АНАТОМИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ




 

Следующие семь примеров помогут нам рассмотреть автономную нервную систему более систематически.

Орган или система Симпатическое действие Парасимпатическое действие
Глазные зрачки РАСШИРЯЮТСЯ: Нужно лучше видеть СУЖАЮТСЯ: Если заинтересован или испуган
Сердечный ритм УЧАЩАЕТСЯ: Тахикардия. Если напуган или взволнован, возрастает потребление кислорода и глюкозы ЗАМЕДЛЯЕТСЯ: Брахикардия. Можно быть расслабленным и спокойным
Температура кистей ХОЛОДНЫЕ: Кровь оттекает от конечностей к сердцу и мозгу ТЕПЛЫЕ: эффект многих видов медитации
Сон Излишне ЧУТКИЙ: беспокойство, бессонница ГЛУБОКИЙ сон приходит легко

 


Конечно, мы очень упростили наше описание нервной системы человека. Но даже этот материал может служить солидной основой для достижения более тонкого уровня внутренней концентрации. Кто-то определил -йогу как гимнастику для автономной нервной системы.

Если рассмотреть этот вопрос еще пристальнее, медитацию можно определить как парасимпатическую гимнастику.

 

Исследования показали, что занимающиеся йогой имеют особый талант нажимать на «тормоз». Их умение замедлять метаболизм и сопутствующие ему процессы особенно впечатляло с учетом того, что это противоречило сильнейшему эволюционному посылу.

Стремление к выживанию означает, что тело, предоставленное самому себе, всегда отдает предпочтение реакции ускорения. Дело в том, что симпатическая нервная система, по сути, является средством экстренного реагирования и легко возбуждается, приводя организм в готовность к битве или отступлению и стимулируя выброс адреналина.

В наше время мы должны понять связь практики с научным пониманием принципов работы психики для мотивации в занятиях.

Например интересный момент по асанам Ширшасана Стойка на голове, активирует реакцию «бей или беги», в особенности у новичков. А вот стойка на плечах(сарвангасана) или стойка на предплечьях с поддержкой таза (випарита карани мудра)имеет противоположное действие: она включает парасимпатический «тормоз», успокаивает и является благодаря этому «одной из самых расслабляющих поз йоги».Поза успокаивает потому, что оказывает воздействие на одну из важнейших функций вегетативной нервной системы – управление кровяным давлением.

Общеизвестно, что здоровье человека зависит от давления, которое должно оставаться в определенных пределах. Если давление падает слишком сильно, страдает мозговое кровообращение: возникают головокружение, слабость, возможна потеря сознания. А если давление высокое Сердечная мышца и стенки артериальных сосудов испытывают большую нагрузку, что может привести к возникновению гипертонии, которая, в свою очередь, повышает риск инсульта, инфаркта и отказа почек. Из-за наличия этих рисков в организме человека сформировались защитные механизмы, контролирующие показания давления в кровеносных сосудах и вносящие необходимые изменения. Стойка на плечах запускает один из таких механизмов. Речь идет о сонных артериях – крупных сосудах, проходящих в передней части шеи и снабжающих кровью мозг. Сонные артерии обеспечивают достаточный приток крови к мозгу, а поскольку мозг имеет столь важное значение, эти процессы серьезно регулируются. Рецепторы в артериальных стенках отслеживают расширение или сокращение артерий, свидетельствующие об изменении кровяного давления.

При выполнении стойки на плечах подбородок упирается в шею и верхнюю часть грудины, сжимает артерии и сильно повышает местное давление. Возникает сигнал тревоги, и запускается парасимпатический «тормоз». Организм считает, что мозг получает слишком много крови, и приказывает сердцу и системе кровообращения скомпенсировать это, понижая кровяное давление. Основные сигналы при этом передаются через блуждающий нерв – его ядра лежат в продолговатом мозге, а волокна расходятся к легким, сердцу, желудку и прочим внутренним органам в брюшной полости (до сигмовидной ободочной кишки).

Стойка на плечах (сарвангасана)

 

Тк отдает «команды» парасимпатическая нервная система.

«Не качать кровь так быстро. И так мощно. Расширить диаметр. Вазодилировать…» – последний термин означает расслабление сосудов, благодаря которому кровоток замедляется.

 

 

Есть необычайно мощные последствий стимуляции симпатической нервной системы, учащенное сердцебиение (чтобы быть готовым к действию), расширенные зрачки (чтобы поступало больше света и человек лучше видел опасность), изменение химического состава крови (с целью стимулировать лучшее свертывание в случае внезапного кровотечения). Большинство людей не способны сознательно контролировать эти реакции. Однако два пункта можно повлиять относительно легко. Мышечный тонус и частота дыхания эти два фактора являются ключами к тайному миру управления вегетативной системой.

Этот принцип также подразумевает что различные направления хатхи оказывают разное влияние на вегетативную нервную систему. К примеру, аштанга-йога с ее энергичными, подвижными последовательностями и акцентом на «приветствие солнцу» активно задействует мышцы и поэтому стимулирует симпатическую нервную систему. Напротив, в нашей классической йоге, с ее упором на статичные позы, преобладает влияние парасимпатической нервной системы.

 

Перевернутые позы – отличный способ одурачить сердце и заставить его биться медленнее (по аналогии с давлением на сонную артерию).

Центральная нервная система

Она состоит из головного и спинного мозга.

Головной мозг: Собственно мозг и мозжечок. Продольный разрез головного мозга напоминает человеческий зародыш. Это символично. Сахасрарападма —это нераспустившийся цветок, то есть потенциал, еще полностью не реализованный.

Спинной мозг: В среднем имеет восемнадцать дюймов в длину. Восемнадцать у индийцев — совершенное число. В “Махабхарате” великая битва Длится восемнадцать дней, в ней участвуют восемнадцать армий, а “Бхагавад-Гита” состоит из восемнадцати глав. Когда спинной мозг извлекают из позвоночного столба вместе с продолговатым мозгом, он напоминает змею (кундалини), и тогда спинномозговой канал соответствует сушумне. Спинной мозг передает сенсорные (центростремительные) сообщения головному мозгу и принимает от него моторные (центробежные) сигналы, приводящие к изменениям в мускулах и железах (это эффекторы, или исполнители приказаний мозга). Сенсорные нервные тракты в спинном мозге соответствуют функциям иде (рецептивным, пассивным), а моторные—функциям пингалы (проективным, активным).

ВОЛШЕБНЫЕ ТОЧКИ

 

Точки рас-

полагаются как бы в небольшом углублении в тканях,

и чувствительность точки отличается от чувствитель-

ности окружающих тканей – надавливание в ней ока-

зывается или более болезненным, или, наоборот, чув-

ствительность точки заметно понижена.

МЕХОНИЗМ СПАКОЙСТВИЯ В ЙОГЕ

Когда ты теряешь соприкосновение с внутренней тишиной, ты теряешь соприкосновение с собой. Когда ты теряешь соприкосновение с собой, ты теряешь себя в этом мире. Исследование возглавила Крис С. Стритер, заведующая преподавательским составом психиатрического и неврологического отделения Медицинской школы Бостонского университета, профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы. Помимо всего прочего,професор Стритер была знатоком йоги и общалась с людьми, хорошо осведомленными в этом вопросе. Объектом исследования ее команды стало важнейшее вещество в человеческом мозгу со сложным названием гамма-аминомасляная кислота – сокращенно ГАМК или GABA (от gamma-aminobutyric acid). Это важнейший нейромедиатор и регулятор центральной нервной системы (ЦНС) человека. Многочисленные исследования связывают депрессию со снижением уровня ГАМК. Поэтому возник уместный вопрос: способна ли йога повысить концентрацию этого нейромедиатора?

ГАМК действует как блокатор, то есть является антагонистом стимуляторов двигательных функций. При взаимодействии с клеточными рецепторами вещества-антагонисты препятствуют возникновению связей и блокируют функции прочих нейромедиаторов. В целом ГАМК тормозит активность нейронов, снижая их возбудимость. Поэтому в высоких дозах этот нейромедиатор производит успокаивающий эффект. Алкоголь и такие лекарства, как валиум, усиливают ингибирующее (подавляющее жизненные процессы) действие ГАМК. Сама по себе ГАМК способствует релаксации и уменьшению тревожности.

 

 

Результаты, опубликованные в 2007 году, действительно поражали воображение. Ученые обнаружили, что у практикующих уровень ГАМК вырос в среднем на 27 процентов. В контрольной группе никаких изменений не было. Кроме того, у участников с наибольшим опытом практики или испытуемых, занимавшихся больше всех в течение недели, наблюдался настоящий всплеск ГАМК. К примеру, у одного из участников, практиковавшего йогу в течение 10 лет, уровень ГАМК подскочил на 47 процентов. У испытуемого, занимавшегося йогой 5 раз в неделю, он повысился на 80 процентов; уровень нейромедиатора увеличился почти вдвое.

Ученые пришли к выводу, что практика йоги является весьма перспективным методом лечения тревожных состояний и депрессии. Перри Ф. Реншо, один из руководителей исследования и директор отделения визуализации мозга клиники Маклин, безо всякого преувеличения отметил, что любой терапевтический метод с доказанной эффективностью, отличающийся дешевизной, доступностью и не имеющий побочных действий, обладает «безусловными преимуществами для здоровья людей».

Оказалось, что даже у новичков наблюдается значительное повышение уровня ГАМК и как следствие – улучшение настроения и снижение тревожности. В среднем уровень ГАМК выростал на 13 процентов, что было примерно вдвое меньше, чем в предыдущем иссл едовании.

И все равно новоявленные йоги продемонстрировали результат гораздо лучший, чем те, кто занимался ходьбой, а по их свидетельствам, и почувствовали себя лучше.

Теперь вернемся к теме стресса, основоположником теории которого считается канадский врач Ганс Селье. Затяжные состояния раздраженности, подавленности, не проходящего гнева, ненависти, возбуждения, заторможенности и т. д. сопровождаются физическими реакциями, среди которых наиболее распространены чрезмерная потливость, диарея, тахикардия, несварение желудка, головная боль, бессонница и слабость. Данные реакции - результат сложных процессов, с помощью которых организм пытается приспособиться к стрессу. Иногда хроническое заболевание – тоже своеобразная форма такого приспособления, в том случае, когда стресс носит длительный характер (например – неврозы, экзема, вегетососудистая дистония). Через длительное время пребывания в стрессе функциональные изменения настолько нарушают работу систем организма, что сами в свою очередь становятся необратимыми, переходя в изменения органические.
Иногда стресс ведет к заболеваниям психики, иногда – к таким вещам как ВСС (внезапная сердечная смерть), причем патология при этом не определяется. Кроме того стрессу сопутствует повышенный тонус мышц скелетной мускулатуры, повышение кровяного давления, увеличение содержания в крови кортизона и норадреналина. Поскольку при длительных и сильных стрессах ВНС постоянно перегружена, то нервная симптоматика, обычная для такого состояния, зачастую переходит в невроз. Если данный судорожный, “перекошенный” режим функционирования чересчур затягивается, возникают стойкие психосоматические расстройства, узнаваемые как конкретныеболезни – язва желудка, астма, гипертония и т.д.

В основном заболевания стрессового происхождения проходят четыре фазы развития:
1).Психологические изменения, - это постоянное беспокойство, напряженность, бессонница, раздражительность, – как следствие длительного перевозбуждения вегетатики;
2).Отчетливые физиологические изменения - нарушение давления, пищеварения, сердечной деятельности;
3). Данные изменения приобретают клинические очертания;
4). Нарушения настолько отчетливы и необратимы, что требуется хирургическое вмешательство либо длительное фармакологическое лечение.

На перывх трех стадиях патологического развития практика “йога-нидры” крайне эффективна.
Эволюционно “хомо сапиенс” развивался в условиях сверх активности гипоталамуса и эндокринной системы, которые рефлекторно подготавливали организм к противодействию многочисленным опасностям, исходящим от внешнего мира. Это являлось необходимым при борьбе за выживание и было сопряжено с громадной и вынужденной (при охоте за добычей) двигательной активностью, которая с одной стороны требовала мощного гормонального обеспечения, с другой – вырабатывала его до конца, не оставляя “излишков”. Сегодня же человек, по сравнению с первобытными эволюционными нагрузками, совершенно обездвижен, и в то же время подвергается запредельным нервным воздействиям, что автоматически включает древние адаптационные реакции типа “страх-бегство”, или “ярость-нападение”. При этом происходит выброс адреналина в кровь, повышение артериального давления, учащение дыхания и т.д. Обеспечение напряженнейшего действия, активного движения есть, но фактически и то, и другое отсутствует, обеспечение не расходуется, что провоцирует еще большее напряжение и раз балансировку.
Эффект “нидры” нейтрализует следствия стресса, поскольку в ее процессе сознание, все органы и системы достигают полного физиологического спокойствия, и начинают действовать внутренние процессы регенерации. Йога считает, что глубокое уравновешение нормализует циркуляцию праны в теле. Когда человек овладел “нидрой”, те обстоятельства, которые приводят других к болезням и саморазрушению, становятся условиями для самосовершенствования, поскольку тело и психика, уравновесившись и оздоровившись, начинают “держать удар” гораздо большей силы успешно приспосабливаясь, накапливая ресурсы всех разновидностей, а не проматывая их в бессмысленном многолетнем “пережигании” нервных клеток.
Боящийся несовершенен в любви.

Древние ОСОЗНАНЫЕ СНОВИДЕНИЯ И ЙОГА НИДРА ПОРОЛЕЛИ МАГОВ И ЙОГОВ Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Антуан де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Важнейшим достижением древних магов было то, что они научились воспринимать, не только телесную форму окружающих людей и живых существ, но и форму их энергетической сущности (хотя что в данном случае подразумевается под понятием энергии – остается абсолютно не ясным), а также проявление энергетической коммуникации. Эту способность они назвали видением (ударение на первом слоге), хотя зрение не имеет к данному способу восприятия никакого отношения. Чтобы обрести способность магического видения мира, необходимо отбросить ту часть восприятия, которая основана на социальных интерпретациях воспринимаемого (то, что называется договорной реальностью и может быть описано с помощью речи).

Все, что маги воспринимают с помощью своего “видения”, есть игра энергии (можно вспомнить по аналогии космический танец Шивы). Любая существующая физическая форма живого или неживого – это лишь с виду обособленная, короткоживущая во времени структура, относительно устойчивая часть всеобщего, переливающегося трансформациями, вселенского многомерного энергетического “узора” (что совпадает в целом с концепцией модели динамического вакуума, не так давно предложенного в ядерной физике).
Если человек собрался стать магом, ему следует обрести физическую уверенность в том, что не существует ничего, кроме энергии, и совершить достаточно мощное усилие для того, чтобы изменить русло восприятия, воспринимая энергию как энергию. И войти ученику в новое, восприятие помогает своей личной энергией нагваль.
В энергетической картине реальности человек выглядит как светящийся яйцеобразный кокон, составленный переплетением таких же светящихся нитей, и отличительной чертой его энергетической формы является круглое пятно выраженной светимости, размером с теннисный мяч, располагающееся вровень с поверхностью этой формы, примерно в 70 см позади правой лопаточной кости физического тела (следовательно, по фронтальному сечению диаметр этой оболочки составляет примерно 1,4 метра).
Увидев, какую роль играет это пятно, маги назвали его “точкой сборки”, которая значительно усиливает свечение проходящих через нее светящихся энергетических нитей. В заисимости от состояния человека, эта точка способна менять свое положение относительно самого кокона. Когда точка сборки находится в изначально присущем человеку состоянии, его осознание и восприятие нормальны. При ее смещении как поведение людей, так и восприятие их становятся необычными, и чем больше такое смещение, тем сильней изменения.
С помощью видения маги когда-то начали изучать влияние смещения точки сборки на энергетическое восприятие. Есть два вида такого смещения: сдвиг вдоль поверхности светового кокона, и перпендикулярно к ней. В первом случае какими бы странными не оказались открывшиеся восприятию миры, они принадлежат к сфере хомо сапиенс (а также к разряду живых существ). Во втором – сборка вызывает к жизни (в восприятии мага) непостижимые и немыслимые миры, в которых нет ничего человеческого.

Научиться “видеть” не так уж и сложно, самая трудно преодолимая проблема в том, чтобы разрушить стереотипы восприятия, существующие в уме каждого человека, и для этого нужно накопить энергию. В магическом мире избыточная энергия превращается в мерило силы. Без веры в нагваля, лидера, не может быть освобождения (от традиционного способа восприятия).
Точка сборки имеет отношение к физическому телу, но впрямую она ему не принадлежит. Перемещать точку сборки можно только силой намерения. Те из магов, кто смещал точку сборки перпендикулярно поверхности кокона наружу, деформируя свое энергетическое пространство, становились не совсем людьми, и нормальные человеческие цели, склонности, побуждения и мотивы для них ровным счетом ничего не значили. Их внешность и поведение становились совершенно невообразимыми.
Но вся проблема была в том, что, смещая точку сборки как угодно, маги древности не умели фиксировать ее в новом положении, т.е. обычное состояние восприятия со временем самропроизвольно восстанавливалось.

И здесь в романтической и довольно стройной концепции Хуана Матуса появляется зияющая брешь, поскольку в игру вступает некая мифическая фигура бессмертного, пришедшая из глубины веков, именуемая Арендатором, видимо за то, что он пользуется чужими телами, бесконечно передвигаясь таким образом во времени. Принцип Оккама делает все дальнейшие магические построения избыточными, в лучшем случае превращая их во флуктуацию, дикую, редчайшую случайность, которую никогда и никому больше не удастся воспроизвести в обозримом будущем, и последствия проявления которой обречены на угасание.
Говоря о работе с различными стадиями внимания, Кастанеда упоминает так называемый перепросмотр, т.е. полное восстановление содержимого памяти, что йога реализует в глубоких стадиях сосредоточения. Но в то же время магам, судя по всему, не была известна работа в промежуточном состоянии, характерная для “йога-нидры”, что могло бы снять множество негативных моментов, связанных лично для Кастанеды с резкими сменами восприятия, спровоцированными как доном Хуаном, так и организованными по собственной инициативе (работа с галлюциногенами – не в счет, хотя, повидимому, именно обьем мескалинового и прочих наркотических воздействий, примененных доном Хуаном для “сбивания” ученика с жестких позиций здравого смысла и обычного восприятия, в итоге и способствовал хронической перегрузке печени, от рака которой Кастанеда впоследствии и ушел в магическую “нирвану”).

Особое внимание тольтекские маги уделяли разработке практики управления снами, поскольку увидели, что точка сборки легко смещается, когда человек находится в обычном видовом сне, причем смещение это происходит вдоль или внутрь поверхности энергетического кокона, но не наружу. Маги рассматривали сновидение как исключительно сложное искусство намеренного смещения точки сборки из ее привычного положения для расширения диапазона восприятия и углубления его интенсивности. Они увидели, что посредством соответствующей дисциплины во время обычного сна и созерцания обычных сновидений можно выработать и систематически практиковать целенаправленное смещение точки сборки.
Итак, мы имеем две концепции сновидения, и происходящих в нем событий. Первая, в йоге, утверждает, что можно как созерцать сны, находясь при этом в состоянии частичного бодрствования, так и управлять ими по желанию, что ведет к освобождению (самадхи). Иными словами, если в присутствии частично сохраненного бодрствующего “Я”-сознания позволить сновидению развиваться спонтанно – то происходит то же самое, что и при реализации высших ступеней йоги: сознание и бессознательное по своему разумению, исходя из обоюдных интересов, налаживают необходимую и возможную коммуникацию, и, как прямо говорит Свами Сатьянанда, при этом запускаются процессы психосоматической регенерации. В результате их завершения человек становится свободным, т.е. достигает полного внутреннего уравновешения.

Что может получиться в результате сознательной регулировки сновидения при нахождении в нем – йога не конкретизирует, но, очевидно, мы можем проследить это на результате, который, практикуя медитацию, в свое время получил Будда. Он прошел все восемь уровней развертывания сознания, в том числе и четыре последних, называемых мирами “не форм” (это некая виртуальная реальность, не имеющая ничего общего с тем, что известно человеку, что, похоже, аналогично магическому миру неорганических существ), затем вернулся обратно, и ушел в нирвану с четвертого уровня мира форм, отвергнув бесконечные хаотические флуктуации спонтанной психической игры из за ее практической бесплодности.
Известно, что по крайней мере в прошлом (и это довольно часто упоминается в текстах) всегда случались сбои, т.е. практикующие высшие ступени йоги не возвращались из созерцательной медитации в ее предельных формах, трактуемых окружающими как самадхи. В таких случаях сохранялось тело, но личность не восстанавливалась, и тогда говорили, что адепта йоги постигло священное безумие, он затерялся в мирах созерцания. Подобный срыв не следует путать с психосоматической катастрофой, когда необычную нагрузку просто не выдерживает физиология (скажем, лопается сосуд), а также с Махасамадхи, когда торможение деятельности коры распространяется на участки мозга, отвечающие за регуляцию функций, что вызывает гибель организма в целом.

Полную аналогию йогическим “проколам” созерцателей мы находим у Кастанеды, когда маги долгие месяцы выхаживали своих собратьев, полностью утративших адекватность при неудачном обращении с точкой сборки.
Но сама концепция работы со сновидениями у Кастанеды получает совершенно иное развитие, и не доведена до логического завершения.
В магическом варианте смещение точки сборки означает вход во “второе внимание”, которое не может развиться само по себе, но формируется под влиянием намерения. Смысл в том, - говорит Кастанеда, - чтобы сознательно задействовать внимание в сновидении, что является непостижимой гранью осознания (Аналогичной “йога-нидре”, когда внимание может быть, одновременно с созерцанием сна, направлено наружу, воспринимая то, что там происходит. Однако, мне не удалось найти описаний того, каким именно образом наблюдатель сна в “нидре” влияет на него, неясно, можно ли это назвать волевым актом, или он по сути полностью аналогичен тому, что у магов называется намерением).
Кастанеда говорит о семи вратах сновидения, описывая из них не все. Первые врата – это осознание ощущения, появляющегося перед тем, как человек проваливается в глубокий сон, осознание того, что ты засыпаешь. Для этого должно быть намерение - полностью безэмоциональное и безотносительное формирование в уме представления о том, что может случиться в случае, когда ты предпримешь к этому определенные, незаинтересованные и равнодушные действия. Хотения, желания, ожидания результата в таком действии, во время его выполнения, нет. Это просто действие, все исчерпывается им, но ты уже заранее знаешь, что должно получиться, примерно так же, как известно, что если ты поднимешь руку вверх, то она поднимется, в этом не может быть сомнений.

У магов намерение, в “нидре” – решение. Решение – это также просто констатация факта, который должен произойти, в котором нет обычной, эмоциональной силы желания. Намереваться - значит хотеть не желая, делать не делая (поразительное созвучие действию недействием, который является краеугольным камнем традиционной практики йоги!), нужно просто поверить в то, что у тебя это получится – осознавать момент засыпания. Вознамериться – значит твердо поверить в то, что ты – сновидящий. Намерение, это знание, принадлежащее телу.
В отличие от “нидры” тольтекские маги не фиксировали внимание на создании условий для естественного увеличения времени перехода от бодрствования ко сну, а пользовались установкой (намерением) на простое осознание моментального “проскакивания” точки засыпания, а во сне (т.е. уже после выключения сознания) - какого-либо хорошо знакомого образа, например – собственных рук.
Если “второе внимание” у магов – это процесс спонтанного “монтажа” (очевидно, в сознании) новых миров при смещении точки сборки, то внимание сновидения – состояние осознания отдельных объектов сна.
Маги утверждают, что после того, как человек полностью освоит внимание сновидения, то становится заметным, что среди множества объектов сна есть такие, образы которых являются результатом энергетического вмешательства извне (именно в нахождении и отслеживании этих лазутчиков заключается искусство магов), что вообще сон – это дверь в иные миры.
Итак, достижение первых врат сновидения – осознание момента перехода в сон. Затем надо научиться разглядывать и четко видеть все, что происходит во сне. Маги считают, что при достижении первых врат адепт постигает свое энергетическое тело, которое есть двойник физического, не имеющий массы. Это также отчасти пересекается с тем, что утверждает касательно приы сна Свами Сатьянанда.

У магов работа со сновидением – искусство закалки энергетического тела, его уплотнение, до тех пор, пока оно не начнет обладать собственным восприятием. То есть – энергетическое тело будет воспринимать окружающую энергию, что значит – видеть так, как видят маги, не зрением. Кроме того, энергетическое тело, по Кастанеде, в этом случае может пользоваться для перемещения энергетическими потоками Вселенной.
Дон Хуан утверждал: - Каждый человек обладает определенным количеством присущей ему изначально энергии. Вся она уходит на жизнь в обычном мире.

. Больше взять неоткуда, она полностью задействована. А сновидение – экстраординарное восприятие, для которого нужна как раз избыточная энергия, которой нет у обычного человека.. Магу остается стать скрягой в добыче и сохранении энергии. Маги разумно перераспределяют свою энергию, сокращая ее расход за счет устранения из своей жизни всего, что они считают лишним. Такой подход – путь мага.
Отсюда следуют определенные выводы.

Первый: если йога позволяет накапливать энергию, достаточную для освоения этого искусства, и остается, кроме того, такое ее количество когда, невзирая на ее любое расходование, человек в обычных обстоятельствах вообще не подвержен усталости, то у магов все не так. Если подлинная йога во много раз увеличивает избыточную энергию субъекта, придавая ему дополнительную активность любого свойства, включая аспект социальный, то магия на это не способна. Следовательно, магическое совершенствование остается за пределами любых человеческих интересов, не оставляя выбора: если ты маг, то, человеком, как элементом социума, быть уже нельзя.
Второй: маги считают “разумно излишними” все ценности людского мира, этот факт многократно просвечивает во всех сочинениях Кастанеды, написанных с талантливой, иногда даже вышибающей скупую слезу, романтической симпатией к нелегкой тольтекской доле.
Третий: то, что создается без непринужденности, не совсем истинно, поскольку одним из признаков истинности является легкость.

Говоря выше о слишком хорошо знакомом мотиве компьютерных мечтаний Смирнова по усовершенствованию человечества, мы с удивлением сталкиваемся с тем же самым у Кастанеды: “То, что выбирают маги, всегда разумней того, чему учили нас в этом мире родители и все прочие. Выбор мага призван исправить наш образ жизни, изменяя основу отношения к жизни обычных людей”.
Когда в подобном контексте мне встречается слово “исправить”, тут же возникает образ дыма, валящего из труб Освенцима, где арийцы радикально “исправляли” отсталое человечество. Но Матус выражался и еще более конкретно: “Великая задача магов состоит в том, чтобы распространить идею, согласно которой для эволюции человечества вначале необходимо освободить свое сознание от привязанности к общественным условностям. Как только сознание освободится, намерение отправляет нас по новому пути развития” (Можно сравнить с известным изречением: “Солдаты, я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью!”).
Итак, высвобождение энергии, необходимой для концентрации внимания в сновидении освобождается за счет жесткой ее экономии и последующего перераспределения, в котором залогом успеха является утрата чувства собственной важности. Хуан Матус считал, что большая часть энергии, расходуемой впустую, тратится именно на удовлетворение этого чувства. И вторые врата сновидения со временем могут быть достигнуты в том случае, когда из одного сна ты “просыпаешься” в другом сне. Тогда можно иметь столько параллельных сновидений, сколько захочешь. - Главное, - говорил дон Хуан, - все их контролировать, и проснуться в одном из них, а не в нашем мире, как обычно. – А может ли быть так, что я никогда не проснусь в этом мире? - Такое тоже возможно!
Матус имел в виду что, странствуя таким образом по бесконечному количеству вложенных матрешек миров, энергетическое тело может заблудиться и не найти выхода из этой виртуальной пучины (подобно человеку, который смог бы реально попасть в сеть Интернета). Поэтому после прохождения вторых врат нужно упорно работать над тем, чтобы обрести еще более жесткий и трезвый контроль над вниманием сновидения, поскольку истинной целью всей этой работы является совершенствование энергетического тела. Как только появляется ощущение опасности, внимание сновидящего должно автоматически выбросить его “на поверхность” в нашем мире.

Есть два способа преодолеть вторые врата сновидения:
проснуться в другом сне, то есть увидеть в нем, что ты, видя этот сон, в нем же и просыпаешься, но выходишь после просыпания не в этот мир;
использовать объекты сновидения для переключения на другой сон. Смотришь на объект сна, и он изменяет форму, втягивая тебя, тем самым, в другой сон.
Когда устаешь при этом, то либо просыпаешься, либо проваливаешься в сон без сновидений. Осознанное сновидение означает произвольную фиксацию точки сборки там, куда она сдвинулась во сне, а его искусство состоит в том, чтобы управлять точкой сборки.
Сновидящие автоматически стремятся (!?) отыскать группы неорганических существ, которые могут переносить их в неописуемые миры, маги используют эти существа как транспортные средства.

Что нас ждет в потустороннем? Нечто абсолютно без личностное.
Пройдя первые и вторые врата, сновидящий достигает такого энергетического уровня, когда начинаются определенные видения или когда он начинает слышать голоса. Точнее – это начнет появляться так называемый эмиссар, подстрекающий мага выполнять никчемные желания Эго, и следовать этим советам нельзя.
Дон Хуан объяснял Кастанеде, что давал ему галлюциногены для того чтобы расшатать, дестабилизировать жесткость существующего положения точки сборки, и высокая устойчивость последней – свидетельство того, что человек имеет о себе слишком высокое мнение. И вообще, обычное положение точки сборки не присуще ей от приы, а вырабатывается у людей как привычка (кстати – вообще сама личность является в некотором е привычкой, возникающей с помощью обучения ребенка языку, способности говорить, что, собственно, и делает его человеком разумным).
Иные миры существуют для магов в иных, нежели обычная, положениях точки сборки (Наркоман также меняет восприятие и в его сознании появляется то, чему нет аналогов в нашей действительности, но если он попытается физически действовать согласно тому, что переживает в уме, то наступает рассогласование, поскольку физическое тело наркомана находится в этом мире, и он “разбивается” об него, повреждая и себя, и окружающее. Отсюда вопрос: действовали ли маги в нашем физическом мире, или все же в своем виртуальном? Если вчитаться в кастанедовскую эпопею, то можно увидеть, что реально они умели перемещаться в пространстве так, как нашему миру не присуще. И, пожалуй, все. Прочие их магические сиддхи работали только в их собственном мире, даже специальный доктор следил за их здоровьем, невзирая на весь сверчеловеческий потенциал накапливаемой энергии.

Матус пояснял, что душевнобольные рождают хаос из хаоса, втягиваясь в иную реальность без заранее поставленной цели).
- Мы, - говорил дон Хуан, - в отличие от магов древности предпочитаем практиковать не сдвиг точки сборки в плоскости энергетической поверхности, а перпендикулярное ее перемещение наружу, что есть обретение свободы от всего человеческого. И вообще свобода – это приключение, которому нет конца. Поиск свободы – единственная побуждающая сила, которую я знаю, свободы умереть и исчезнуть навсегда. Улететь внезапно в бесконечность, которая где-то там (Можно вспомнить слова поэта: “Все то, что Бог напишет на у, как роза детства в брошенном саду благоухает вечностью и раем, Он создал нас, благословил и спас, но мысль одна томит и мучит нас, - что смерти мы себе не выбираем”. Похоже, что магов тоже сильно волновал этот вопрос).
Условием совершенного овладения сновидением является, прежде всего, прекращение внутреннего диалога (что полностью совпадает с технологией йогического изменения сознания, поскольку такое состояние способствует устранению левополушарного преобладания).
- Чтобы идеально войти в сновидение, - говорил дон Хуан, - необходимо заснуть в состоянии полного спокойствия.

Это условие также полностью идентично технологии “нидры”. Требование наличия кинестезических ощущений для гарантии возвращения в наш мир - удерживание между пальцами трех каменных либо металлических стержней, тугое золотое кольцо на пальце, ожерелье или сжимающая голову повязка, – все это в “нидре не применяется.
По словам дона Хуана, его эмиссар однажды сказал ему, что живость и точность внимания в сновидении следует черпать во рту, непосредственно за небом, прижимая к нему кончик языка, и что это даже более сложная задача, нежели нахождение во сне своих рук. Одним словом – источником внимания сновидения является небо.
Здесь мы видим буквальное совпадение с общей технологией управления энергией внимания в йогических техниках Тантры, прием, именуемый Кхечари мудрой.
Итак, вторые врата сновидения маги проходят только в том случае, если научатся находить и использовать энергию лазутчиков, накопления своей – недостаточно.
Третьи врата сновидения достигаются только в том случае, когда обнаруживаешь себя во сне смотрящим на другого спящего, который оказывается тобой. Иными словами, у третьих врат сновидения маг начинает преднамеренно совмещать в одно целое реальность сна и обыденного мира.
Матус утверждал, что люди не способны управлять своими снами потому что никогда не совершали перепросмотр своей жизни, и потому их сновид



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: