Педагогические Функции и их критерии | 1-ый уровень (У) | 2-ой уровень (У) | 3-ий уровень (У) | КЗ - коэффициент критерия значимости (К) |
1. Информационная | ||||
1.1. Научность, степень абстракции в описании объектов и явлений | Поверхностное | Качественное объяснений | Качественное и количественное описание | |
1.2. Достаточность информации | Удовлетвори-тельное | Избыточное | Оптимальное | |
1.3. Системно-логи-ческое построение информации | На уровне оглавления | Отдельных тем | Всего содержания | |
1.4. Доступность | Ниже интеллек.. уровня | Соответствует интеллекту | Намного выше | |
1.5. Наглядность представления информации | Отсутствует | Недостаточно | Достаточно | |
1.6. Отражение межпредметных связей | Низкое | Связи с родственными научными дисциплинами | Связи с обоб-щающими научными (философией) | |
2. Воспитательная и мировоззренческая | ||||
2.1. Гуманитарная значимость (социально-личностная) | Слабо отражена | Частично отражена | Достаточно отражена | |
2.2. Опора на закономерность развития общества и природы | Слабая | Эпизодическая | Достаточно | |
2.3. Развитие познавательных способностей и нравственных качеств личности | Слабое | Частично | Достаточно | |
2.4.Вариативность подходов (исторический, проблемный, системный, сравнительный) | Отсутствует | Частично | Достаточно | |
2.5. Эстетическая направленность (образность, эмоциональность, оригинальность, искренность, монотония) | Низкая | Эпизодическая | Достаточно | |
3. Функции отображения дидактического процесса | ||||
3.1. Мотивационный момент | Отсутствует | Частично представлены | Достаточно представлены | |
3.2. Проектирование деятельности преподавателя | ||||
3.3. Проектирование деятельности учащегося | ||||
3.4. Наличие способов формирования деятельности | ||||
3.5. Наличие средств самоконтроля | ||||
3.6. Описание оценки достижения цели | ||||
3.7. Описание управляющих воздействий на процесс | ||||
3.8. Координация применения других средств обучения в учебной деятельности | ||||
3.9. Справочно-ориентировочная функция | Слабая | Средняя | Оптимальная |
Экспертное заключение:
Если К меньше 0, 6, то слабо разработаны теоретическая, дидактическая и мировоззренческая функция пособия. Слабая реализация дидактической функции свидетельствует о том, что данному жанру (методическому) пособию не соответствует.
Если К от 0,65 до 0,8, то разработанность недостаточная, требуется усилить проектировочную функцию пособия вообще.
Если К от 0,8 и 1, то разработанность хорошая и пособие соответствует представленному автором жанру.
Рабочий дневник учителя – это специфический жанр оформления и фиксации результатов промежуточных и итоговых результатов апробации учебного пособия. Форма дневника учителя имеет произвольную форму, однако, обязательными компонентами записи должны быть: дата, тема урока, по поводу которого сделана запись, краткая характеристика содержания и оснащения урока, тезисы, точное указание, какой материал из апробируемого учебного пособия и в какой форме использовался, непосредственная реакция учащихся на этот материал в рамках данного урока, мнение учителя об апробируемом материале, предложения по его усовершенствованию; описание корректив, внесенных в проведение урока в параллельном классе и сравнительная оценка двух уроков. (Элиасберг Н.И.)
Форма дневника учителя:
1. Тема, содержание урока;
2. Методы воплощения содержания;
3. Степень интереса учащихся;
4. Что получилось хорошо;
5. Что не получилось и почему;
6. Какие рекомендации к изучению темы, проблемы могут быть даны,
7. Основные выводы.
Письменный отчет учителя, основывающийся на методе включенного наблюдения и ведения рабочего дневника;
· Что сделано;
· Как укладывается работа в отведенное количество времени;
· Степень интереса учащихся к учебному материалу;
· Как решались вопросы интеграции с другими предметами;
· Какие новые формы работы найдены;
· Какие новые стороны гуманизации, социализации, адаптации, демократизации и др. в образовании открываются средствами данного курса;
· Необходим ли этот курс, что он дает сфере образования, его преимущества, подтвержденные в ходе апробации;
· Рекомендации автору учебного пособия по доработке с представлением мотивированного заключения.
Антология и хрестоматия – особые жанры УМК, которые используются в образовательном процессе как собрание текстов, важных для освоения курсов. Главные функции: способность расширять и углублять знания, создавать эффект «вживания» в эпоху, проблему, события, процессы, способность появления у учащихся навыков работы с текстами. Антология предполагает ценностное отношение ее составителей к текстам. Сборники текстов составляются в соответствии с определенными принципами. В антологии тексты объединяются одно типа или вида (только художественные, только научные, только мемуарные или др.). Формальные требования:
· Представление принципов отбора содержания и его построения.
· Наличие единой композиции и именного, алфавитного указателя
· Выраженность ценностного отношения (антология)
· Точность научного комментария и характеристика адресата.
Практикум – жанр УМК, который направлен на практическое применение полученных знаний и отработку умений и навыков. Практикум может представлять собой сборник заданий, вопросов, упражнений, расположенных в соответствии со структурой программы курса. Содержит разделы, в которых кратко излагается учебный материал, примеры выполнения заданий и ситуаций, ответы, список литературы. Формальные требования:
· Соответствие содержанию определенного учебного курса или программы.
· Четкость постановки вопросов и заданий, корректность предложенных ответов.
· Разнообразие видов интеллектуальной деятельности, необходимых для выполнения заданий.
· Ориентация на адресата, работающего с практикумом самостоятельно.
1 Большой энциклопедический словарь. М., 1998, с.568.