Основные термины и понятия




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белгородский государственный технологический университет

Им. В.Г.Шухова

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ЧАСТЬ II

МАКРОЭКОНОМИКА

Практикум

 

 

Белгород

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г.Шухова

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

ЧАСТЬ II

 

МАКРОЭКОНОМИКА

 

Утверждено ученым советом университета в качестве учебного

пособия для студентов очной формы обучения направлений

бакалавриата 38.03.01 – Экономика, 38.03.02 – Менеджмент,

специальности 38.05.01 – Экономическая безопасность

 

Белгород

УДК 330.101.542 (07)

ББК 65. 012.1я7

Б 20

Авторы:

Г.Г. Балабанова (темы 1, 6, 9, 16)

Т.А. Давыденко (темы)

Л.И. Журавлева (темы, 12)

Е.Ю. Кажанова (темы, 12)

В.В. Шилькова (темы 4, 9,11)

Е.Н. Чижова(введение, 12)

 

Рецензенты:

д-р экон. наук, проф., заведующая кафедрой экономики Белгородского университета кооперации, экономики и права

Л.Т. Снитко

д-р экон. наук, проф., директор института экономики и менеджмента, заведующий кафедрой стратегического управления Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова Ю.А. Дорошенко

 

Б20 Экономическая теория. Часть II. Макроэкономика: практикум:

учебное пособие. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. - 245 с.

 

В книге рассматриваются основные понятия третьего модуля «Макроэкономика» курса «Экономическая теория», формулируются вопросы для проверки и самопроверки знаний, приводятся тестовые задания, задачи на вычисления экономических параметров и показателей функционирования производства. Цель данного издания – способствовать улучшению восприятия и усвоения экономических понятий, проблем, поиску рациональных решений практических задач по курсу.

Практикум предназначен для студентов дневной формы обучения специальности 080101.65 – Экономическая безопасность,38.03.01 – Экономика, 38.03.02 – Менеджмент,

Издание публикуется в авторской редакции.

 

 

УДК 330.101.542 (07)

ББК 65.012.1я7

 

© Белгородский государственный

технологический университет

(БГТУ) им. В. Г. Шухова, 2015

ВВЕДЕНИЕ

Практикум по макроэкономике предназначен прежде всего для студентов экономических направлений, которые изучают данный раздел экономической теории в качестве самостоятельной дисциплины. Концепция данного практикума соответствует практикуму по микроэкономике. Основное назначение практикума – помогать осваивать экономическую теорию на практических (семинарских) занятиях.

Авторы исходили из того, что студент, изучая соответствующую тему курса, должен знать ее теорию и уметь использовать теоретические знания в практической плоскости – решении задач, выборе тестового варианта ответа и др. Поэтому структура практикума такова, что каждая тема курса представлена различными формами проверочного материала.

Все темы курса «Макроэкономика» включают в качестве первой составляющей основные теоретические положения, представляющие концентрированное изложение содержания темы в качестве напоминания.

Практическая сторона каждой темы содержит план семинарского занятия с вопросами и ключевыми понятиями, которые необходимо знать, изучив тему; проблемные вопросы; разнообразные упражнения; тесты; положения, которые следует оценить на верность (да/нет); предложения, которые позволяют вспомнить материал и проверить знания через включение в них пропущенных слов; задачи, которые следует решить, используя формулы и проводя соответствующие расчеты; вопросы для самоконтроля. К каждой теме прилагается список рекомендуемой литературы: основной и дополнительной.

Таким образом, практикум широко представляет проверочный материал для выполнения основных задач по изучению курса «Макроэкономика». Предполагается, что прослушав лекции, изучив учебное пособие, воспользовавшись практикумом, студент будет знать основные положения раздела экономической теории, уметь применять знания на практике, владеть методами анализа явления и процессов и синтеза частей для формирования представлений о целом – экономике.

 

 

ТЕМА 1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА

НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Макроэкономика – это раздел экономической теории, выявляющий закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, изучающий общенациональные отношения по поводу производство, распределения, обмена и потребления благ и услуг.

Макроэкономика (в отличие от микроэкономики):

1) изучает экономику как единое целое;

2) оперирует совокупными величинами;

3) исследует проблемы общие для всей экономики.

Основные цели макроэкономической политики:

- стабильный рост национального производства, поскольку от этого зависит уровень благосостояния в стране;

- стабильность цен и минимизация уровня инфляции;

- полная занятость ресурсов;

- поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Чем выше объем конкурентоспособной продукции, тем выше экспорт и стабильнее курс национальной валюты.

Основными фор­мами макроэкономической политикиявляются фискальная, монетарная, социальная и внешнеэкономическая политика. Мак­роэкономическую политику следует отличать от макрорегулиро­вания. Проблемами макрорегулирования являются обеспечение экономического роста и роста уровня жизни, предотвращение высоких темпов инфляции и падения производства, стабиль­ность финансовой системы, курса денежной единицы и др.

Ни одна из существующих сегодня теорий не описывает всесторонне процессы и явления экономической жизни, поэтому необходимо изучение различных подходов к исследованию макроэкономики (рис.1.1):

 

Рис. 1.1. Основные направления

 

- кейнсианское направление: принцип активного государственного вмешательства в экономику. Эффективный спрос регулируется посредством активной государственной денежно-кредитной и фискальной (бюджетно-налоговой) политик;

- неоклассическое направление: принцип невмешательства
государства в экономику. Рыночный механизм сам устанавливает равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением, производством и потреблением. Это направление представлено тремя течениями:

а) монетаризм: решающим фактором являются деньги. Роль государства ограничивается поддержанием постоянных темпов роста денежной массы;

б) экономика предложения: ориентация на активизацию факторов предложения посредством снижения налогов и предоставления льгот фирмам;

в) теория рациональных ожиданий: экономические агенты сами, без вмешательства государства, регулируют свои действия в соответствии с имеющейся информацией и рационально определяют перспективы на будущее;

- институционально-социологическое направление: объектом исследования являются институты (корпорации, государство, профсоюзы). Экономика - система экономических и неэкономических отношений, складывающихся между различными институтами.

Выделяют следующие функции макроэкономики:

- познавательную: изучение, анализ и объяснение экономических процессов и явлений;

- практическую: рекомендации по экономической политике на основе анализа подходов к решению макроэкономических проблем;

- прогностическую: выявление и оценка перспектив экономического развития и экономической конъюнктуры;

- идеологическую: формирование определенного мировоззрения по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества.

В своем анализе макроэкономика использует те же методы и принципы, что и микроэкономика.

К общим методам и принципам экономического анализа относят:

- абстрагирование (использование моделей для исследования и объяснения экономических процессов и явлений);

- сочетание методов дедукции и индукции;

- сочетание нормативного и позитивного анализа;

- принцип «при прочих равныхусловиях »;

- предположение о рациональностиповедения экономических агентов и др.

К специфическим методам можно отнести:

- агрегирование. Оно предполагает использование сводных показателей (агрегатов), описывающих всю экономику, вместо множества показателей, описывающих поведение отдельных экономических субъектов и отдельные рынки. К агрегированным показателям относят валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, средний уровень цен и т.п.;

- макроэкономическое моделирование.

Все макроэкономические модели носят сбалансированный характер, т.е. предполагается, что на всех рынках обеспечивается равенство совокупного спроса и совокупного предложения, доходов и расходов и т.п. В действительности такое макроэкономическое равновесие недостижимо, именно стремление к равновесному состоянию отличает макроэкономику от микроэкономики.

Агрегирование, основанное на выявлении наиболее типичных черт поведения экономических агентов, позволило выделить объекты и четыре макроэкономических субъекта.

Объектом макроэкономического анализа являются такие сводные, обобщающие показатели, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, инфляционные показатели, общее количество денег в обращении и т.п.

К макроэкономическим субъектам относят:

1) домохозяйства, являющиеся:

а) собственниками экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей);

б) основным покупателем товаров и услуг;

в) сберегателями и кредиторами: сбережения домохозяйств обеспечивают предложение кредитных средств в экономике;

2) фирмы, выступающие:

а) основными производителями товаров и услуг;

б) покупателями экономических ресурсов, с помощью которых обеспечивается процесс производства;

в) инвесторами;

г) основными заемщиками.

3) государство. Оно:

- создает условия для нормального функционирования экономики (т.е. разрабатывает законодательную базу, систему страхования, налоговую систему и др.);

- обеспечивает и контролирует предложение денег в стране, поскольку обладает монопольным правом эмиссии денег;

- проводит макроэкономическую политику, которая делится на:

а) структурную, обеспечивающую экономический рост;

б) конъюнктурную (стабилизационную), направленную на сглаживание циклических колебаний экономики и обеспечение полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен и внешнеэкономического равновесия.

Основными видами стабилизационной политики являются:

а) фискальная или налогово-бюджетная политика;

б) монетарная или денежно-кредитная политика;

в) внешнеэкономическая политика;

г) политика доходов[1].

От лица государства выступают государственные учреждения и организации, которые являются:

а) производителями общественных благ;

б) покупателями товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций;

в) перераспределителями национального дохода (через систему налогов и трансфертов);

г) кредиторами или заемщиками на финансовом рынке (в зависимости от состояния государственного бюджета);

д) регуляторами и организаторами функционирования рыночной экономики;

4) заграницу (или иностранный сектор), которая объединяет все остальные страны мира и является самостоятельным рационально действующим макроэкономическим агентом, осуществляющим взаимодействие с данной страной посредством:

а) международной торговли (экспорт и импорт товаров и услуг);

б) перемещения капиталов (экспорт и импорт капитала, то есть финансовых активов).

 

 

План семинарского занятия

 

1. Понятие макроэкономики. Предмет и основные проблемы макроэкономики.

2. Ведущие макроэкономические школы.

3. Методы макроэкономического анализа. Основные макроэко-

номические цели.

4. Основные понятия макроэкономики. Модель макроэкономического кругооборота.

5. Макроэкономическая политика и ее виды.

 

Для более глубокого изучения темы студент должен знать определение следующих ключевых понятий и терминов:

макроэкономика, агрегирование, макроэкономическая модель, модель кругооборота, объекты макроэкономики, субъекты макроэкономики, «утечки», «вливания» («инъекции»).

Основные термины и понятия

 

Каждому из приведенных ниже определений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие:

а) агрегат

б) макроэкономика

в) макроэкономическая модель

г) домохозяйства

д) фирмы

е) иностранный сектор

ж) государство

з) «вливания»

и) «утечки»

к) трансферты

 

1. Самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности.

2. Наука, изучающая закономерности функционирования и тенденции развития экономики страны в целом.

3. Сводный показатель, описывающий всю экономику в целом.

4. Трансферты - безвозмездная передача части дохода или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц.

5. Абстрактное выражение экономической реальности, помогающее выбрать один из возможных способов решения экономических проблем.

6. Рационально действующий субъект, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли.

7. Дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны.

8. Если иностранные компании осуществляют долгосрочные капитальные вложения в нашу экономику вне зависимости от того, в какой сектор они направлены, то данный поток капитала называется инъекцией.

9. Использование дохода не на покупку произведенной внутри страны продукции.

10. Самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, объединяющий все остальные страны мира и взаимодействующий с данной страной посредством международной торговли, перемещения капиталов.

11. Самостоятельный, рационально действующий субъект, основная задача которого – ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния.

 

Упражнения

1. Проведите сравнительный анализ микроэкономики и макроэкономики с точки зрения предмета исследования и применяемых методов. Что их объединяет? В чем особенности макроэкономического подхода?

 

2. Какие из ниже перечисленных проблем относятся к макроэкономическим?

а) рост цен на компьютерную технику;

б) дефицит торгового баланса;

в) темп роста ВВП;

г) уровень безработицы;

д) уровень цен;

е) поведение домохозяйств;

ж) принятие фирмами решений о повышении цен;

з) принятие потребителями решений о покупках;

и) экономический рост;

к) ценовая дискриминация;

л) влияние роста населения на экономику;

м) соотношение импорта и экспорта страны;

н) увеличение объема выпуска в стране.

 

3. Установите соответствие между функциями макроэкономики и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце табл. 1.1, подберите соответствующую позицию из второго.

Таблица 1.1

Функция Суть функции
1. Познавательная А. Выявление и оценка перспектив экономического развития и экономической конъюнктуры
2. Практическая Б. Формирование определенного мировоззрения по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества.
3. Прогностическая В. Изучение, анализ и объяснение экономических процессов и явлений
4. Идеологическая Г. Рекомендации по экономической политике на основе анализа подходов к решению макроэкономических проблем

 

 

4. Заполните табл. 1.2, указав, что из ниже перечисленного относятся к объектам, а что - к субъектам макроэкономики.

Таблица 1.2

Объекты Субъекты
     

 

Покупатели ресурсов, национальное богатство, ВВП и ВНП, инвестиции и сбережения, инвестор и сберегатель, государство, собственники ресурсов, денежная масса, инфляция, национальный доход, иностранный сектор, государственный долг, чистый экспорт.

 

5. Заполните табл. 1.3, указав, какие из ниже перечисленных проблем присущи только макроэкономике, какие микроэкономике, а какие и макроэкономике, и микроэкономике.

Экономическая политика, теория государственного долга, теория монополистической конкуренции, поведение потребителя, теория мировой экономики, теория денег, теория спроса на труд и предложения труда, поведение производителя, краткосрочные колебания экономики, теория инвестиций, теория равновесия на отраслевых рынках, проблема валютного курса, долгосрочные тенденции развития экономики, теория безработицы, проблема общего экономического равновесия, теория экономического роста, поведение экономических агентов в краткосрочном и долгосрочном периодах, теория олигополии, проблема финансирования дефицита государственного бюджета, теория экономического цикла, теория инфляции, теория ценовой дискриминации.

Таблица 1.3

Макроэкономика Микроэкономика Макроэкономика и микроэкономика
           

 

6. В табл. 1.4. переменные разделены на две группы: экзогенные и эндогенные. Верно ли проведено деление? Если нет, то устраните ошибки.

Таблица 1.4

Экзогенные переменные Эндогенные переменные
Трансфертные платежи Валовой внутренний продукт Налоговые ставки Государственные закупки товаров и услуг Норма амортизации Денежная масса Дефицит государственного бюджета Заработная плата Экспорт Налоговые поступления Инвестиционные расходы Рыночная ставка процента Норма обязательных резервов Сбережения Чистый экспорт Государственный долг Уровень безработицы Потребительские расходы Учетная ставка процента

 

7. Используя приведенные ниже данные, рассчитайте потоки движения денежных средств между субъектами экономики. На основе этих расчетов заполните табл. 1.5, дающую представление о народнохозяйственном кругообороте.

Заработная плата и жалование – 2000 ден. ед., амортизационные отчисления – 60 ден. ед., валовые инвестиции – 400 ден. ед., нераспределенная прибыль корпорации – 200 ден. ед., дивиденды – 200 ден. ед., потребительские расходы – 1600 ден. ед., трансфертные платежи населению – 600 ден. ед., подоходные налоги – 260 ден. ед., налог на прибыль корпораций – 150 ден. ед., косвенные налоги на бизнес – 150 ден. ед., налог на собственность физических лиц – 300 ден. ед., государственные закупки товаров и услуг – 600 ден. ед., субсидии фирмам – 100 ден. ед., оплата экспорта – 30 ден. ед., дефицит бюджета – 80 ден. ед., внешние займы - 50 ден. ед., займы иностранным государствам – 40 ден. ед.

Таблица 1.5

От – к Домохозяйства Фирмы Государство Банки Всего:
Домохозяйства          
Фирмы          
Государство          
Банки          
Всего:          

 

Тесты

1. Термин «макроэкономика» ввел в научный оборот:

а) Дж.М. Кейнс;

б) Р. Фриш;

в) П. Самуэльсон;

г) С. Кузнец.

2. Макроэкономика как самостоятельный раздел экономической теории появилась:

а) в конце XIX в.;

б) в пером десятилетии XX в.;

в) в середине 30-хгг. XX в.;

г) в начале 60-хгг. XX в.

3. Основоположником макроэкономики как науки является:

а) Дж.М. Кейнс;

б) А. Маршалл;

в) И. Фишер;

г) Р. Фриш.

4. Макроэкономика занимается исследованием:

а) причин образования государственного долга;

б) причин инфляции, безработицы, системы денежного обращения и равновесия в экономической системе в целом;

в) поведения домашних хозяйств, фирм, отдельных потребителей и производителей;

г) формированием государственного бюджета.

5. Направление в макроэкономике, появившееся после кризиса 1929 г., утверждающее о необходимости вмешательства государства в регулирование совокупного спроса, называется:

а) институционализм;

б) монетаризм;

в) неоклассическое;

г) кейнсианское.

6. Макроэкономический анализ используется при изучении:

а) величины потребительских доходов отдельно взятого домохозяйства;

б) механизма установления рыночных цен на отдельно взятом рынке;

в) экономического роста на уровне отрасли;

г) равновесия на товарном и денежном рынках.

7. При нормативном макроэкономическом анализе осуществляется:

а) описание модели поведения конкретного макроэкономического субъекта;

б) изучение последствий решений, принимаемых экономическими субъектами;

в) разработка рекомендаций по использованию инструментов макроэкономической политики;

г) эмпирическая проверка правильности теоретических гипотез.

8. Какой из методов исследования является доминирующим специфическим методом в макроэкономике?

а) системно-функциональный;

б) метод агрегирования;

в) макроэкономическое моделирование;

г) абстрагирование.

9. К макроэкономическим проблемам нельзя отнести:

а) экономический рост;

б) обращение денег;

в) деятельность естественных монополий;

г) государственный долг.

10. Макроэкономика пытается ответить на вопрос:

а) почему доходы в научно-исследовательской сфере сегодня ниже, чем были 40 лет назад;

б) в чем суть отдачи от масштаба;

в) причины циклического развития экономики;

г) от чего зависит валютный курс.

11. Предметом макроэкономики не является:

а) государственная налоговая политика;

б) темпы экономического роста страны;

в) уровень заработной платы отдельного рабочего;

г) дефицит государственного бюджета.

12. Макроэкономика в отличие от микроэкономики:

а) использует принцип «при прочих равных условиях»;

б) использует гипотезу;

в) оперирует агрегированными понятиями;

г) использует понятие экономического равновесия.

13. В отличие от микроэкономики макроэкономика:

а) исследует причинно-следственные связи между экономическими явлениями;

б) изучает поведение экономических агентов в рыночной экономике;

в) не использует в анализе предельные величины;

г) использует модели для объяснения экономических процессов.

14. Важность изучения макроэкономики состоит в том, что она:

а) исследует сущность и закономерности экономических процессов;

б) позволяет прогнозировать развитие экономических процессов в будущем;

в) служит основой для разработки экономической политики;

г) все ответы верны.

15. К эндогенным экономическим переменным относят:

а) величину государственных расходов, инвестиции и потребление;

б) инвестиции, потребление, уровень занятости;

в) величину денежной массы, налоги, государственные расходы;

г) налоги, инвестиции, уровень занятости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: