Идет работа в группах 5-7 минут.




I. Организационный момент(2 мин.)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок по химии его буду вести я. Меня зовут Кирютина Наталья Владимировна, и я прохожу на вас практику.

- Сегодня на уроке, мы познакомимся с неметаллами. И начнем это знакомство с самым первым элементом Периодической системы. Что это за элемент? (Водород)

Ребята, напомните мне, пожалуйста, что изучает химия?

Химия – это наука о веществах и свойствах веществ.

Оказывается не случайно, мы с вами на уроках химии ведем много разговора о веществах. Сегодня мы приступаем к изучению еще одного важного вещества – водорода.

Я – газ легчащий и бесцветный,

Неядовитый и безвредный

Соединяясь с кислородом

Я для питья даю вам воду.

Вот что говорит о себе водород, ребята давайте проверим, так ли это?

II. Основная часть (30 мин.)

Цель нашего урока-проекта –знакомство с водородом как с элементом и веществом. Для достижения этой цели – мы будем работать над учебным проектом, который я назвала так «Водород: знакомый и незнакомый». (Слайд 1)

Как вы думаете, на какие вопросы нам необходимо ответить, что бы достигнуть поставленной цели? (Слайд 2)

· История открытия элемента

· Нахождение в природе

· Строение атома и молекулы

· Получение

· Физические и химические свойства

· Применение

Для работы над проектом я хочу предложить нам разделиться на три группы или если есть желающие то помочь мне: (Слайд)

1 группа - «Теоретики»

2 группа – «Исследователи-экспериментаторы»

3 группа – «Практики»

Работать вы будете по карточкам-инструкциям, в которых подобраны задания посильные каждому из вас. Каждому члену группы или желающему принять участие необходимо выбрать одно из заданий, над которым вы будете работать в течение 5-7 минут, а затем познакомить всех остальных учащихся с результатами вашей работы.

Карточка-инструкция для «Теоретиков»:

1. Определить положение водорода в Периодической системе химических элементов.

2. Зарисовать строение атома водорода и указать возможные степени окисления.

3. Зарисовать строение молекулы водорода и указать тип химической связи.

 

Инструкция по проведению опыта

«Получение, собирание и распознавание водорода»

1. Подберите необходимое лабораторное оборудование и реактивы из представленных на лабораторном столе.

2. Познакомьтесь с правилами получения, собирания и распознавания водорода в соответствии с техникой безопасности:

В пробирку положите несколько гранул цинка и прилейте в нее 1-2 мл соляной кислоты.

Закройте пробирку пробкой..

Подождите некоторое время, чтобы пробирка заполнилась выделяющимся газом.

Снимите пробку с пробирки поднесите к горящую лучинку. (Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом – «гремучий газ».)

3. Выполните опыт под руководством учителя.

Карточка-инструкция для «Практиков»:

Используя рисунок 46 стр.101, заполнить таблицу «Применение водорода» (ученики работают всей группой)

№ п/п Свойства водорода Применение
  Горит с выделением большого количества теплоты    
  Реагирует с неметаллами    
  Реагирует с оксидами металлов    
     

Идет работа в группах 5-7 минут.

А теперь давайте посмотрим, как вы справились с предложенными вам заданиями. Всем группам я буду помогать по мере необходимости.

1. Рассказать об истории открытия водорода.(2 мин.) (Слайд)

 

- Впервые этот газ в чистом виде выделил 240 лет назад английский химик Генри Кавендиш. Свойства полученного им газа были настолько удивительны, что ученый принял его за легендарный «флогистон», «теплород» — вещество, по канонам науки того времени определявшее температуру тел. Он прекрасно горел (а огонь считался почти чистым флогистоном), был необычайно легок, в 15 раз легче воздуха, хорошо впитывался металлами и так далее. Однако другой великий химик, француз Антуан-Лоран Лавуазье, уже в 1787 году доказал, что полученное Кавендишем вещество — вполне обычный, хотя и очень интересный химический элемент. Свое название он получил оттого, что при горении давал не дым, сажу и копоть, а воду.

Еще в (XVI в.) было замечено, что при действии кислот на металлы выделяется газ, который средневековые химики назвали «горючим воздухом». В 1766г. английский физик и химик Г. Кавендиш собрал чистый водород, получив его действием серной и соляной кислот на цинк, железо и олово.Г.Кавендиша и считают первооткрывателем водорода. Однако вывод о том, что водород предоставляет собой вещество, а не «горючий воздух», был сделан только в 1784г. французским химиком А.Лавуазье, который и дал этому элементу название «рождающий воду»-водород.

 

2. Рассказать о нахождении водорода в природе.(2 мин.) (Слайд)

- Водород широко распространен в природе — содержится в воде, во всех органических соединениях, в свободном виде — в некоторых природных газах. Например: CH4, HCI, H2SO4, H2O, C6H12O6, нефть. Содержание его в земной коре достигает 0,15% ее массы (с учетом гидросферы — 1%). В космосе водород является самым распространенным элементом. Сам по себе водород это элемент космоса. Он составляет около половины массы Солнца и большинства звезд. По распространенности в земной коре среди элементов водород занимает девятое место.

3. Рассказать о положении водорода в периодической системе.(1 мин.) (Слайд)

 

- Водород имеет 1 порядковый номер, находится в 1 малом периоде, 1 группе главной подгруппе, Аr =1. Однако химический элемент водород занимает место и в 7 группе главной подгруппе.

 

- Почему водород поместили и в 1 группу главную подгруппу и в 7 группу главную подгруппу Периодической системе?

 

- Это связано с тем, водород, вступая в химические реакции способен как щелочные металлы отдавать 1 электрон, проявляя степень окисления +1 и присоединять 1 электрон как галогены, проявляя степень окисления -1.

Письменно у доски:

2 задание «Теоретики» – Зарисовать строение молекулы водорода и указать тип химической связи. (Запись на доске)

Молекула водорода двухатомная – Н2. Н• + •Н → Н: Н или Н – Н. Атомы связаны одной электронной парой. Связь в молекуле одинарная, ковалентная неполярная.

1 задание Зарисовать строение атома водорода и указать его возможные степени окисления. (Запись на доске)

3 задание - Написать уравнения реакций, характеризующие восстановительные свойства водорода (Запись на доске)

4 задание Написать уравнения реакций, характеризующие окислительные свойства водорода. (Запись на доске)

Устные ответы:

Работа группы теоретиков «Теоретики»:

Разбор 1 и 2 задания у доски. (Запись в тетрадь) (3-5 мин.)

Работа группы «Исследователей» - демонстрация опыта «Получение водорода» в результате взаимодействия цинка с соляной кислотой, собирание водорода «методом вытеснения воды» и доказательство наличия водорода в сосуде. (Запись уравнений на доске.) (5 мин.) (Слайд)

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

2H2 + O2 = 2H2O – смесь водорода с кислородом в объемном отношении 2:1 называют «гремучим газом»

Физические свойства водорода:

· бесцветный газ

· без запаха

· почти нерастворим в воде

· в 14,5 раз легче воздуха.

Промышленные способы получения водорода (Слайд):

Водород получают конверсией водяных паров с углем или метаном:

С + H2O = СО + H2

СН4 + H2O = СО + 3H2

Какими еще свойствами обладает водород? (Проверка уравнений реакций записанных на доске 3 и 4 задания) (5 мин.)

Восстановительные свойства водорода:

1. Горит в кислороде

2H2 + O2 = 2H2O

2. Реагирует с другими неметаллами

N2 +3H2 ↔2NH3

Cl2 + H2 = 2HCl

3. Реагирует с оксидами металлов

СuO + H2 = Cu + H2O

Окислительные свойства:

Реагируют со щелочными и щелочноземельными металлами с образованием гидридов

2Na + H2 = 2NaH

Са + H2 = СаH2

Давайте посмотрим видеофрагмент «Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)». (2 мин.)

Как вы думаете, где эту реакцию можно использовать?

- В металлургии для восстановления металлов из оксидов.

Применени0е водорода

Топливо в двигателях,

Синтез хлороводорода,

Получение НСl,

Синтез CH2OH,

Восстановление металлов,

Резка и сварка металлов,

Превращение растительных масел в жиры,

Производство HNO3,

Синтез NH3,

Производство удобрений.

III. Закрепление (10 мин)

Работа группы «Практиков» (Слайд)

Какие из изученных свойств водорода можно использовать, и каким образом? (Проверка таблицы) (3 мин.)

№ п/п Свойства водорода Применение
  Горит с выделением большого количества теплоты В качестве топлива
  Реагирует с неметаллами Производство важных веществ: аммиака, хлороводорода и др.
  Реагирует с оксидами металлов В металлургии

Применение:

Наработав в достаточном количестве этот легкий газ, люди сначала приспособили его для воздушных полетов. В этом качестве первый элемент Таблицы Менделеева применяли вплоть до 1937 года, когда в воздухе сгорел крупнейший в мире, в два футбольных поля размером, заполненный водородом немецкий дирижабль «Гинденбург». Катастрофа унесла жизни 36 человек, и на таком использовании водорода был поставлен крест. С тех пор аэростаты заправляют исключительно гелием. Гелий — газ, увы, более плотный, но зато негорючий..

Водородная энергетика:
миф или реальность?

В 1979 году компания BMW выпустила первый автомобиль, вполне успешно ездивший на водороде, при этом не взрывавшийся и выпускавший из выхлопной трубы водяной пар. В эпоху усиливающейся борьбы с вредными выхлопами машина была воспринята как вызов автомобильному рынку.

В недалёком будущем основным источником получения энергии станет реакция горения водорода, и водородная энергетика вытеснит традиционные источники получения энергии (уголь, нефть и др.). При этом предполагается, что для получения водорода в больших масштабах можно будет использовать электролиз воды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: