Задача «Грамматические классы слов».




Некто, белый, пятый, пять, лисий, два, один, который, кто, мужичье, летящий, сын, стол, знает, съел, мечта, сок, сани, узнав, интереснее.

1. Разбейте слова на группы по грамматическим категориям, по которым они изменяются.

2. А теперь добавьте в классификацию все категории, которые есть у данных слов.

3. Встретились ли вам слова, имеющие омоформы? Слова, изменяющиеся по-разному в разных лексических значениях?

 

û А.В. Бондарко предлагает делить грамматические категории на соотносительные, несоотносительные и непоследовательно соотносительные.

К соотносительным он относит, например, время глагола.

Подумайте, по какому признаку он выделяет эти группы категорий, и приведите примеры несоотносительных и непоследовательно соотносительных категорий. Какая категория меняет свою соотносительность у разных частей речи?

 

  • Что общего у слов нечего, победить, брюки, ненависть, себя?

 

  • Объясните особенности спряжения следующих современных глаголов: бежать, чтить, хотеть, ошибиться.

 

l Укажите формы существительных, не отвечающих нормам современного литературного языка. Дайте историческое объяснение этим формам:

Стар я, зуб уж нет.

Ах! Зачем я не с крылами, полете бы я к холмам.

Валятся домы янычаров.

Тогда нестройные соседы отчаялись своей победы.

Листы на дереве с зефирами шептали.

И летит мимо все, что есть на земли.

Из пламя и света рожденное слово.

Она и следу не находит увядших весен бытия.

  • Правильно ли употреблены авторами архаические грамматические формы имен существительных?

1) И помолчав, прибавил увереннее, глядя в одну точку перед собою:

- Всякая козявка и та смерти боится. Тоже, значит, и у них души есть.

- Не души, батюшка, а дуси, - еще наставительнее сказала Евгения.

2)...и сквозь сон мне показалось, будто с небеси искры посыпались.

 

Объясните вариантные формы в следующих предложениях:

1. Науку больше помрачили, нежели свету ей придали....от света отшествие. 2. Два дни я совсем исправилась. Я на три дня с тобой, больше не разлучусь. 3. В своем доме... я занят здесь, в дому. 4.Мне хуже платят за оды, нежели за битые стеклы. И палевым своим лучом Златые стекла рисовала. 5. Гладить ланей златорогих и дерев под тенью спать. А если некогда деревьев тех не стало. 6. Проходят годы, дни, рев морь. Феб лучезарный из морей поднялся. 7....Включая кренделей и яблоков. Иль велела им трудиться, яблок райских не искать. 8.А все стоило мне пяти рублев. Пять сот рублей тут верным счетом.

 

û Сравните существительные в именительном и родительном падежах мужского и среднего рода в древнерусском и современном русском языке. Определите, как (от каких древнерусских форм) возникли современные основы и флексии.

 

Именительный падеж

Древние формы Современные формы
Братъ - брати Брат - братья
Друг — друзи, собир. дружья (друзья) Друг — друзья, книжн. други
Зять — зятье (зятие) Зять - зятья
Сын - сынове Сын — сыновья, книжн. сыны
Крюкъ - крюци Крюк — крючья и крюки
Мехъ - меси Мех — мехи и меха (с разн. знач.)
Плече - плеча Плечо - плечи
Ухо — ушеса, уха Ухо - уши
Мужъ - мужи Муж — мужья, книжн. мужи
Слово - словеса Слово — слова, устар. словеса

 

Родительный падеж (множественное число)

конь коней
сторожъ сторожей
краи краев
плодъ плодов
сыновъ сыновей
поль полей

 

l Разграничиваются ли подлежащее и прямое дополнение во фразе БРАТРЪ ПРИВЕДЕ ЧЕЛОВЕКЪ НЕМЪ? Объясните, как омонимия именительного и винительного падежей единственного числа мужского рода и как следствие отсутствие противопоставленности подлежащего и прямого дополнения привели к возникновению категории одушевленности в славянских языках.

  • Сохранились ли в современном русском языке какие-то следы древних форм родительного множественного одушевленных существительных (возможно, в устойчивых выражениях)?

 

l Объясните происхождение реликтовых форм:

Вышел в люди. Маленькая собачка до старости щеня. Почил в бозе. Не было у бабы забот, да купила порося. Притча во языцех. Выйти замуж. Ласковое теля двух маток сосет. Поделом тебе. У кошки котя такое же дитя. Лечь костьми.

В градском шуму и наедине. От блеску древнего светила свирепый отвращает взор. Ты сыплешь щедрою рукою свое богатство по земли. Покрыты мздою очеса. Стар, зуб уж нет. Бояре, задремав от меду, с поклоном убрались домой. Люди, на конь! Питомец резвый Карабаха прядет ушми.

 

l Дайте историческое объяснение формам имени прилагательного, местоимения и числительного, не соответствующим современной норме:

Образ Пушкина является в новом и еще лучезарнейшем свете.

Черты старухина лица...

по сороку храбрых людей.

Ты царствуешь над сорокью миллионами человек.

Саженях во сте от нас.

Со стомя человеками.

Здесь вечны блага не бывали.

И никогда нам без печали не доставалися оне.

И буря в ярости кратчае показалась.

Меня оставил он, жестокой.

Краснеет даль главой кудрявыя рябины.

Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.

Меж ими все рождало споры.

У ворот стоят тесовиих.

 

l Правильно ли употреблены формы глагола быть в следующих примерах?

1.Им имена суть многи. 2.Земля суть в форме шара. 3.Так скажем уж, кто мы такие суть.

4.А вот что и с чего начинается в жизни человеческой — тайна сия велика есмь. 5.И сам ты велик всемогущ есмь. 6.Кто же ты есть? - Стрелецкий сын. 7.Казна моя не расхищена есть.

 

è Насколько прав поэт в объяснении форм:

«у нас многие спрягают: решаю, решаешь, решает, решаем, решаете, решают вместо решу, решишь и проч. Решу спрягается как грешу » (Пушкин).

 

l К какой древнерусской форме восходят сказуемые в следующих предложениях:

Она оставила было дверь отворенной, но вдруг вернулась к ней и заперла ее. А пришедши домой, сел было обедать. Не того было хотелось, да так сталось. Так было все хорошо складывалось.

 

è А с современной точки зрения какой частью речи является слово было в подобных конструкциях?

 

Дайте исторический комментарий к глагольным формам, употребленным в следующих предложениях:

Тут Добрыня испужался есть. Идетъ ту Добрынюшка Микитичь есть на честный пир. Ездила была в Москву-то. Я, несмотря на все усилия, не мог произнести ни звука, как говорят, прильпе язык к гортани. Одним махом сто душ побивахом. Стану сказывать я сказки, песню пропою. Лен имам связывать.

Как соотносятся следующие формы в современном языке и исторически:

пригорел — пригорелый; окаменел — окаменелый, текучий — текущий, играя — играючи, реветь — рева, сломить — сломя голову, служить — служивый, поехав — поехамши.

 

l Переведите предложения на современный язык, прокомментируйте причастные формы:

Срослые брови сулят счастье. Не знаяй греха не сотворит. Испуган зверь далече бежит. Не радуйся нашедши, не плачь потерявши. Был у тещи, да рад утекши.

l Определите способ образования наречий в истории языка:

исстари, издали, поделом, спереди, сначала, отчасти, дотла, замуж, поневоле, вниз, опять, вместе, дважды, вкратце, здесь, сегодня, домой, где, завтра, везде, теперь, намедни, весьма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: