Комментарии к статье Дины Кирнарской




МАУДО «Детская школа искусств» Мотовилихинского района г.Перми

 

Методическое сообщение

Комментарии к статье Дины Кирнарской

«Десять причин обучать ребенка музыке»

Дата проведения: 23.03.2020

Место проведения: МАУ ДО ДШИ Мотовилихинского района г. Перми

Выполнила: педагог дополнительного образования Манина Л.А.

«Музыкальное воспитание детей — важный элемент их гармоничного развития. Родители должны понимать, что музыкальное образование приносит пользу интеллектуальному развитию ребёнка. И чем дольше он будет заниматься музыкой, тем лучше для него».

 

Из книги Дины Кирнарской.

 

Для тех, кто не знает этого имени, хочу представить: Дина Константиновна Кирнарская – профессор, доктор искусствоведения, музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, один из наиболее авторитетных специалистов в России в области музыкальной психологии; ее научные разработки, методика привлечения детей в музыкальные школы пользуются широкой поддержкой музыкальной общественности.

 

На эту тему автор систематически проводит семинары с преподавателями музыкальных дисциплин во всех регионах России. Благодаря этой методике сотни, тысячи детей по всей стране получили доступ к музыкальному образованию. В конце прошлого года Дина Константиновна приезжала в Пермь, где знакомила педагогов нашего региона со своими работами и статьями, такими, как: «Классическая музыка для всех», «Музыкальные способности», «Актуальные проблемы духовного возрождения России», «Зачем нужно массовое музыкальное образование».

 

Все эти труды касаются вопросов организации, структуры и содержания музыкального образования детей и подростков. В отношении к этой глобальной теме раскрывается весь творческий, исследовательский и научный потенциал этой уникальной личности.

 

В статье «Десять причин учить ребенка музыке», как «по нотам» систематизированы и расписаны способы привлечения ребенка в мир музыки; благодаря огромному опыту обоснованы все позиции в пользу музыкального образования, понятны любому адекватному, здравому современному человеку, в первую очередь – родителю.

 

Во вступительном разделе статьи, Дина Константиновна анализирует современное состояние общества, стремление вытеснить из нашего сегодняшнего мира творческий потенциал человека, подменить его чувства запрограммированными действиями компьютеров и гаджетов. И, тем не менее, по мнению автора, самые дальновидные представители педагогического сообщества, говоря о будущем, делают ставку на искусство и в первую очередь на музыку; именно музыка должна спасти мир от деградации.

 

Все исследования последних десятилетий сходятся в главном: музыка стимулирует работу мозга, помогает в преодолении трудностей. Статья, о которой мы сегодня говорим, призывает сделать правильный выбор в деле воспитания ребенка, мудро расставить приоритеты в становлении его личности. Современные дети имеют непомерные нагрузки, но есть веские основания это преодолеть и привести ребенка в музыкальную школу.

Эти причины изложены в статье и, по мнению автора, их непременно должны знать современные родители:

 

1. «Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер».

 

Обратимся к истории. Обязательным и совершенно естественным элементом воспитания русского дворянства было основательное музыкальное образование. Музыка являлась своеобразной и естественной средой обитания. Для девочек эта дисциплина была обязательной, для мальчиков - музыкальное образование оставалось скорее желательным. Обучение музыке в основном было домашним. Но компетенция педагогов позволяла воспитать как музыканта-любителя, так и высокого профессионала, выдающегося музыканта. Музыка являлась неотъемлемой частью повседневной жизни дворянской семьи. Танцы под музыку, слушание музыки, пенье под музыку, концерты – составляли любимое занятие этого сословия. Обучение музыке ставилось в один ряд с литературой, математикой, языками. Игнорирование музыкальных занятий было недопустимо, считалось признаком дурного тона. Ребенок, юноша или взрослый человек, владеющий музыкальным инструментом, как в прошлом веке, так и в наше время, становится центром притяжения в любом коллективе или компании. Разве это не следование традиции? Вот что на этот счет говорит Дина Константиновна: «Так почему же мы, живущие в двадцать первом веке, считаем, что музыка − это дешёвая игрушка, без которой наши дети могут обойтись? Дюк Эллингтон (известный джазовый музыкант) начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки? Внимание, родители невест!»

 

2. «Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

 

Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!»

 

В подтверждение этой истины, из своей практики хочу сказать, что многие учащиеся (смею предположить, чуть ли не каждый), рассматривали возможность оставить занятия музыкой. Но, в одном случае, используя авторитарный метод, в другом - педагогические хитрости, в третьем – заручившись помощью родителей, удается оставить ученика в школе. И каким бальзамом для педагога становятся слова благодарности от бывших выпускников и их родителей за проявленную педагогом мудрость и настойчивость на определенном этапе учебного процесса. Еще более показательным считаю тот факт, когда бывшие ученики приводят в музыкальную школу своих детей, детей друзей и знакомых.

 

3. «Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности».

Действительно, ребенок начинает пространственно мыслить, попадая на нужные клавиши, запоминать нотный текст, читать ноты с листа, играть гаммы, используя определенные аппликатурные формулы, разбираться в ритмическом рисунке, анализировать форму произведения. То есть, во время игры на инструменте, постоянно обрабатывается музыкальная информация, этим занимаются отделы головного мозга, отвечающие за логику.

 

Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности, значение которых в наш прагматический век оспаривать невозможно. В Оксфордском университете, 60 процентов профессоров – физиков и математиков имели музыкальное образование, более того: есть информация, что большинство обладателей нобелевской премии в свое время обучались игре на каком-либо музыкальном инструменте.

 

«Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки».

 

4. «Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала – музыка; потом – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Нередко детям не удается деление слов на слух и слоги – на ритмические единицы. Игра на музыкальном инструменте помогает наладить координацию между слухом и моторикой рук. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку».

 

В подтверждение этих слов могу сказать, что многие учащиеся моего класса весьма успешно осваивали и осваивают иностранные языки, принимают участие в профильных олимпиадах, педагоги отмечают креативность мышления при написании сочинений по литературе, грамотность в изложении.

 

А для родителей, чей ребенок отстает в развитии речи, имеет дефекты в произношении, настойчиво советую вести ребенка на музыкальные занятия, чем раньше это произойдет, тем лучше! Мелкая моторика способствует активизации речевых центров, пение поможет исправить дефекты дикции. Конечно, музыка не может стать абсолютной панацеей в вашей проблеме, но в комплексе с другими мерами, безусловно, принесет пользу.

 

«Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук».

 

5. «Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного».

 

Японский скрипач и педагог Ш. Судзуки практикует обучение детей игре на скрипке с 3-х лет, кроме того, им разработана методика обучения, независима от наличия способностей. Психологи доказали, что маленькие музыканты, его ученики, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню логического мышления. Судзуки, вероятно, рассчитывал создать питомник музыкальных талантов. Но какого было удивление родителей, когда они стали замечать, что на самом деле занятия способствовали умственному развитию детей больше, чем развитию их музыкальных данных: памяти, логике, умения оперировать различными структурами. Уже через четыре месяца занятий «группа Судзуки» обогнала своих сверстников по уровню развития в различных направлениях.

 

«Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием».

 

6. «Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты».

 

В прямом смысле, дети, учась музыке, действительно обогащают свой кругозор такими специфическими познаниями, которых не дает общее школьное образование, приобретают коммуникативные навыки. Им действительно приходится общаться на хоре с одной группой сверстников, на теоретических дисциплинах – с другой; игра в ансамбле, индивидуальное занятие с педагогом – уже совсем иной уровень общения, который по- особому раскрывает характер ребенка, его эмоциональную составляющую.

 

«Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведёт от сердца к сердцу, позволяет наладить межличностные контакты, поможет «состояться» вашим детям, занять свою, достойную нишу в обществе».

 

Из своего опыта знаю, что многие выпускники музыкальной школы не расстаются с музыкальным искусством, продолжают занятия в вузовской самодеятельности, сохраняют творческую активность на всю свою жизнь. Занятия музыкой наложили отпечаток на их характер, обогатили внутренний мир, привили душевные качества, помогли стать более интересными и содержательными людьми.

 

7. «Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Привычка слушать другого и понимать его делает музыкантов мягче и терпимее. При этом их волевые качества не страдают. Они многое видят и чувствуют, но менее подвержены паническим настроениям».

 

Профессор Уральской консерватории, доктор искусствоведения Борис Борисович Бородин, выступая на одном из конкурсов юных пианистов, назвал выступления детей проявлением мужества. Ведь пианисту не спрятаться за чужие спины, не раствориться в хоре или камерном ансамбле, он весь на виду! С первого класса мы воспитываем эту мужественность на академических концертах, конкурсах, учим управлять своими эмоциями, концентрироваться в нужное время.

 

Попробуйте выразительно рассказать стихотворение при полном зале слушателей: родителей, педагогов, комиссии, а затем сыграть две пьесы, каждая из которых требует определенного настроя. В нашей школе с этим успешно справляются дети 5-9 лет. Разве это не воспитание силы воли маленького музыканта?

 

8. «Занятия музыкой приучают «включаться по команде ».

Этот пункт в статье автора перекликается с предыдущим. Действительно, в музыкальной школе нельзя отменить или перенести на завтра зачёт по гаммам, классный или академический концерт. Положение артиста на сцене, в роли которого ученик ощущает себя с первого года обучения, приучает к максимальной готовности и мобилизации своих сил в конкретном времени и конкретном месте. Ребёнок с «молодых ногтей» напитывается таким полезным опытом - справляться с волнением, сохранять самообладание и сценическую выдержку. Все эти качества позволят ему в будущем не растеряться на ответственном экзамене, достойно выйти из затруднительной жизненной ситуации, принять необходимое верное решение.

 

«Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь».

 

9. «Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях».

 

В современном мире существует много профессий, где нужно одномоментно реагировать на показания нескольких приборов, мгновенно обрабатывать информацию из разных источников и тут же принимать решение, то есть делать несколько дел одновременно. Чтобы уметь мыслить многоканально, принимать адекватные решения и осуществлять их, нужно, прежде всего, контролировать свои эмоции и не допускать мышечного «зажима». Навыки ощущения «свободной» кисти, запястья, плечевого пояса, умению расслабляться, педагоги прививают с самых первых уроков и поддерживают на протяжении всего периода обучения.

 

«Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым».

 

10. «Музыкант воспринимает многообразие как норму. Большой музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание. Чем больше и активнее подросток занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. Обычное музыкальное образование уменьшает вероятность антисоциального поведения. Музыкальное образование, включающее самостоятельное музицирование, уменьшает эту вероятность очень сильно».

 

Этот аргумент в пользу музыкальных занятий вне всяких сомнений. За годы своей практики, я не помню случая, чтобы с нашими выпускниками случалось что-то противоправное или, упаси боже, криминальное. Овладение сложными музыкальными навыками, занятость времени на непосредственные учебные занятия в школе; время, требующееся на выполнение домашних заданий – все это требует серьезной организации временного пространства. Попросту говоря, у ребенка, занимающегося в музыкальной школе, не остается времени на праздное времяпровождение, на общение с компанией сомнительных сверстников, и, конечно, напрочь исключают всякий криминальный опыт.

 

Вы, родители, кому в первую очередь адресована эта статья, а, может быть, и педагоги, познакомились с этой замечательной статьей нашей современницы. Тем, кого заинтересовала эта работа Дины Кирнарской, ее умозаключения и взгляд на проблемы музыкального образования, рекомендую обратиться к ее трудам. Вы почерпнете в них много нового, самобытного, поучительного.

 

А если вы сомневались в том, нужно ли обучать ребенка музыке, я думаю, автор привела такие веские аргументы, что вы непременно приведете ваше чадо в музыкальную школу.

Завершить свои комментарии мне бы хотелось красноречивой цитатой автора, которая резюмирует все вышеизложенное.

«Музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Почему? Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть десять причин последовать их вдохновляющему примеру. Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта, который не преуспел бы в любой сфере деятельности. Огромно число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и музицируют: короли, президенты, политики, бизнесмены, художники, артисты.

 

Родители, понимающие роль музыки в детском развитии, будут иметь больше поводов гордиться своим ребёнком, чем родители, считающие музыку занятием праздным и бесперспективным.

Музыка – лучший педагог, она не преподносит готовые знания, а учит мыслить!»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: