РЕФОРМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ




Образование, как и большинство важнейших сфер российского общества, за последние 20 лет многократно реформировалось. Отправной точкой реформы рассматриваемого периода стал 2000 год, когда по данным международных исследований выяснилось, что качество образования в современной России находится на 37-м месте из 42-х возможных. Большим недостатком старой системы оказалось и то, что 90% знаний, получаемых школьником, были выработаны до 1950 г. и эти знания являются слишком «академическими», их сложно применить на практике.

Реформирование началось с принятия документа Национальная доктрина образования России (4 октября 2000 г.), в ней заложены основные принципы образовательной политики, они получили своё закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». 2005 г. ознаменован новым шагом в развитии российского образования - реформа образования объявлена национальным проектом. 11 ноября 2010 г. на заседании Президиума Правительства РФ была одобрена новая федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг., которая станет базовым инструментом для реализации президентской инициативы «Наша новая школа».

Реформы разрабатывались именитыми учеными, однако, на слуху вовсе не их имена, однако процесс адаптации к реалиям современной жизни проводили чиновники. В рассматриваемый период на посту сменилось три министра образования: В.М. Филиппов (1999-2004 гг)., А. А. Фурсенко (2004-2012 гг.), Д. В. Ливанов (с 2012 г. по настоящий момент).

В ноябре 2010 г. на заседании президиума правительства РФ Владимир Путин заявил, что на мероприятия федеральной программы развития образования в РФ в 2011 - 2015 гг. будет выделено 137 миллиардов рублей. В период с 2013 по 2020 гг. на образование планируется выделить 3,7 триллионов рублей.

В сфере дошкольного образования появится широкая сеть ясель для детей до трех лет, исчезнет очередь в детские сады, к 2015 г. все детские сады будут работать по государственному стандарту. Сейчас последний находится нас стадии обсуждения и разработки.

С 1 сентября 2007 г. введен в действие закон об обязательном 11-летнем среднем образовании. По мнению некоторых исследователей, это предвыборный ход, т.к. наше государство, по своему экономическому развитию, неспособно содержать 11-летнее среднее образование. Задача школы, по мнению некоторых исследователей, сводилось к тому, чтобы школьник сознательно отказался от поступления в ВУЗ и стал делать горизонтальную карьеру. Было решено ввести пять новшеств: нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений; сетевую организацию образовательной системы; независимую оценку качества образования; государственно-общественное управление образовательными учреждениями; новую систему оплаты труда педагогов.

В качестве единственно возможной формы аттестации выступает ЕГЭ. Впервые эксперимент по введению ЕГЭ в России был проведён в 2001 г. в 5 регионах по 8 дисциплинам. Одним из главных аргументов в пользу ЕГЭ было утверждение, что с его помощью удастся снизить уровень или вовсе исключить коррупцию при поступлении в вуз. Однако произошло противоположное: масштаб коррупции в вузах возрос, а ее ареал расширился, включив в свою сферу общеобразовательную школу.

Согласно новым инициативам в сфере среднего профессионального образования предусматривается его доступность, начальное профессиональное образование включается в систему среднего специального образования.

На данный момент в вузы поступает 65% выпускников школ. Складывается, впечатление, что перед государством стоит задача преломить эту ситуацию, снизив количество желающих поступить в вуз. В 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации. Таким образом, высшее образование свелось к бакалавриату, причем в перспективе не четырехлетнему, а трех- или даже двухлетнему. За ним следует поступление в магистратуру, естественно, по желанию и возможностям обучающегося. В марте 2007 г. принят закон, окончательно вводящий двухуровневую систему высшего образования. По мнению некоторых исследователей, это было сделано для того, чтобы человек, окончивший любую ступень, чувствовал себя недоучившимся.

По данным Юнеско, в 1990 г. Россия по уровню образования занимала третье место в мире, в 2001 г. – 19-ое, в 2012 г. – 35-ое. Наблюдается тревожная тенденция приравнивания качества образования к рыночной стоимости выпускника. В заключении можно сделать вывод о том, что реформа образования не выполнила возложенных на нее задач: не искоренила коррупцию в рассматриваемой сфере, а лишь перевела ее в новую плоскость; подменила образовательный процесс «натаскиванием»; вместо актуализации творческого потенциала учащихся произошло усреднение. В СМИ по-прежнему продолжается массовая критика образовательной политики Российской Федерации, что свидетельствует о необходимости корректировки заданного курса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: