3) вынесение решения по делу (издастся индивидуальный акт); содержание решения доводится до соответствующих органов и должностных лиц; решение принимается по конкретному делу. На первой стадии устанавливается объективная истина по делу.Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью (сбор всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу).
На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифищирует деяние. Нa третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа правоцрименительного процесса решается судьба этого дела и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений. Вывод: установление фактической и установление юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.
№120.Акты применения права:понятие,структура. Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического цела. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями:
- исходит от компетентных органов; - носит государственно-властный характер; - носит индивидуальный, а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; - имеет определенную установленную законом форму.
Правоприменительные акты по своей природе и характеру разнообразны.
1) По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения акты подразделяются на исполнительные и правоохранительные. Исполнительные правоприменительные акты констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением. Правоохранительные акты издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений, например акт следственных, судебных, прокурорских органов.
2) По субъектам-праеоприменителям выделяют акты главы государства, правительственные акты, акты юрисдикционных органов, органов государственного управления.
3) По форме различаются указы Президента ненормативного характера, приказ протоколы, решения и др.
4) По способу принятия (процедуре) акты могут быть коллегиальными и единоначальными.
5)По юридическому значению правоприменительные акты делятся на основные и вспомогательные. К основным обычно относят решения суда по гражданским делам; приговоры, решения органа социального обеспечения о назначении пенсии. Группу вспомогательных актов составляют протоколы осмотра места происшествия, очной ставки, постановление суда о назначении медицинской экспертизы и др.
6) По способам выражения правоприменительного рсшения акты делятся на следующие виды: а) акты-документы; б) акты-действия (например, удаление свидетеля из зала суда); в) акты-символы (дорожные знаки, обозначение запретной зоны).
7) По характеру действия акты могут быть однократными (н пример, штраф) и длящимися (например, выплата пенсии, и полнение приговора суда).
-№121Понятие и стадии толкования права. Толкование норм права:- это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм. В процессе толкования устанавливаются условия действия нормы, юридические права и обязанности участников правоотношений, а также меры юридической ответственности за нарушение предписаний нормы права. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применени. Толкование норм права имеет два направления: уяснение («для себя») и разъяснение («для других»).
Уяснение смысла нормы права является необходимой предпосылкой для правильного понимания и реализации ее требований. Разъяснение правовой нормы осуществляется тогда, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в ее содержании. В таком случае требуются дополнительные разъяснения действительного смысла правовой нормы. Уясняются все нормы права, а разъясняются лишь те, по поводу которых требуются дополнительные замечания в силу неточности словесного выражения или неправильного применения норм права на практике. Таким образом, за уяснением нормы права не всегда следует разъяснение ее содержания.
В зависимости от субъектов толкование подразделяют на:
- официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия);
- неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы, дается в форме рекомендаций или советов).
Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (авторское-дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов).
Хотя казуальное толкование обязательно только для конкретного случая, однако оно служит образцом для других органов, рассматривающих аналогичные дела или применяющих занную норму. Нормативное казуальное толкование подразделяется на два подвида: судебное и административное. Судебное толкование норм права есть разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно направлено на правильное и единообразное применение закона в деятельности судов и обязательно для них.
Административное толкование норм права дается исполнительными органами власти и касается вопросов управления, социального обеспечения, финансов, налогов, труда.
Неофициальное толкование м.б. устным и письменным); оно бывает:
1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином,
2) профессиональным (исходит от лиц, имеющих спец-е образование-адвокаты, прокуроры,нотариусы.(дают юристы);
3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм,осущ-ся научно-исследовательскими институтами,учеными,в комментариях,науч.лит-ре).
Ненадо
№122(2) Способы толкования права-уяснения. Cпocoбы толкования - это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы: 1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.); 2) логический (толкование с помощью законов и правил логики); 3) систематический (толкование с помощыо анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права); 4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы); 5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта); 6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве).Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: - буквальное (возможно тогда, когда действительны смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).
№122(1) Способы толкования права-уяснения.
Толкование норм права - это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм. Способы толкования –это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм.Основные приемы толкования уяснения содержания правовых норм.
1. Грамматическое толкование выражается в уяснении смысла правовой нормы путем грамматического анализа ее текста. Для этого устанавливается значение отдельных слов, уясняется их грамматическая форма (падеж, число, род, вид, лицо), определяется связь между ними. Затем уясняется грамматическая и смысловая структура предложений, из которых состоит норма.
Применяя нормы права, которые содержат термины, употребляемые в различных значениях,(вина,потерпевший,доказательство) важно установить их действительньй смысл, непосредственно заложенный самим правотворческим органом. В противном случае это может привести к неправильному решению юридического дела.
2. Систематическое толкование состоит в уяснении содержания нормы права путем сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними. Любая правовая норма представляет собой составную часть системы права и действует в тесной связи с другими нормами.
3. Поэтому, чтобы уяснить действительное содержание определенной нормы права, необходимо установить ее логическую связь с другими нормами (близкими по содержанию). Принимается во внимание и то, в каком нормативно-правовом акте она сформулирована (законе, указе, постановлении и т. д.), какое место в этом акте она занимает. Если данная норма находится в подзаконном акте, то необходимо убедиться, что она соответствует закону или другим актам, имеющим большую юридическую силу. Возможно и сопоставление норм различных отраслей права. Например, чтобы применить норму, которая предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, необходимо точно установить, какие именно правила нарушены. А для этого нужно обратиться к другим нормативным актам, изглагающим данные правила. 4. Историко-политическое толкование норм права представляет сoбой уяснение их целей и задач на основе анализа той исторической обстановки, в которой они были приняты. При историка-политическом уяснении следует глубоко изучить социальное назначение и цели правoвой нормы, а также конкретные условия ее принятия. Такой подход пoзволяет раскрыть социально-политический смысл нормы, ее сущность и нравствеиное содержание. От уровня профессиональной подготовки юристов во многом зависит качество праворазъяснительной работы, понимание населением действительного смысла правовых норм, точное осуществление их предписаний.
5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта);
6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве, изучение технико-юридических приемов выражения воли законодателя. При этом содержание норм права устанавливается посредством анализа юридических терминов, понятии, конструкций, отраслевой принадлежности нормы и т.д.
7)Функциональное толкование сводится к учету условий и факторов, при которых реализуется норма права, в том числе особенностей места, времени и других обстоятельств.
Для установления точного смысла нормы используются все приемы, а лишь один-два. В сложных же случаях может п требоваться применение многих или всех способов толкования.
№ 123 Виды толкования – разъяснения. Толкование-разъяснение обеспечивает полную и точную реализацию правовых норм, исключает ошибки в практике их применения. Разъяснение норм права - это указания или рекомендации, направленные на раскрьггие действительного содержания норм. В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное. Официальное толкование(ОТ) - это такое разъяснение нормы права, которое дается компетентными органами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму. ОТ находит выражение в специальных актах- постановления, инструкции и др. ОТ по объему подразделяется на нормативное и казуальное (индивидуальное). Нормативное толкование - это официальное разъяснение, которые обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную форму или нормы права. Оно распространяется на большой круг лиц и случаев. Официальное толкование(ОТ) может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентичным. Например, разъяснение президентом изданные им указов. В то же время ОТ правовых норм могут давать и органы, которые их не издавали. В этом случае они наделяются специальными полномочиями. (Так, законодательный орган может поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. На основании специальных полномочий министерства и ведомства наделяются правом официального разъяснения нормативно-правовых актов, издаваемых правительством. Так, министерство труда - по вопросам использования трудовых ресурсов и т. п.) Казуальное толкование - это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела(конкретного случая - казуса). Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юридическим делам не соответствуют закону. Нормативное и казуальное разъяснения по своему содержанию подразделяются на- а) Судебное толкование - это разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Руководящие разъяснения высших органов судебной власти обязательны для всех судов, других органов и должностных лиц, применяющих разъясняемые нормы права.
б) Административное толкование - это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения. Толкование норм права в пределах своей компетенции могут давать и местные органы самоуправления, разъясняя смысл созданных ими правовых норм, действие которых, ограничено подведомственной территорией. Официальное толкование дается в форме актов, которые издает соответствующий компетентный орган. Юридическая сила актов ОТ зависит от полномочий издающих органов. В этих актах наряду с разъяснениями могут содержаться самостоятельныe нормы или индивидуальные веления Неофициальнсе толкование(НТ) - это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить от общественной организации. НТ оказывает значительную помощь в практике применения правовых норм. Высказывания крупных государствеиных и общественных деятелей о сущности и роли определеиного закона, о его практической направлеиности. Их разъяснения содействуют глубокому пониманию смысла закона, повьшают уровень правoсознания граждан, обеспечивают правильную реализацию требований закона.. Неофициальное толкование м.б. устным и письменным); оно бывает:
Важным видом неофициального разъяснения правовых норм является 1)доктринальное (научное) толкование. Оно дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированными учеными-юристами, опытными юристами-практиками в комментариях к законодательству, в научных работах, в статьях, лекциях, выступлениях и т. д. Таким образом, толкование обеспечивает правильное и единообразное понимание и применение норм права. 2) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином,
3) профессиональным (исходит от лиц, имеющих спец-е образование-адвокаты, прокуроры,нотариусы.(дают юристы).
№124 Пробелы в праве: понятие и способы их устранения Реальные пробелы свидетельствуют об ущербности законодательства и об определенных недостатках правовой системы. Пробелы возникают по трем главным причинам: а) поскольку законодатель не смог охватить регулированием все жизненные ситуации; б) вследствие недостатков юридической техники; в) из-за объективной невозможности законодателя поспеть за развитием общественных процессов.
Единственный способ устранить пробелы в праве заключается в принятии правотворческим органом недостающей нормы права или группы норм. Но процесс правотворчества занимает продолжительное время. Поэтому для восполнения пробелов используется институт аналогии, т.е. сходства жизненных ситуаций и норм права.
Существуют два способа оперативного преодоления пробелов в праве: аналогия закона и аналогия права.
Аналогия закона применяется при отсутствии нормы, регулирующей конкретные общественные отношения, но при наличии в законодательстве сходной нормы, регулирующей близкие общественные отношения.
Аналогия права возможна тогда, когда отсутствует сходная норма права и дело решается на основе общих принципов права. К такого рода принципам относятся принципы справедливости, разумности, гуманизма, равенства субъектов перед законом и др. Аналогия закона и аналогия права - исключительные средства. Аналогия права используется только в том случае, если не удастся обнаружить сходную норму права. В решении по делу иотивируются причины применения аналогии, что позволит проверить правильность решения дела. Таким образом, применение аналогии не является произвольным решением дела. Аналогия не устраняет пробела в праве, а лишь его восполняет. Восполнять пробелы в праве полномочны судебные органы всех видов, но главную роль играют акты высших судебных инстанций, обращенные и ко всем судебным инстанциям, и к неопределенному кругу лиц, т.е. ко всем потенциальным участникам судебного процесса. Институт аналогии имеет ограниченное действие. Он не привiеняется в уголовном праве, поскольку здесь действует принцип «нет преступления без указания о том в законе». Но аналогия может применяться в гражданском, земельном, трудовом, сецейном и других отраслях права. Аналогия закона применяется, если данные отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применяемый к ним обычай делового оборота. В этом случае надлежит использовать сходную норму права. При невозможности отыскать сходные отношения и сходную норму применяется аналогия права, т.е. дело решается исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований яобросовестности, разумности и справедливости.
Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробелъности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования; 2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства. Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранитъ пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолетъ пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.(решение дела с предписанием нормы, регулирующей наиболее аналогичные общественные отношения) Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.В уголовном и административном праве аналогия исключается. Применение права по аналогии становится редким исключением даже для тех отраслей где оно допускается
№125 Понятие и классификация правомерного поведения Правомерное поведение - это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям. Признаки правомерного поведения: - находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект);- социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям, что составляет его объективную сторону (содержательный аспект); - является осознанным, что составляет его субъективную сторону.Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяется на:
1) необходимое (служба в армии); 2) желательное (научное и художественное творчество); 3) допустимое (отправление религиозных культов).Наиболее распространена классификация правомерного поведения в зависимости oт его мотивов (субъективной стороны), в соответствии с которыми оно подразделяется на:
1) социально активное (это высшая форма правомерного поведения, выражающаяся в высоком уровне правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности, предъявлением строгих требований как к собственному поведению, так и к действиям других лиц.. Здесь субъект действует не из-за страха перед наказанием и не из-за поощрения, а на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения. Этот вид поведения наиболее социально значим, т.к. связан с реализацией не только личного, но и общественного интереса, с борьбой за утверждение в жизни принципов права, законности, порядка);
2) конформистское (это деяние, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокого правовой активности, хар-ся приспособленчеством к обстоятельствам,подчинением мнению коллектива.Человек поступает правомерно, поскольку «так поступабт все»);
3) маргиналиное (это деяние, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием,основано на мотивах страха от-ти перед наказанием).
№126 Правонарушение: понятие, признаки. Правонарушение - это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности. Признаки правонарушения:
1. Это деяние, т.е. действие или бездействие, осознанное, осмысленное поведение человека, способного контролировать свои поступки. Мысли, чувства, помыслы человека не мопт иметь юридического значения, если они не воплотились в реальные действия.
2. Противоправность деяния, т.е. противоречие установленной норме права, выход за ее пределы.
3. Общественная опасность или общественная вредность деяния.Любое правонарушение наносит ущерб общественным, государственным, личным интересам, дестабилизирует правопорядок, причиняет субъектам материальный или иной вред.
4. Виновность(вина) субъекта, совершившего противоправное деяние. При этом необходимо, чтобы лицо действовало на основе
свободы воли, т.е. у него была возможность выбора варианта поведения.
5. Совершение виновного деяния деликтоспособным литом - физическим или юридическим. Иначе говоря, субъект правонарушения должен обладать способностью нести юридическую ответственность. Критериями этой способности физического лица служат: а) определенный возраст и б) его психическое состояние, а в отношении юридического лица - наличие этого статуса. Следовательно, деликтоспособность определяется двумя критериями: социально-юридическим и медика-юридическим.
Все перечисленные признаки являются обязательными, отсутствие хотя бы одного из ник исключает возможность квалифицировать то или иное деяние как правонарушение.
№127 Правонарушение:виды. П - это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности. В зависимости от их социальной опасности (вредности) все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Преступления (уголовные правонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия.
В свою очередь проступки классифицируются на: 1)гражданские (правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, выражающиеся в нанесении организациям или отдельным гражданам имущественного вреда, состоящего в неисполнении обязательств по договору, в распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина); 2)административные (правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок, на отношения в области исполнительно-распорядительной деятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебных обязанностей); 3)дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок деятельности предприятии, учреждений и организаций); 4)процессуальные (правонарушения, посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия, например неявка свидетеля,эксперта, в суд; несоблюдение порядка подачи иска в суд).
Различаются международные преступления и простые (ординарные) правонарушения. К международным преступлениям относятся международный терроризм, пиратство, работорговля, наркобизнес, геноцид и др. Их совершение вызывает вмешательство мирового сообщества в лице создаваемых международных трибуналов. Ординарные международно-противоправные деяния выражаются в непринятии мер по пресечению противоправных действий в отношении дипломатических представителей, нарушении торговых обязательств и т.д. Они, как правило, не требуют реагирования всего мирового сообщества и регулируются различными мерами внутригосударственного характера или взаимными примирительными процедурами.
№128 Юридический состав правонарушения Юридический состав правонарушения - это система признаков правонарушения, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности.В юридический состав входят:1) субъект правонарушения (праводееспособное физическое лицо или юридическое лицо, совершившие данное деяние); 2) объект правонарушения (это то, на что посягает правонарушение; родовым объектом выступают общественные отношения, видовым - жизнь, здоровье, честь, имущество и т.п.); 3) субъективная сторона правонарушения (совокупность признаков, характеризующих субъективное отношение лица к своему деянию и его последствиям. Здесь главной категорией выступает вина, под которой понимают психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию. Выделяют две формы вины - умысел (ст. 25 УК РФ) и неосторожность (ст. 26 УК РФ). Умысел, в свою очередь, может быть прямым, когда -лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность или неизбежность наступления вредных последствий, желает их наступления; и косвенным, когда лицо сознает общественно опасный характер своих деяний, предвидит возможность наступления вредных последствий, не желает, но сознательно допускает наступление указанных в законе последствий либо относится к ним безразлично. Неосторожностъ тоже имеет две формы - легкомыслие, когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на возможность его предотвращения; и небрежность, когда лицо не предвидит общественно вредные последствия своего поведения, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и могло их предвидеть); 4) объективная сторона правонарушения - это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят: - деяние; - противоправность (формальный аспект); - вредный результат (содержательный аспект); - причинную связь между деянием и вредным результатом (результат должен быть следствием, а само поведение - причиной именно этого результата).
№129 Юридическая ответственность:понятие, основания и (признаки).
Юридическая ответственности – это есть обязанность лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение. Меры эти могут быть:- личного характера (лишение свободы); - имущественного характера (штраф); - организационного характера (увольнение). Признаки юридической ответственности: 1) всегда связана с государственным осуждением, т.е. является мерой государственного принуждения, составляющей содержание этой ответственности; 2) обязательное, необходимое условие ее наступления составляет наличие вины - как элемент субъективной стороны состава правонарушения является одним из конституционных принципов юридической ответственности, который относится к основам правопорядка и оказывает непосредственное влияние на конституционно-правовой статус физических и юридических лиц; 3) выступает в качестве неблагоприятных для правонарушънтеля последствий имущественного или личного характера; 4) предполагает основанием для привлечения к юридической ответственности только совершенное правонарушение; 5) представляет собой специфическое - охранительное - правоотношение, субъектами которого, с одной стороны, выступает государство (в лице органов, специально уполномоченным применять меры государственного принуждения), а с другой - физическое или юридическое лицо, допустившее правонарушение; 6) как юридически значимая деятельность всегда осуществляется в особой, регулируемой действующим законодательством процессуальной форме; соблюдение которой строго обязательно. Все названные признаки юридической ответственности являются обязательными.
Если фактическим основанием юридической ответственности выступает правонарушение, характеризующееся совокупностью признаков, образующих его состав, то юридическим основанием выступают норма права и соответствующий правоприменительный акт, в котором компетентный орган устанавливает конкретный объем и форму принудительных мер к конкретному правонарушителю. Подобным правоприменительным актом может являться приказ администрации, приговор или решение суда и т.п.
№130 юридическая ответственностью: признаки Юридическая ответственности - есть обязанность лица подвергнуться мерам государственного принуждения за совершенное правонарушение Юридическая ответственность характеризуется тем, что она: 1) всегда связана с государственным осуждением, т.е. является мерой государственного принуждения, составляющей содержание этой ответственности; 2) обязательное, необходимое условие ее наступления составляет наличие вины - как элемент субъективной стороны состава правонарушения является одним из конституционных принципов юридической ответственности, который относится к основам правопорядка и оказывает непосредственное влияние на конституционно-правовой статус физических и юридических лиц; 3) выступает в качестве неблагоприятных для правонарушънтеля последствий имущественного или личного характера; 4) предполагает основанием для привлечения к юридической ответственности только совершенное правонарушение;
5) представляет собой специфическое - охранительное - правоотношение, субъектами которого, с одной стороны, выступает государство (в лице органов, специально уполномоченным применять меры государственного принуждения), а с другой - физическое или юридическое лицо, допустившее правонарушение;
6) как юридически значимая деятельность всегда осуществляется в особой, регулируемой действующим законодательством процессуальной форме; соблюдение которой строго обязательно.
Все названные признаки юридической ответственности являются обязательными и позволяют отграничить ее от других видов социальной ответственности, в том числе моральной, общественной и др.
Юридическая ответственность всегда носит публичный, а не частный характер, так как именно государство призвано охранять существующий правопорядок и привлекать правонарушителей к юридической ответственности. В отраслях частного права, например гражданском, правонарушителю предоставляется возможность добровольно возместить причиненный ущерб, и лишь в случае отказа добровольно выполнить свою обязанность ответственность реализуется через суд. В сфере публичного права (уголовного, административного) на первый план в реализации юридической ответственности выдвигается государственное принуждение.
№131 Цели и принципы юридич