План
1. Политическое и экономическое развитие Словении
2. Политическое и экономическое развитие Хорватии
3. Политическое и экономическое развитие Македонии
5. Политическое и экономическое развитие Боснии и Герцеговины
5. Политическое и экономическое развитие Союзной Республики Югославия.
Летом и осенью 1990 г. выборы состоялись в Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине. В Сербии победу одержал С.Милошевич. Выборы в Боснии, Герцеговине и Македонии привели сербское руководство к политической изоляции. И только в Черногории коммунисты добились довольно убедительной победы. Свободные выборы и провозглашение независимости союзных республик привели к распаду Югославской федерации.
После выборов и прихода национальных сил к власти в республиках бывшая единая экономика страны распалась на шесть отдельных региональных экономических структур.
1. Политическое и экономическое развитие Словении. Общее состояние всех союзных органов, близкое к полному параличу, сделало возможным быстрое осуществление многолетней идеи словенской политической элиты об отделении от СФРЮ. Словения провозгласила суверенитет и объявила о своем выходе из Югославии 25 июня 1991 г., ссылаясь на принятую 2 июля 1990 г. Декларацию республики о независимости и результаты плебисцита 23 декабря 1990 г., на котором 88,5% населения высказалось за отделение от Югославии.
Руководство тщательно готовилось к отделению и в день объявления о суверенитете словенское правительство взяло под свой контроль границы республики, воздушное пространство, а также таможенные пункты. В качестве ответной меры правительство СФРЮ 26 июня 1991 г. отдало приказ о защите югославских границ. Путь двухтысячному контингенту, состоящему из пограничников, сотрудников МВД и военных, который начал движение в сторону пограничных переходов, преградили словенские добровольческие отряды и силы территориальной обороны. В столкновениях, которые в литературе уже окрестили «малой войной», погибли 44 военных, 184 получили ранения. Со стороны Словении было трое убитых и 66 раненых. 12 июля после предварительно заключенного перемирия президиум СФРЮ принял решение вывести войска из Словении. 29 июля 1991 г. из республики были выведены все войска и техника.
В январе 1992 г. Словения была признана странами Европейского союза, затем она становится полноправным членом СБСЕ и ООН.
Население молодой республики составляло в 1990 г. около 1,9 млн человек, 90% из которых — словенцы.
Словения — парламентская республика. Высшим законодательным органом является скупщина, состоящая из двух палат — Государственного собрания (90 человек, избираются сроком на 4 года) и Государственного совета (40 членов, избираются сроком на 5 лет).
На парламентских выборах в декабре 1992 г. большинство мест получили либерал-демократы (25 мест), и Словенские христианские демократы (14 мест). За ними следовали бывшие коммунисты — партия Социал-демократического обновления. Президентом снова на пятилетний срок был избран М. Кучан.
На парламентских выборах 1996 г. либерал-демократы вновь подтвердили свое преимущество, получив 25 мандатов из 90 в Государственном собрании. Значительный успех по сравнению с выборами 1992 г. имели Народная партия (19 мест) и Социал-демократическая партия (16 мест). На президентских выборах в ноябре 1997 г. М. Кучан опередил всех кандидатов на пост президента страны и вновь стал руководителем государства.
Усилия правительства, направленные на поддержание гражданского мира и политического спокойствия в стране, дают определенные положительные результаты. Словения, взяв курс на интеграцию с Европой, предприняла широкомасштабную экономическую реформу, направленную на обуздание инфляции, создание собственной валюты, проникновение на европейский рынок. В 1994 г. произошел перелом в экономической ситуации. Валовой внутренний продукт вырос более чем на 5%, удалось несколько снизить инфляцию — с 22,9% в 1993 г. до 18,3%, укрепить валютные резервы страны. В последнем квартале 1995 г. инфляция впервые не превысила 10%.
Отстаивая политическую самостоятельность, Словения выступает за восстановление экономических и политических связей бывших республик СФРЮ.
2. Политическое и экономическое развитие Хорватии. Хорватия провозгласила свою независимость 25 июня 1991 г. В январе 1992 г. страны Европейского Союза официально признали ее самостоятельность. В мае того же года Хорватия стала полноправным членом ООН. Однако мир на хорватскую землю не пришел. В течение года в республике шла война между сербами, компактно проживавшими на трети ее территории и не желавшими выходить из состава Югославии, и хорватской армией, стремившейся сохранить единство государства. Сербы создали Республику Сербская Крайна (РСК) и пытались отделиться от Хорватии, но не были поддержаны мировым сообществом. В феврале 1992 г. Совет Безопасности ООН принял решение о посылке в бывшую Югославию миротворческого контингента, который был размещен вдоль границ с Республикой Сербская Крайна. С 1992 по 1995 г. экономическая и политическая жизнь Хорватии развивалась на территории, в которую не входили сербские области РСК, разделенные на четыре зоны (сектора), где располагались «голубые каски». В 1995 г. в ходе военной операции хорватская армия заняла территорию РСК, более 200 тыс. сербов покинули республику.
Хорватский парламент — сабор — состоит из палаты представителей, в которую выбирается 138 депутатов, и палаты общин, представленной 68 депутатами. В палату общин избираются по 3 представителя от каждой из 21 жупаний (административных единиц страны), а пятерых дополнительно назначает президент.
В августе 1992 г. в Хорватии прошли досрочные парламентские и президентские выборы. Президентом страны вновь стал Ф.Туджман. Большинство обеих палат парламента составили члены Хорватского демократического содружества (ХДС), получившие 2/3 мест. На парламентских выборах 1995 г. ХДС удалось сохранить более половины депутатских мест в парламенте. Второй по числу мест в парламенте стала Социал-демократическая партия (реформированный Союз коммунистов Хорватии), получившая 9% голосов.
Хорватия после Словении была наиболее развитой в экономическом отношении республикой в федеративной Югославии. Однако разрыв экономических связей с другими частями бывшей СФРЮ, война, которая велась непосредственно на территории Хорватии, а также временная утрата контроля над сербской частью территории Республики нанесли тяжелый урон экономике. Значительная часть промышленности и инфраструктуры Хорватии были разрушены, Ущерб от военных действий составил 18,7 млрд дол. Экономический спад в Хорватии составил с 1989 по 1994 г. 46%. В 1994 г. удалось обуздать инфляцию, стабилизировать курс национальной денежной единицы — куны, введенной в мае 1994 г. Однако многие проблемы решить так и не удавалось. В 1995 г. наблюдалось замедление экономического роста Хорватии, упали ключевые показатели развития народного хозяйства. Дефицит платежного баланса республики в 1994 г. достиг 1,7 млрд дол.
Внешняя политика Хорватии формировалась в условиях продолжающегося кризиса на Балканах, непосредственной вовлеченности республики в конфликт. Особенно тесные отношения были налажены ею с ближайшими соседями — Австрией, Венгрией Словенией, а также с Германией, Албанией.
В 1996 г. наметился процесс постепенной нормализации отношений Хорватии с Союзной Республикой Югославией. Подписание соответствующего соглашения явилось важным шагом в урегулировании всего югославского кризиса.
3. Политическое и экономическое развитие Македонии. Процесс оформления самостоятельности Македонии, начатый в январе 1991 г. принятием Декларации о суверенитете Социалистической Республики Македонии, был завершен 17 ноября 1991 г., когда была принята новая конституция Республики Македония, провозгласившая ее суверенным демократическим государством.
21 февраля 1992 г. руководители Македонии и СФРЮ подписали договор о выводе частей Югославской народной армии с территории республики. Тем самым Македония избежала военных столкновений, ее отделение от СФРЮ произошло мирным путем.
Однако достижение суверенитета омрачалось трудностями международного признания республики. Греция решительно протестовала против названия республики «Македония» (ибо так называется область в Северной Греции), против использования исторической греческой атрибутики в официальной македонской символике, настаивала на твердых гарантиях со стороны Македонии, что та не имеет территориальных претензий к соседним государствам.
В апреле 1993 г. республика была принята в ООН под временным названием Бывшая Югославская Республика Македония (БЮРМ) до урегулирования разногласий, возникших в связи с названием этого государства. В июне 1996 г. уже 72 государства признали Македонию, из них 35 — под именем Республика Македония.
После достижения самостоятельности в Македонии начались радикальные изменения политической и экономической систем. Конституция закрепляла создание гражданского, демократического, правового государства. Высшим законодательным органом республики является избираемый на четыре года однопалатный парламент — Собрание Республики Македонии, состоящее из 120 депутатов. Собрание избирает президента республики сроком на четыре года. 27 января 1991 г. президентом стал К, Глигоров. За пять лет парламент рассмотрел более 700 законодательных актов, регулирующих все сферы общественной, политической и экономической жизни.
В условиях разгоравшихся военных действий в Хорватии, а также в Боснии и Герцеговине, мир в Македонии казался ее руководителям хрупким. Поэтому они обратились с просьбой в ООН направить отряд «голубых касок» в Македонию. В декабре 1993 г. парламент Республики Македония принял решение просить о присоединении к НАТО. Все политические партии страны без исключения поддержали это решение.
Эволюция политической системы и ее демократизация связаны были в Македонии с развитием многопартийности, налаживанием представительной системы власти и управления. В 1994 г. в республике Македония было зарегистрировано уже около 60 политических партий, из которых 15 выражали интересы национальных меньшинств. Первые выборы в условиях самостоятельности прошли в октябре—ноябре 1994 г. На места в парламенте претендовали правящий блок «Союз за Македонию», куда входили социал-демократы, либералы и социалисты, а также национальная македонская оппозиция и национальные албанские партии. Абсолютное большинство в парламенте получил «Союз за Македонию» (85 мест из 120).
Экономическое положение Македонии после обретения самостоятельности было крайне тяжелым. Валовой внутренний продукт с 1991 по 1993 г. сократился на 30%, уровень безработицы приблизился к 40%, объем промышленного производства упал на 50%. В результате спада производства сталелитейные и никелевые предприятия были близки к закрытию, текстильная промышленность была загружена на 30% своей мощности, снизились поступления от туризма, транзита.
Приоритетом объявленной правительством и согласованной с Международным валютным фондом и Всемирным банком программы экономической стабилизации явилось создание условий для функционирования рыночного хозяйства и скорейшая приватизация. В 1995 г. удалось обуздать инфляцию. В 1995 г. Всемирный банк предоставил Македонии кредит в 85 млн дол. для корректировки финансового и предпринимательского секторов. Источником дальнейшего экономического роста стали малые и средние предприятия, строительство, сельское хозяйство и сфера услуг.
Македония — страна, в которой, кроме титульной нации, проживают и другие народы. Согласно переписи 1994 г., население страны составляло 2 075 196 человек, из которых 1 378 687 — македонцы, 478 967 — албанцы, 39 866 — сербы, 47 408 — цыгане. Большинство населения (66,66%) — православные, мусульмане составляют 30,06%, католики — 0,49%. Албанцы, проживающие в Республике, выступают за расширение своих прав, открытие албанского университета, более пропорциональное участие (на уровне 30%) во всех государственных структурах, а радикальное крыло албанского меньшинства требует автономии для районов Западной Македонии, отстаивая идею объединения всех албанцев в независимом государстве.
Политика Македонии направлена на установление добрососедских отношений со всеми государствами полуострова, в 1995 г. Македония стала членом ОБСЕ и Совета Европы. В 1995 г после четырехлетних острых споров Македония и Греция подписали в Нью-Йорке соглашение о нормализации отношений а в 1996 г. был подписан договор о нормализации отношений между Македонией и Союзной Республикой Югославией.
4. Политическое и экономическое развитие Боснии и Герцеговины. Босния и Герцеговина (БиГ) в качестве самостоятельного государства была признана мировым сообществом в апреле 1992 г., но фактически как единое образование не существовала. На её территории шла война между мусульманами, сербами и хорватами, создавшими свои государственные образования (Республика Босния и Герцеговина, Республика Сербская и Республика Герцег-Босния), за раздел территории БиГ.
В июне 1992 г. по мере распространения конфликта на территорию Боснии и Герцеговины мандат «голубых касок» и их полномочия были расширены на Боснию и Герцеговину с тем, чтобы обеспечить безопасность и функционирование аэропорта Сараево, а также доставку гуманитарной помощи в этот город и близлежащие районы. Кроме того, международные Силы по охране контролировали зоны, свободные от полетов, и «зоны безопасности» ООН, учрежденные Советом Безопасности вокруг пяти боснийских городов и Сараево.
В августе 1991 г. была создана Международная конференция по Боснии и Герцеговине, которая на протяжении нескольких лет пыталась разработать планы урегулирования. План Кутильеро (1992) предполагал разделение страны на национальные кантоны, план Вэнса-Оуэна (1993) делил ее территорию на 10 провинций. В том же году Оуэн и Столтенберг предложили рассмотреть вариант «унии трех республик». В 1994 г. созданная для переговоров министров иностранных дел США, России, Великобритании и Франции Контактная группа перешла к осуществлению жесткой доктрины «принуждения к миру»-Было предложено разделить БиГ на два государства: мусульманско-хорватское и сербское в рамках единой Боснии и Герцеговины. Однако ни один из планов не был принят всеми сторонами конфликта.
В марте 1994 г. в Вашингтоне в присутствии американского президента Б. Клинтона хорватами и мусульманами был подписан договор о создании Федерации Боснии и Герцеговины (ФБиГ) на территории БиГ.
30 мая 1994 г. в мусульманской части Сараева собралась законодательная скупщина федерации, на которой были избраны ее президент (хорват К. Зубак), заместитель председателя (мусульманин Э. Ганич) и премьер-министр (мусульманин X. Силайджич).
Сербы в БиГ категорически отказались присоединяться к ФБиГ. республика Сербская, на протяжении четырех лет с оружием в руках отстаивавшая свою самостоятельность, сумела за это время создать органы власти, наладить административное управление, обозначить свою территорию.
Урегулирования в БиГ удалось достичь лишь осенью 1995 г., когда были подписаны документы, вошедшие в историю как Дэйгонские соглашения по БиГ. На ее территории создавались два «Образования» (так в тексте) — Федерация Боснии и Герцеговины и республика Сербская, которые объединялись в Боснию и Герцеговину. Образования имеют право устанавливать особые параллельные отношения с соседними государствами, сообразуясь с суверенитетом и территориальной целостностью Боснии и Герцеговины. Для реализации договоренностей в страну были введены международные силы.
Весь последующий период был связан с осуществлением программы, намеченной Дейтонскими соглашениями, — разграничением территорий, разоружением и подготовкой к парламентским выборам. В сентябре 1996 г. прошли парламентские выборы в государственные и республиканские органы власти. В скупщину БиГ были выбраны представители мусульманских, сербских и хорватских партий, в президиум Боснии и Герцеговины вошли А. Изетбегович, М. Краишник и К. Зубак, которые сменяют друг друга на посту председательствующего каждые восемь месяцев. Президиум как руководящий орган страны принимает решения на основе консенсуса. Президентом Республики Сербской была избрана Б. Плавшич.
5. Политическое и экономическое развитие Союзной Республики Югославия. 27 апреля 1992 г. на торжественном заседании скупщины СФРЮ, Народной скупщины Республики Сербия и скупщины Республики Черногория народные представители этих двух республик заявили ° континуитете государственного, международного, правового и Политического статуса СФРЮ в новом совместном государстве — Союзной Республике Югославии (СРЮ). Третья Югославия состоит из двух республик — Сербии и Черногории, а в состав Республики Сербия входят два автономных края — Косово и Метохия, Воеводина. В тот же день была принята конституция СРЮ, которая Предполагает суверенность и самостоятельность Сербии и Черногории в составе демократического государства с единым экономическим пространством. СРЮ объявила о признании всех югославских республик, провозгласивших независимость, об отсутствии территориальных претензий к бывшим республикам СФРЮ.
Население Югославии в 1992 г. составляло 10,5 млн человек: в Сербии — 9,79 млн, из них в Воеводине — 2 млн, в Косове и Метохии — 1,7 млн человек, в Черногории — 616,5 тыс.
Развитие СРЮ после мая 1992 г. проходило в крайне сложных условиях действия международных санкций, введенных против нее в связи с обвинением в участии в военных действиях на территории Боснии и Герцеговины.
Создание федерации требовало строительства новых структур власти. На проведенных в конце мая 1992 г. выборах в Вече граждан Союзной скупщины, в скупщины автономных краев и местные органы власти больше всего голосов получили правящая Социалистическая партия Сербии (СПС) во главе со Слободаном Милошевичем и Сербская радикальная партия (СРП) В.Шешеля, в Черногории — Демократическая партия социалистов (ДПС).
В июне 1992 г. делегаты Союзной скупщины избрали президентом СРЮ известного писателя, академика Д. Чосича. На должность премьер-министра был приглашен американский предприниматель сербского происхождения М. Панич. Среди важнейших задач нового руководства республики — формирование государства, обеспечение его правопреемственности, отмена принятых Советом Безопасности ООН экономических и политических санкций в отношении Югославии.
Д. Чосич и М. Панич проводили активную политику сотрудничества с международными организациями, политику реального компромисса, демонстрируя стремление к миру и добрую волю руководства Югославии. Д.Чосич выступил с заявлениями о готовности признать бывшие республики СФРЮ. С. Милошевич обвинял Д. Чосича в мягкости и уступчивости, в нарушении конституции. После победы на внеочередных выборах в Союзную скупщину СРЮ в декабре 1992 г. объединенное большинство социалистов и радикалов в союзном парламенте 1 июня 1993 г. тайным голосованием в отсутствие Д. Чосича отстранило его от должности. Новым президентом страны избран предложенный СПС 3. Лилич, но фактическим лидером оставался С. Милошевич. Именно он участвовал во всех международных переговорах, принимал иностранных дипломатов и посредников по урегулированию кризиса и даже подписывал документы от имени Югославии. Правящая СПС уверенно лидировала и на выборах в декабре 1993 г.
В Черногории за все время кризиса и санкций наблюдалось достаточно стабильное политическое положение. На всех выборах Демократическая партия социалистов (ДПС) получала поддержку большинства избирателей, а популярность президента М. Булатовича выходила далеко за рамки одной партии.
Санкции ООН против Югославии вводились поэтапно, начиная с сентября 1991 г. Они предусматривали полное торговое эмбарго, прекращение всех финансовых операций, авиаперевозок, научного, культурного и технического сотрудничества, запрет на участие спортсменов СРЮ в международных соревнованиях. В конце 1992 г. был запрещен транзит товаров через территорию СРЮ, а в 1993 г. замораживались югославские счета в иностранных банках. Для связи с внешним миром Югославии были оставлены только телефон, железнодорожная и почтовая связь.
Санкции серьезно подорвали экономику СРЮ. Прямой ущерб от санкций только за три года их применения оценивался в 45 млрд дол. Из-за отсутствия сырья, запчастей, рынков сбыта, прекращения капиталовложений окончательно встали или перешли на минимальный режим работы тысячи предприятий, многие рабочие были отправлены в вынужденные отпуска. Число безработных в начале 1994 г. составило 760 тыс. человек, а в вынужденном отпуске находилось 700 тыс. человек. Особенно тяжело страдало население от отсутствия лекарств и медицинских препаратов.
В 1993 г. страну захватила невиданная гиперинфляция, достигшая 31 млн %. 21 января 1994 г. была объявлена Программа экономической стабилизации (Д.Аврамовича), за первые месяцы осуществления которой инфляция существенным образом снизилась. Обозначился рост объема промышленной продукции, заработной платы, стабилизировались цены на товары, стали заполняться пустые полки магазинов. За девять месяцев 1994 г. объем общественного производства возрос на 50%, розничные цены снизились на 10,3%. В ноябре 1995 г. в Югославии началось осуществление второго этапа стабилизационной программы, разработанного для страны в условиях отсутствия международных санкций.
В сентябре 1994 г. экономические санкции были частично отменены, в ноябре 1995 г. — приостановлены на неопределенное время. 1 октября 1996 г. после объявления результатов выборов в БиГ решением Совета Безопасности ООН санкции были сняты окончательно.