Сразу же необходимо познакомить детей с законами лагеря (закон «зелени», «точного времени» и т.п.), правилами поведения, установить дисциплину в отряде. Не нужно увлекаться «застраиванием» детей. Ваше общение с детьми не должно сводиться только к попыткам установить дисциплину. Все должно проходить в доброжелательной, игровой форме.
Игры
Обязательно в организационный период проводить игры на знакомство, на выявление лидера, на сплочение. Игры способствуют установлению благоприятного микроклимата, более тесному общению участников. Ребята быстрее знакомятся друг с другом и лучше адаптируются к новым условиям. Так же используйте другие формы деятельности,например, приготовьте отрядный уголок.
Результаты оргпериода:
- вожатый знает имена и особенности всех детей;
- дети адаптировались к новым условиям;
- установлена дисциплина в отряде;
- сформировано самоуправление в отряде, выявлены лидеры;
- определен имидж отряда;
- сплочение коллектива:
- создан благоприятный эмоциональный настрой.
Организационный период очень важен! Если вы не знаете, как поступить в той, или иной ситуации, лучше обратиться за помощью к более опытным коллегам за советом, чтобы не упустить момент. На смену
ОСНОВНОЙ ПЕРИОД СМЕНЫВ ЛАГЕРЕ
Интервал: с 3-го дня до предпоследнего дня смены.
Цель основного периода лагерной смены: обеспечение безопасного и комфортного отдыха и оздоровления детей в лагере, реализация программы смены.
После успешного завершения организационного периода позиционирование вожатого должно изменится. Вожатый становится старшим помощником, куратором и наставником для детей. Необходимо создать условия для возможности детям проявлять активность и самостоятельность. Однако при этом не стоить забывать об ответственности за жизнь и здоровье ребенка.
Основной период смены– самый долгий по времени, в отличие от организационного и заключительного, но, из-за расписанных буквально по минутам дням, разнообразных мероприятий и подготовки к ним, данный период проходит очень быстро. Успешность это отрезка лагерной смены зависит от грамотного проведения ее первых дней. Однако, все труды и достижения оргпериода быстро сойдут на нет, если вожатый начнет халатно относиться к выполнению своих обязанностей, решив, что самое главное – это хорошее начало смены, а в середине периода можно отдохнуть, полагаясь на самостоятельность детей и излишне доверяя отряду. Поэтому стоит обратить особое внимание на поддержание дисциплины и порядка в отряде.
Формы работы с детьми в основной период лагерной смены:
- проведение различных игр, коллективно-творческих дел,
- участие в общелагерных мероприятиях;
- участие в кружковой работе;
- проведение релаксации, анализа дня;
- организация спортивных мероприятий;
Задачи основного периода:
- формирование временного коллектива детей;
- сплочение отряда;
- поддержание дисциплины и выполнения педагогических требований (соблюдение норм поведения);
- выполнение программы смены;
- организация досуга;
- создание благоприятного психологического климата в отряде;
- поддержание санитарных норм;
- создание условий для самореализации ребенка.
Рекомендации вожатому.
- В течение смены проводится достаточно много мероприятий, где дети принимают активное участие. В определенный период они могут потерять интерес к участию в культурной программе лагеря. При возникновении подобной ситуации вожатому надо обеспечить правильный эмоциональный настрой и мотивацию детей.
- При выборе форм деятельности, вариантов организации досуга детей прислушиваться к их мнению, советоваться с ними, но проявить твердость если это необходимо.
- Так как вы уже познакомились с детьми и знаете их индивидуальные особенности, уровни доверия и самостоятельности в работе должен изменится. Однако всему должна быть адекватная мера, не стоит излишне использовать данные факторы.
- Обращайте внимание за зачатки возникновения конфликтных ситуаций и вовремя их пресекайте. Поддерживайте положительный эмоциональный фон в отряде. Если предотвратить конфликт на начальной стадии не удалось, проведите анализ ситуации, примите необходимые действия. Обратитесь к руководству педагогического отряда, если это необходимо.
Результаты (показатели успешной работы) основного периода:
- Ранее незнакомые дети стали друзьями друг другу, отряд – сплоченный коллектив.
- У детей появилось дальнейшее желание работать в коллективе (в качестве лидера или активного участника).
- Каждый из ребят в отряде смог принять участие в различных мероприятиях лагеря.
- Дети научились решать конфликтные ситуации и только мирным путем.
- Дети получили новые знания и навыки.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД СМЕНЫВ ЛАГЕРЕ
Завершающие дни смены – пора расставания, собирать чемоданы и готовиться к отъезду домой, именно поэтому для каждого ребенка эти дни будут особенными. Кто-то хочет быстрее оказаться дома, а кто-то уже начинает скучать по лагерю. Поэтому очень важно поддерживать благоприятный психологический фон и настрой детей в отряде. Следует проявлять повышенное внимание к детям еще и потому что в последние дни дети склонны к нарушению дисциплины и режимных моментов программы отдыха.
Длиться заключительный период всего 1-2 дня до завершения лагерной смены. Грамотно спланированный режим дня и четкий план действий вожатых – залог успешного проведения данного периода.
Цель заключительного периода смены в лагере: подведение итогов смены, подготовка детей к отъезду.
Задачи:
- анализ смены детьми и вожатыми;
- создания комфортных психологических условия для отъезда воспитанников;
- организация процесса отъезда;
- контроль соблюдения педагогических требований и правил дисциплины.
Формы работы с детьми в заключительном периоде:
- Проведение заключительного вечернего огонька (свечки).
- Организация прощания с детским лагерем: на берегу моря, костровой, особенном для отряда месте.
- Проведение инструктажей по подготовке к отъезду и разъяснительных бесед по хранению ценных вещей в последние дни смены.
- Занятие общим делом, например, подготовка послания следующей смене или лету.