младшие школьники, младшие подростки, старшие подростки),каждая группа разрабатывает проект КТД для определенного возраста по плану: как будут проходить целеполагание, планирование, подготовка, проведение, коллективный анализ.
Проекты защищаются. При защите одной из групп дается задание назвать удачные моменты проекта, другой – сомнительные, неудачные, остальные группы высказывают свое мнение без ограничения.
Преподаватель задает проблемно-методические вопросы типа: Как заинтересовать школьников предполагаемым делом? Как сделать, чтобы все учащиеся участвовали в школьном планировании? Что делать, если подготовка в командах, группах ребят не идет? По каждой из проблем выдвигается, обсуждается, фиксируется спектр идей-решений.
Литература
• Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989
• Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., 2003
• Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей.- М, 2011
Семинар 3. Методика работы классного руководителя с родителями
1. Задания для студентов: подготовить сообщения:
1. Цели и задачи взаимодействия классного руководителя с родителями. Правила организации взаимодействия.
2. Направления работы с родителями в деятельности классного руководителя:
* Изучение семей учащихся
* Психолого-педагогическое просвещение родителей;
* Организация общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся
* Проведение открытых мероприятий для родителей
3. Методика организации и проведения родительского собрания. Виды родительских собраний.
2. Практическая работа «Легко ли быть родителем?»
Семинар 4. Технология развития контакта «воспитатель – трудный школьник»
Часть
1. Обсуждение вопросов:
2. Какие трудности испытывает педагог, разговаривая с трудным учеником?
3. Какие трудности у школьника в разговоре с учителем?
4. Что должно стать результатом диалога «Педагог – воспитанник»? Главный признак результата. Возможные эффекты?
5. Общие принципы развития контакта
6. Охарактеризовать стадии контакта и приемы, которые может использовать педагог:
*стадия «Накопление согласий»;
* стадия «Поиск интересов»;
* стадия «Принятие особенных качеств»;
* стадия «Выяснение качеств, неблагодарных для взаимодействия»;
* стадия «Выявление особенностей личностной идентификации школьника»;
* стадия «Выработка норм и принципов».
2. Практическая работа – Обсуждение в микрогруппах ситуаций, к которым необходимо применить изученные закономерности и приемы.
Ситуации
1. Девятиклассница эгоистична, грубит родителям, одноклассникам, учителям, прогуливает уроки.
2. Пятиклассник тихий, необщительный. Ворует у товарищей по классу мелкие вещи.
3. Шестиклассник учится средне, с учителями ровен. На перемене выпрыгнул со второго этажа.
4. Вроде бы примерная и послушная восьмиклассница стала прогуливать уроки и плохо учиться.
Задания:
1. Предположить исходный уровень контакта учителя со школьником (он не обязательно будет нулевой).
2. Поставить цель-задачу в развитии контакта (до какой стадии может развиться контакт за один разговор).
3. Построить модель развития контакта: возможные действия, высказывания педагога и реакция школьника.
По окончании групповой работы микрогруппы докладывают свои результаты. Прояснение признаков результата (опыта позитивного доверительного общения) и методов его фиксации.
Семинар 5. Методика организации ученического самоуправления
1 задания студентам: Прочитайте статью В.М. Лизинского Методика организации работы ученического самоуправления. Классный руководитель. 2018. № 8. С. 42-63 и ответьте на следующие вопросы:
1. Что такое «ученическое самоуправление»
2. Условия для организации ученического самоуправления
3. Цели и задачи создания ученического самоуправления
4. Возможные структуры ученического самоуправления
5. Направления деятельности ученического самоуправления
6. Уровень, характер и содержание деятельности самоуправления в классе
7. Детские должности, звания, поручения, конкурсы, награды и стимулы в классе
2 задание студентам: Подготовьте сообщения:
1. Нормативные документы, регулирующие вопросы школьного самоуправления
2. На основе современных учебников по педагогике (2014 – 2018 год издания) проанализируйте основные положения о развитии детского самоуправления в школе.
3 задание студентам: Подготовьте презентации и их защиту по темам:
1. Модель самоуправления в школе
2. Модель, структура самоуправления в классе
3. Выборы ученического самоуправления в школе
4. Выборы ученического самоуправления в классе