Некто, белый, пятый, пять, лисий, два, один, который, кто, мужичье, летящий, сын, стол, знает, съел, мечта, сок, сани, узнав, интереснее.
1. Разбейте слова на группы по грамматическим категориям, по которым они изменяются.
2. А теперь добавьте в классификацию все категории, которые есть у данных слов.
3. Встретились ли вам слова, имеющие омоформы? Слова, изменяющиеся по-разному в разных лексических значениях?
û А.В. Бондарко предлагает делить грамматические категории на соотносительные, несоотносительные и непоследовательно соотносительные.
К соотносительным он относит, например, время глагола.
Подумайте, по какому признаку он выделяет эти группы категорий, и приведите примеры несоотносительных и непоследовательно соотносительных категорий. Какая категория меняет свою соотносительность у разных частей речи?
- Что общего у слов нечего, победить, брюки, ненависть, себя?
- Объясните особенности спряжения следующих современных глаголов: бежать, чтить, хотеть, ошибиться.
l Укажите формы существительных, не отвечающих нормам современного литературного языка. Дайте историческое объяснение этим формам:
Стар я, зуб уж нет.
Ах! Зачем я не с крылами, полете бы я к холмам.
Валятся домы янычаров.
Тогда нестройные соседы отчаялись своей победы.
Листы на дереве с зефирами шептали.
И летит мимо все, что есть на земли.
Из пламя и света рожденное слово.
Она и следу не находит увядших весен бытия.
- Правильно ли употреблены авторами архаические грамматические формы имен существительных?
1) И помолчав, прибавил увереннее, глядя в одну точку перед собою:
- Всякая козявка и та смерти боится. Тоже, значит, и у них души есть.
- Не души, батюшка, а дуси, - еще наставительнее сказала Евгения.
2)...и сквозь сон мне показалось, будто с небеси искры посыпались.
Объясните вариантные формы в следующих предложениях:
1. Науку больше помрачили, нежели свету ей придали....от света отшествие. 2. Два дни я совсем исправилась. Я на три дня с тобой, больше не разлучусь. 3. В своем доме... я занят здесь, в дому. 4.Мне хуже платят за оды, нежели за битые стеклы. И палевым своим лучом Златые стекла рисовала. 5. Гладить ланей златорогих и дерев под тенью спать. А если некогда деревьев тех не стало. 6. Проходят годы, дни, рев морь. Феб лучезарный из морей поднялся. 7....Включая кренделей и яблоков. Иль велела им трудиться, яблок райских не искать. 8.А все стоило мне пяти рублев. Пять сот рублей тут верным счетом.
û Сравните существительные в именительном и родительном падежах мужского и среднего рода в древнерусском и современном русском языке. Определите, как (от каких древнерусских форм) возникли современные основы и флексии.
Именительный падеж
Древние формы | Современные формы |
Братъ - брати | Брат - братья |
Друг — друзи, собир. дружья (друзья) | Друг — друзья, книжн. други |
Зять — зятье (зятие) | Зять - зятья |
Сын - сынове | Сын — сыновья, книжн. сыны |
Крюкъ - крюци | Крюк — крючья и крюки |
Мехъ - меси | Мех — мехи и меха (с разн. знач.) |
Плече - плеча | Плечо - плечи |
Ухо — ушеса, уха | Ухо - уши |
Мужъ - мужи | Муж — мужья, книжн. мужи |
Слово - словеса | Слово — слова, устар. словеса |
Родительный падеж (множественное число)
конь | коней |
сторожъ | сторожей |
краи | краев |
плодъ | плодов |
сыновъ | сыновей |
поль | полей |
l Разграничиваются ли подлежащее и прямое дополнение во фразе БРАТРЪ ПРИВЕДЕ ЧЕЛОВЕКЪ НЕМЪ? Объясните, как омонимия именительного и винительного падежей единственного числа мужского рода и как следствие отсутствие противопоставленности подлежащего и прямого дополнения привели к возникновению категории одушевленности в славянских языках.
- Сохранились ли в современном русском языке какие-то следы древних форм родительного множественного одушевленных существительных (возможно, в устойчивых выражениях)?
l Объясните происхождение реликтовых форм:
Вышел в люди. Маленькая собачка до старости щеня. Почил в бозе. Не было у бабы забот, да купила порося. Притча во языцех. Выйти замуж. Ласковое теля двух маток сосет. Поделом тебе. У кошки котя такое же дитя. Лечь костьми.
В градском шуму и наедине. От блеску древнего светила свирепый отвращает взор. Ты сыплешь щедрою рукою свое богатство по земли. Покрыты мздою очеса. Стар, зуб уж нет. Бояре, задремав от меду, с поклоном убрались домой. Люди, на конь! Питомец резвый Карабаха прядет ушми.
l Дайте историческое объяснение формам имени прилагательного, местоимения и числительного, не соответствующим современной норме:
Образ Пушкина является в новом и еще лучезарнейшем свете.
Черты старухина лица...
по сороку храбрых людей.
Ты царствуешь над сорокью миллионами человек.
Саженях во сте от нас.
Со стомя человеками.
Здесь вечны блага не бывали.
И никогда нам без печали не доставалися оне.
И буря в ярости кратчае показалась.
Меня оставил он, жестокой.
Краснеет даль главой кудрявыя рябины.
Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
Меж ими все рождало споры.
У ворот стоят тесовиих.
l Правильно ли употреблены формы глагола быть в следующих примерах?
1.Им имена суть многи. 2.Земля суть в форме шара. 3.Так скажем уж, кто мы такие суть.
4.А вот что и с чего начинается в жизни человеческой — тайна сия велика есмь. 5.И сам ты велик всемогущ есмь. 6.Кто же ты есть? - Стрелецкий сын. 7.Казна моя не расхищена есть.
è Насколько прав поэт в объяснении форм:
«у нас многие спрягают: решаю, решаешь, решает, решаем, решаете, решают вместо решу, решишь и проч. Решу спрягается как грешу » (Пушкин).
l К какой древнерусской форме восходят сказуемые в следующих предложениях:
Она оставила было дверь отворенной, но вдруг вернулась к ней и заперла ее. А пришедши домой, сел было обедать. Не того было хотелось, да так сталось. Так было все хорошо складывалось.
è А с современной точки зрения какой частью речи является слово было в подобных конструкциях?
Дайте исторический комментарий к глагольным формам, употребленным в следующих предложениях:
Тут Добрыня испужался есть. Идетъ ту Добрынюшка Микитичь есть на честный пир. Ездила была в Москву-то. Я, несмотря на все усилия, не мог произнести ни звука, как говорят, прильпе язык к гортани. Одним махом сто душ побивахом. Стану сказывать я сказки, песню пропою. Лен имам связывать.
Как соотносятся следующие формы в современном языке и исторически:
пригорел — пригорелый; окаменел — окаменелый, текучий — текущий, играя — играючи, реветь — рева, сломить — сломя голову, служить — служивый, поехав — поехамши.
l Переведите предложения на современный язык, прокомментируйте причастные формы:
Срослые брови сулят счастье. Не знаяй греха не сотворит. Испуган зверь далече бежит. Не радуйся нашедши, не плачь потерявши. Был у тещи, да рад утекши.
l Определите способ образования наречий в истории языка:
исстари, издали, поделом, спереди, сначала, отчасти, дотла, замуж, поневоле, вниз, опять, вместе, дважды, вкратце, здесь, сегодня, домой, где, завтра, везде, теперь, намедни, весьма.