Технологии – основы трудовой деятельности, доступные и необходимы в жизни технологии и практика их применения. Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, в том числе информационно-коммуникационными, для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Овладение простыми трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных ситуациях.
Для оценки результатов продвижения ребенка в развитии жизненной компетенции предлагается использовать метод экспертной группы. См. 2 вариант
3.4. Четвертый вариант ФГОС (Д) для обучающихся с РАС (индивидуальный уровень)
ФГОС для детей с ОВЗ включает четвертый вариант Д - итоговые достижения которого определяются индивидуальными возможностями обучающегося. В варианте Д обязательной и единственно возможной является Специальная Индивидуальная образовательная Программа. Обучающийся с РАС находится в среде детей с различными ограничениями здоровья, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны.
Обязательной для обучающегося по варианту Д является массированная психолого-педагогическая поддержка. Введение варианта Д позволяет включить в процесс получения начального образования всех детей с РАС, включая самые тяжелые и осложненные случаи.
В соответствии с особыми образовательными потребностями и особенностями организации пребывания детей в школе следует выделить следующее:
· обязательно участие помощника учителя (тьютора), в особых случаях, возможно, двух помощников;
· необходимо обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта детей с учетом их индивидуальных особенностей, обеспечение осмысленного порядка и предсказуемости происходящего, установление эмоционального контакта специалистов с ребенком;
· нужна длительная специальная индивидуальная коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков ребенка;
· необходима разработка индивидуальной системы поощрения и мотивации ребенка к коммуникации и взаимодействию со взрослыми;
· нужна помощь в перенесении и использовании ребенком усвоенных знаний и навыков в повседневную жизнь;
· важно выявление областей парциальной одаренности или наибольшей успешности ребенка, для использования этих областей в развитии контакта и взаимодействия с ребенком;
· нужна специальная индивидуальная помощь по осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта ребенка,
· нужно привлекать внимание ребенка к окружающим людям и поддерживать его адекватные эмоциональные реакции на проявления близких взрослых и соучеников;
· процесс обучения в начальной школе должен быть обеспечен психологическим сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и соучениками, семьи и школы;
· уже в период начального образования ребенок нуждается в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства за пределы группы и образовательного учреждения.
В связи с неизбежной вынужденной кардинальной упрощённостью специальной среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к нуждам ребёнка, но ограничивающей его контакты и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, требуется специальная работа по посильному, но регулярному введению ребёнка в более сложную социальную среду. Ее смыслом является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребёнка с разными взрослыми, со здоровыми сверстниками и сверстниками с ОВЗ, не имеющими столь выраженных нарушений социального развития.
Для решения этих задач предлагается:
· организация специальной малокомплектной группы (6 обучающихся) для детей с РАС, осваивающих четвертый вариант стандарта (Д) в составе Образовательной Организации 8 вида. Это дает такому ребенку возможность регулярных выходов в более сложную социальную среду, обогащающих его жизненный опыт и стимулирующих его способности адаптации к новому;
· состав специальной группы, где обучаются дети с РАС по варианту Д, тоже может быть неоднородным. Включение в его состав детей имеющих сопоставимый уровень психоречевого развития, но с иными проблемами здоровья, не имеющими столь тяжелых нарушений социального развития, не только не противопоказан, но даже полезен ребенку с РАС в его социальном развитии;
· при значительном прогрессе в формировании учебного поведения, в развитии коммуникации и социально-бытовых навыков ребенок с РАС, осваивающий 4 вариант ФГОС ((Д), может быть переведен в класс для детей с РАС, осваивающих третий вариант стандарта (С), а при дальнейшем выраженном прогрессе – в класс для умственно отсталых детей той образовательного Образовательной Организации, где он обучается. При этом ребенок должен обеспечиваться систематической специальной психолого-педагогической поддержкой, учитывающей особые потребности ребенка с РАС.
Обязательным является постепенное введение ребёнка с РАС, осваивающего вариант Д ФГОС, в более сложную предметную и социальную среду, индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах. Таким образом, четвертый вариант стандарта (Д), как и третий (С), предусматривает не только адаптацию ребёнка к условиям домашней жизни, но и доступное ему социальное развитие.
Требования к структуре образовательной Программы в четвертом варианте стандарта также определяются СФГОС для обучающихся с ОВЗ. Итоговые достижения обучающегося с тяжелыми нарушениями аутистического спектра определяются его индивидуальными возможностями, соответственно и сама Программа может быть только Индивидуальной, но в ней предусмотрены те же восемь областей образования. В каждой из них максимально, в сравнении с другими вариантами ФГОС, превалирует компонент жизненной компетенции.
Оценивать результаты начального образования ребенка с РАС, обучающегося в соответствии с четвертым вариантом ФГОС для детей с ОВЗ также предлагается по его завершении, однако речь может идти об описании возможных, но не гарантируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы.
Описание возможных результатов освоения Индивидуальной Образовательной Программы в варианте Д должно включать целостную характеристику, соответствующую структуре Адаптированной образовательной Программы,: смотреть 3 вариант.