функций учебного пособия или учебника.




Педагогические Функции и их критерии 1-ый уровень (У) 2-ой уровень (У) 3-ий уровень (У) КЗ - коэффициент критерия значимости (К)
1. Информационная        
1.1. Научность, степень абстракции в описании объектов и явлений Поверхностное Качественное объяснений   Качественное и количественное описание    
1.2. Достаточность информации Удовлетвори-тельное Избыточное   Оптимальное    
1.3. Системно-логи-ческое построение информации На уровне оглавления Отдельных тем   Всего содержания    
1.4. Доступность Ниже интеллек.. уровня Соответствует интеллекту   Намного выше    
1.5. Наглядность представления информации Отсутствует Недостаточно Достаточно    
1.6. Отражение межпредметных связей Низкое Связи с родственными научными дисциплинами Связи с обоб-щающими научными (философией)    
2. Воспитательная и мировоззренческая        
2.1. Гуманитарная значимость (социально-личностная) Слабо отражена Частично отражена   Достаточно отражена    
2.2. Опора на закономерность развития общества и природы Слабая Эпизодическая   Достаточно    
2.3. Развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности Слабое Частично   Достаточно    
2.4.Вариативность подходов (исторический, проблемный, системный, сравнительный) Отсутствует Частично   Достаточно    
2.5. Эстетическая направленность (образность, эмоциональность, оригинальность, искренность, монотония) Низкая Эпизодическая   Достаточно    
3. Функции отображения дидактического процесса        
3.1. Мотивационный момент Отсутствует Частично представлены   Достаточно представлены  
3.2. Проектирование деятельности преподавателя            
3.3. Проектирование деятельности учащегося          
3.4. Наличие способов формирования деятельности            
3.5. Наличие средств самоконтроля        
3.6. Описание оценки достижения цели        
3.7. Описание управляющих воздействий на процесс        
3.8. Координация применения других средств обучения в учебной деятельности        
3.9. Справочно-ориентировочная функция Слабая   Средняя   Оптимальная  

Экспертное заключение:

Если К меньше 0, 6, то слабо разработаны теоретическая, дидактическая и мировоззренческая функция пособия. Слабая реализация дидактической функции свидетельствует о том, что данному жанру (методическому) пособию не соответствует.

Если К от 0,65 до 0,8, то разработанность недостаточная, требуется усилить проектировочную функцию пособия вообще.

Если К от 0,8 и 1, то разработанность хорошая и пособие соответствует представленному автором жанру.


Рабочий дневник учителя – это специфический жанр оформления и фиксации результатов промежуточных и итоговых результатов апробации учебного пособия. Форма дневника учителя имеет произвольную форму, однако, обязательными компонентами записи должны быть: дата, тема урока, по поводу которого сделана запись, краткая характеристика содержания и оснащения урока, тезисы, точное указание, какой материал из апробируемого учебного пособия и в какой форме использовался, непосредственная реакция учащихся на этот материал в рамках данного урока, мнение учителя об апробируемом материале, предложения по его усовершенствованию; описание корректив, внесенных в проведение урока в параллельном классе и сравнительная оценка двух уроков. (Элиасберг Н.И.)

Форма дневника учителя:

1. Тема, содержание урока;

2. Методы воплощения содержания;

3. Степень интереса учащихся;

4. Что получилось хорошо;

5. Что не получилось и почему;

6. Какие рекомендации к изучению темы, проблемы могут быть даны,

7. Основные выводы.

Письменный отчет учителя, основывающийся на методе включенного наблюдения и ведения рабочего дневника;

· Что сделано;

· Как укладывается работа в отведенное количество времени;

· Степень интереса учащихся к учебному материалу;

· Как решались вопросы интеграции с другими предметами;

· Какие новые формы работы найдены;

· Какие новые стороны гуманизации, социализации, адаптации, демократизации и др. в образовании открываются средствами данного курса;

· Необходим ли этот курс, что он дает сфере образования, его преимущества, подтвержденные в ходе апробации;

· Рекомендации автору учебного пособия по доработке с представлением мотивированного заключения.

Антология и хрестоматия – особые жанры УМК, которые используются в образовательном процессе как собрание текстов, важных для освоения курсов. Главные функции: способность расширять и углублять знания, создавать эффект «вживания» в эпоху, проблему, события, процессы, способность появления у учащихся навыков работы с текстами. Антология предполагает ценностное отношение ее составителей к текстам. Сборники текстов составляются в соответствии с определенными принципами. В антологии тексты объединяются одно типа или вида (только художественные, только научные, только мемуарные или др.). Формальные требования:

· Представление принципов отбора содержания и его построения.

· Наличие единой композиции и именного, алфавитного указателя

· Выраженность ценностного отношения (антология)

· Точность научного комментария и характеристика адресата.

Практикум – жанр УМК, который направлен на практическое применение полученных знаний и отработку умений и навыков. Практикум может представлять собой сборник заданий, вопросов, упражнений, расположенных в соответствии со структурой программы курса. Содержит разделы, в которых кратко излагается учебный материал, примеры выполнения заданий и ситуаций, ответы, список литературы. Формальные требования:

· Соответствие содержанию определенного учебного курса или программы.

· Четкость постановки вопросов и заданий, корректность предложенных ответов.

· Разнообразие видов интеллектуальной деятельности, необходимых для выполнения заданий.

· Ориентация на адресата, работающего с практикумом самостоятельно.

 


1 Большой энциклопедический словарь. М., 1998, с.568.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: