В соответствии с ФГОС изучение математики и информатики в начальной школе должно вестись в рамках единого интегрированного курса – «Математика и информатика». Обращаем внимание, что речь идет в первую очередь не об освоении конкретных инструментов ИКТ, которое в первую очередь закреплено требованиями к метапредметным результатам и лежит в метапредметной области, а, о формировании различных сторон ИКТ-компетентности – способности к решению задач работы с информацией при необходимости применяя средства ИКТ.
В каждом из разделов курса могут быть использованы определенные ИКТ и соответственно модели учебной деятельности. При этом решается целый ряд задач:
повысить наглядность обучения за счет использования цифровых образовательных ресурсов, в которых объекты математики и информатики и операции с ними наглядно представляются на экране;
автоматизировать часть вычислений и различных трудоемких действий (например, вырезание и наклеивание), чтобы достичь более ясного восприятия ребенком логики учебной задачи;
отработать вычислительные навыки на интерактивных тренажерах;
использовать различные виртуальные модели для лучшего понимания математической ситуации при решении задачи;
использовать электронные таблицы и диаграммы для представления данных и оперирования ими;
работать с геометрическими объектами в интерактивной среде;
выполнять алгоритмы, в том числе математические, с помощью компьютерного исполнителя; составлять и записывать алгоритмы.
В соответствии с образовательным Стандартом предметная область «Математика и информатика» в начальной школе должна взять на себя определенные стороны формирования ИКТ-компетентности, которые отражаются в следующих наиболее общих компетенциях:
Применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях.
Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и на компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации.
Выбор оснований для образования и выделения совокупностей. Построение совокупностей по заданному основанию.
Построение цепочек (последовательностей). Представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек (последовательностей).
Анализ истинности утверждений, построение цепочек рассуждений.
Рассмотрение различных вариантов возможных событий и выбор собственного благоприятного действия;
Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.
Использованная выше терминология (цепочки и т. д.) вводится в новые учебные программы, где с ними и можно познакомиться подробнее. Все перечисленные компетенции должны отражаться в предметных программах, соответствующих учебных пособиях и формироваться у учащихся естественным образом. Тем не менее, у учителя может возникнуть ряд вопросов, наиболее актуальный из них касается возможности и необходимости применения средств ИКТ на уроках математики. Так, из перечисленных выше компетенций лишь последняя предполагает использование компьютера на уроке в обязательном порядке, все остальные могут формироваться и без применения средств ИКТ. Однако при формировании практически всех этих умений средства ИКТ использовать полезно. Это дает возможность повысить не только уровень ИКТ-квалификации, но и качество усвоения отдельных тем, а также предметного содержания в целом.
Несмотря на то, что ни Стандарт, ни основная образовательная программа не указывают конкретные технологии, которые необходимо включить в данную предметную область, их наличие можно рассматривать с точки зрения адекватности средств обучения предметным образовательным задачам. Исходя из требования Стандарта, которое предписывает «активное использование … средств информационно-коммуникационных технологий для решения … познавательных задач», выделим технологии, необходимые современному школьнику для освоения предметного содержания образовательной области «Математика и информатика». Важнейшими из этих технологий являются:
виртуальное моделирование;
калькулятор;
динамическая геометрия;
автоматизация математических навыков;
компьютерное тестирование;
таблицы и диаграммы.