Рекомендации по урегулированию конфликтной ситуации, ликвидации последствий или недопущению повторения в будущем.




 

Оценивая в целом Карибский кризис, хотелось бы отметить его значение для последующего развития советско-американских отношений - он убедительно показал губительную опасность прямого военного столкновения двух великих держав, которая была предотвращена лишь быстрым и мучительным осознанием обеими сторонами катастрофических последствий такого столкновения. Именно в силу этого упор был сделан на политическом урегулировании конфликта, чему в немалой степени помогло наличие прямого конфиденциального канала между руководителями обеих стран. Стало ясно, что третьей мировой войны можно избежать.

Данный кризис потребовал пересмотра теории ядерной войны. Стало ясно, что ядерное оружие не может быть использовано в локальных войнах. Оно вообще перестало быть оружием, поскольку может использоваться лишь в качестве сдерживающего фактора. Таким образом, была создана концепция «взаимно-гарантированного уничтожения» (ВГУ). Согласно этой теории, мир между Востоком и Западом может быть сохранен только в том случае, если каждая из сторон будет твердо знать - она не сможет с первого удара уничтожить ядерные арсеналы своего противника, способного нанести сокрушительный ответный удар.

Важным уроком кризиса стало понимание того, что в ядерную эру «соревновательный» подход к международным отношениям является чересчур опасным. Возникший кризис погасить гораздо труднее, чем его предотвратить. Все механизмы деэскалации силового противоборства ненадежны. Нужен новый образ мышления и действий, исключающий возможность возникновения потенциально неконтролируемых ситуаций.

В создавшейся драматической ситуации лидерами двух стран был найден разумный выход, который оказался взаимоприемлемым для обеих сторон. Они официально договорились о выводе с Кубы советских ракет (а также бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие) и об отказе США от плана вторжения на Кубу. Кроме того, была достигнута дополнительная конфиденциальная договоренность о выводе американских ракет из Турции.

Позиция Дж. Кеннеди в данном вопросе представляет особый интерес. Дело в том, что вопрос о выводе ракет из Турции являлся вопросом престижа для американского президента. С одной стороны, он не мог дать на это согласие в период непосредственного урегулирования Карибского кризиса. Оппозиция внутри страны расценила бы этот шаг как уступку Советскому Союзу. С другой стороны, отказавшись от вывода своих ракет и требуя этого от Советского Союза, США уже явно шли бы на открытый конфликт, грозивший печальными последствиями. Но у американского президента хватило воли, чтобы найти достойное решение. Договоренность была заключена в 1962 году, но тайно, переговоры вели Роберт Кеннеди и Анатолий Добрынин. На вопрос нашего посла о том, как быть в отношении американских баз в Турции, Р. Кеннеди ответил, что, если в этом сейчас единственное препятствие к достижению урегулирования, то президент не видит непреодолимых трудностей в решении этого вопроса. Главная трудность - публичное обсуждение вопроса о Турции. Формально размещение ракетных там ракетных баз было оформлено официальным решением НАТО. Объявить сейчас односторонним решением президента США о выводе из Турции ракетных баз - это означало ударить по всей структуре НАТО и по положению США как лидера союза. Однако президент Кеннеди готов негласно договориться и по этому вопросу с Хрущевым, но публично он ничего не сможет сейчас сказать. Р. Кеннеди предупредил, что его сообщение о Турции является конфиденциальным, и в Вашингтоне, помимо него и брата, о нем знают еще только 2-3 человека. Для остальных осуществленный в начале 1963 года вывод из Турции американских ракет должен быть воспринят как заранее запланированная, никоим образом не связанная с урегулированием Карибского кризиса, акция.

 

Данная тема не теряет своей актуальности даже сегодня. Да, мир уже никогда больше не будет зависеть от решения двух государств, но умение владеть собой, умение сдержать разыгравшиеся эмоции, когда на карту поставлены и интересы своей страны, и личные интересы - вот те качества, которые необходимы политикам в XXI веке. Соответственно, главная рекомендация — это необходимость в проведении переговоров, учитывающие интересы обеих сторон и способствующие нахождению компромисса.

«К общему нашему удовлетворению мы перешагнули, может быть, даже через самолюбие. Я бы сказал - мы оба уступили разуму и нашли подходящее решение, которое дало возможность обеспечить мир для всех.» Слова Н.С. Хрущева - как подтверждение найденного компромисса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: