Внешняя политика Александра II




Сегодня мы охарактеризуем основные направления внешней политики России в 60—70-х гг. После окончания Крымской войны основное внимание Александра II было сосредоточено на проведении внутренних реформ. Их успех в немалой степени зависел от внешней обстановки: новая война могла сорвать преобразования. Император назначил послами в крупнейших государствах мира последовательных сторонников миролюбивого курса. Во главе Министерства иностранных дел в 1856 г. был поставлен князь Александр Михайлович Горчаков. В письме Александру II он так определил основную внешнеполитическую цель страны: «При современном положении нашего государства и Европы вообще главное внимание России должно быть упорно направлено на осуществление дела нашего внутреннего развития, и вся внешняя политика должна быть подчинена этой задаче».

Тенденции ведения внешней политики были продиктованы Крымской войной, которая внесла огромные противоречия в международные отношения Российской Империи. Военное противостояние, которое продлилось фактически столетие, принесло не только военное поражение России, но и потерю позиций на международной политической арене. Позиции России надо было восстановить, но дипломатическим путем.

В марте 1856 г. при активном участии князя Горчакова был заключен Парижский мир. Он стоил России Черноморского флота, но все же был гораздо менее постыден, чем можно было ожидать. После Парижского мира, воспринятого всем русским обществом как национальное унижение, внешнеполитический престиж России пал чрезвычайно низко. Александру пришлось потратить много сил, прежде чем он вернул своему государству тот вес, который оно имело до Крымской войны. Только пройдя через позор поражения, Александр смог решиться на реформы, но он никогда не забывал главной цели этих реформ – возродить военное могущество Российской империи. Горчаков, умело используя противоречия между европейскими державами, добивался нужных для своего государства соглашений. Горчаков являлся сторонником осторожной внешней политики. Являясь сторонником осторожной внешней политики, он проявлял сдержанность в среднеазиатских делах, пытаясь противодействовать завоевательным планам военного министерства.

Европейская политика. Главные усилия русской дипломатии были направлены на поиск союзников в Европе, выход из изоляции и развал антирусского блока, в который входили Франция, Англия и Австрия. Первым делом Горчаков решил расшатать Крымскую систему, сблизившись с Францией. А сближало две стороны общее неприятие политики Австрии. Результатом взаимодействия французов и русских стало возникновение нового государства – Румынии. Однако из-за спора о статусе Черного моря, о Святых местах и польского вопроса отношения между двумя странами не получили дальнейшего развития. Но самое главное, этими действиями Горчаков фактически развалил антирусский союз и вывел Россию из международной изоляции. Польское восстание 1863—1864 гг. и попытки Англии и Франции вмешаться под предлогом этого восстания во внутренние дела России вызвали острый кризис. Горчаков все предложения отверг, так как считал польский вопрос внутренним делом России и запретил русским дипломатам его даже обговаривать. В 1864 г. восстание в Польше было подавлено окончательно. А помогла в этом Пруссия, которая подписала с Россией конвенцию, в которой предусматривался в случае необходимости свободный переход через ее границы. В дальнейшем Россия заняла позицию благожелательного нейтралитета в отношении Пруссии во время ее войн против Австрии (1866 г.) и Франции (1870—1871 гг.)

Ликвидация условий Парижского мира. Заручившись поддержкой Пруссии, Горчаков начал атаку на неблагоприятные для России статьи Парижского мирного договора 1856 г. В октябре 1870 г., в самый разгар Франко-прусской войны, он заявил, что Россия больше не считает себя связанной обязательствами Парижского договора в части «нейтрализации» Черного моря, которые неоднократно нарушали другие державы. Несмотря на протесты Англии, Австрии и Турции, Россия приступила к созданию на Черном море военного флота, восстановлению разрушенных и строительству новых военных укреплений. Таким образом, и эта внешнеполитическая задача была решена мирным путем.

Организация Союза трех императоров. Поражение Франции в войне с Пруссией и последовавшее вслед за этим объединение Германии изменили соотношение сил в Европе. На западных рубежах России появилась мощная воинственная держава. Особую угрозу представлял союз Германии с Австрией (с 1867 г. — Австро-Венгрия). Чтобы не допустить этого союза и одновременно нейтрализовать Англию, раздраженную успехами России в Средней Азии, Горчаков организовал в 1873 г. встречу императоров России, Германии и Австро-Венгрии. По соглашению, подписанному тремя монархами, они обязывались оказывать друг другу помощь, включая и военную. Но когда спустя 2 года после подписания соглашения Германия вновь вознамерилась напасть на Францию, Россия, встревоженная чрезмерным усилением немцев, выступила против новой войны.

Окончательно «Союз трех императоров» распался в 1878 г. Таким образом, Александру II удалось выполнить основную внешнеполитическую задачу на главном, европейском направлении. Россия добилась отмены наиболее унизительных статей Парижского договора и мирным путем восстановила свое былое влияние. Это благоприятно сказывалось на проведении реформ и завершении войн на Кавказе и в Средней Азии.

Завершение Кавказской войны. Стремясь завершить присоединение Кавказа, русское правительство направило на борьбу с горцами значительные силы. Главнокомандующий Кавказской армией А. И. Барятинский (1856—1860 гг.) так же, как в начале Кавказской войны А. П. Ермолов, стал сжимать вокруг неприятеля кольцо блокады с прочным закреплением занятых территорий. В апреле 1859 г. пала «столица» Шамиля — аул Ведено. Сам Шамиль бежал в аул Гуниб. 25 августа аул был взят штурмом. Шамиль на почетных условиях сдался в плен. Ему, его семье и охране было предоставлено жилье в Калуге и денежное содержание. Взятие Шамиля положило начало окончательному торжеству русских на Кавказе. Очень небольшая область оставалась еще незанятой, и окончательное покорение ее завершено было в 1864 г. Таким образом, в 1865 г. уже Кавказ и все Закавказье вплоть до тогдашней границы с Турцией и Персией могли быть объявлены вполне подчиненными русскому владычеству частями Российской империи.

Политика России в Средней Азии. В начале 60-х гг. завершилось добровольное принятие российского подданства казахами. Наряду с этим в течение всех 60-х годов продолжалось постоянное поступательное отодвигание нашей границы вглубь Средней Азии и по отношению к независимым тогда среднеазиатским ханствам: Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханств. Казахов захватывали в плен, а затем продавали в рабство. Для предотвращения подобных действий по линии российской границы стали создаваться системы укреплений. Однако набеги продолжались, и генерал-губернаторы пограничных областей по своей инициативе совершали ответные походы.

Дикие отряды бухарцев и кокандцев очень часто пытались прорывать эту линию, но каждый такой грабеж вызывал возмездие, причем военные начальники, обуреваемые жаждой лично отличиться и поднять престиж русского оружия, деятельно старались оттеснить этих бухарцев и кокандцев вглубь их страны. Кончилось это большим столкновением в 1864 г., причем генералу Черняеву удалось завоевать крупный кокандский город Ташкент.

Когда русское правительство получило об этом донесение, то оно одобрило совершившийся факт, и ташкентский район был присоединен к русской территории, а через два года здесь было образовано новое Туркестанское генерал-губернаторство. Это привело к дальнейшим столкновениям, и Россия продолжала оттеснять кокандцев и бухарцев, опять-таки, без всякого официального приказа свыше. Разумеется, Англия встретила такое поступательное движение русских в Азии к югу с большой тревогой, и, помня еще со времени Наполеона о тогдашних фантастических замыслах русских проникнуть через азиатские степи и горы в Индию, английское правительство тотчас же запросило русского канцлера о том, где намерено русское правительство остановиться, на что князь Горчаков ответил, что государь император вовсе не имеет в виду увеличение русской территории, а только укрепление и исправление границы. Но все завоеванные земли были присоединены к России. Здесь было образовано Туркестанское генерал-губернаторство (Туркестанский край), главой которого царь назначил генерала К. П. Кауфмана.

Для защиты этих земель с востока в 1867 г. вдоль границы с Китаем было образовано Семиреченское казачье войско. В ответ на объявленную бухарским эмиром «священную войну» русские войска в мае 1868 г. овладели Самаркандом и вынудили эмира в 1873 г. признать зависимость от России. В том же году в зависимость попал и хивинский хан. К «священной войне» против русских призвали религиозные круги Кокандского ханства. В 1875 г. русские отряды под командованием генерала М. Д. Скобелева в ходе стремительных действий разгромили войска хана. В феврале 1876 г. Кокандское ханство было упразднено, а его территория включена в состав Ферганской области Туркестанского генерал-губернаторства.

Завоевание Россией Средней Азии лишило государственности населявшие ее народы. Но при этом прекратились междоусобные войны, было ликвидировано рабство и работорговля, часть земель, изъятых у боровшихся против русских войск феодалов, передавалась крестьянам. Быстро стало развиваться хлопководство и шелководство, началось железнодорожное строительство, добыча нефти, угля, цветных металлов. На присоединенных землях русское правительство проводило гибкую политику, избегая ломки привычного уклада жизни, не вмешиваясь в национальную культуру и религиозные отношения.

Дальневосточная политика России. В течение двадцати лет, следовавших непосредственно за крымской кампанией, военные власти России, особенно начальники пограничных войск, были постоянно обуреваемы стремлением так или иначе восстановить нарушенный престиж своей армии и военного могущества, подточенного в Крымской войне, и вот они начинают деятельно стремиться восстановить попранную честь нашего оружия хоть в Азии, если это не удалось в Европе. Уже через два года после окончания Крымской войны начинаются значительные приращения территории по всей восточно-азиатской границе России. Началось это с самой отдаленной восточной окраины. Уже в 1858 г. генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев поднял вопрос о присоединении к России не только всего левого берега Амура, но и расположенной к югу от устья Амура территории.

Айгунский и Пекинский договоры с Китаем. Муравьев достиг этого почти без применения военной силы, при помощи нескольких сотен солдат, с которыми он объехал границу, и, пользуясь крайней анархией и беспомощностью китайских властей, установил новые границы тех местностей, которые он считал принадлежащими России, опираясь на то, что будто бы в XVII в. все эти местности завоеваны были казаками, построившими на Амуре г. Албазин, потом разрушенный китайцами. Китайские власти, уступая одним только слухам о российском военном могуществе, слабо противились этому, так что Муравьеву удалось, в конце концов, овладеть описанной выше территорией и присоединить ее к России, оставив везде по занятой таким образом границе небольшие военные посты.

Продажа Аляски. Планы о возможной продаже США Аляски возникли у Александра II еще в период Крымской войны. Такой смелый шаг был логически обоснован: территория была весьма отдаленной от центра, русских переселенцев практически не было, исключение – купцы-промышленники. Подобная ситуация не устраивала императора. В итоге, весной 1867 г. в столице США был подписан договор, согласно которому Российская Империя передает во владение этому государству земли Аляски. Стоимость территории носила на то время символический характер – 7 млн. долларов. Одновременно правительство Александра II стремилось устранить возможные противоречия и укрепить дружественные отношения, сложившиеся между США и Россией. Продажа Аляски в 1867 г. показала, что русское правительство недооценило экономическое и военное значение своих владений на Тихом океане. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что главные противники России в Европе — Англия и Франция — были в то время на волосок от войны с США. Продажа Аляски являлась демонстрацией поддержки США со стороны России.

Внешняя политика правительства Александра II почти на всех своих направлениях носила активный характер. Дипломатическим и военным путем российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, восстановить свое положение великой державы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: