Прокурорский надзор за деятельностью следователя: задачи, функции, основные положения




Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия является одним из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры.

Сфера уголовного судопроизводства связана с ограничением прав и свобод граждан, вовлеченных (привлеченных) в процесс расследования преступлений. Работа органов расследования связана с оценкой обоснованности возбуждения уголовного дела, соблюдения требований закона о всестороннем, полном и объективном расследовании, обеспечения конституционных принципов уголовного судопроизводства. В этой связи на органы прокуратуры возложена обязанность обеспечить непрерывный надзор за исполнением законов всеми органами расследования, используя предоставленные законом полномочия властно-распорядительного характера [19. 43].

Задачи надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, заключаются в том, чтобы:

преступление не осталось нераскрытым;

лицо, совершившее преступление, не избежало ответственности, установленной законом;

задержание лица по подозрению в совершении преступления производилось на основаниях и в порядке, установленных законом;

никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности;

никто не подвергался незаконному ограничению прав;

никто не подвергался аресту без судебного решения;

соблюдалась установленная законом процессуальная форма (порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников уголовного судопроизводства и т.п.);

при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись не только уличающие, но и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства;

выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.

Предметом прокурорского надзора является законность деятельности органов расследования на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, обвинительного акта, направления дела в суд для применения мер воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела) [8, 32].

Предметом надзора (в соответствии со ст. 29 Закона «О прокуратуре РФ») являются:

) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

) соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях;

) проведение расследования;

) законность решений, принимаемых органами предварительного следствия и дознания.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания закреплены в Законе «О прокуратуре РФ» и в уголовно-процессуальном законодательстве (ст. 37, 144, 146, 148 УПК РФ и др.), которое регламентирует их деятельность [27, 67].

Полномочия прокурора в сфере уголовного судопроизводства носят властно-распорядительный характер:

) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение; 6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;

) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ [32, 18].

Проверка заявлений и сообщений о преступлениях является первоначальным этапом на стадии возбуждения уголовного дела.

Исполнение требований закона о своевременном приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях не только обеспечивает быстрое и полное раскрытие преступления, но и является гарантией обоснованного привлечения к уголовной ответственности лица, совершившего преступление, и предупреждения случаев привлечения к уголовной ответственности лица, непричастного к преступлению.

Существующий порядок приема заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся к совершению преступлении регулируется Инструкцией «О порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», утвержденной приказом МВД РФ № 985 от 1.12.2005 [28, 54].

Согласно ст. 140 УПК РФ поводами к возбуждению уголовного дела служат:

) заявление о преступлении;

) явка с повинной;

) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Надзор прокурора на стадии возбуждения уголовного дела рассматривается в двух аспектах:

а) проверка прокурором законности и обоснованности постановлений о возбуждении уголовных дел;

б) проверка прокурором законности и обоснованности постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел.

При наличии повода и основания следователь в пределах компетенции, установленной законом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

) дата, время и место его вынесения;

) кем оно вынесено;

) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

) пункт, часть, статья Уголовного кодекса РФ, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление (ч. 4 ст. 146 УПК РФ) [7, 101].

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд.

Признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями (ч. 6 ст. 148 УПК РФ).

Надзор за законностью иных решений, принимаемых органами расследования, связан в первую очередь с решением прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением.

Окончание предварительного следствия является важным этапом процессуальной деятельности, имеющей самостоятельное значение. Одним из решений окончания следствия является составление обвинительного заключения, утверждение его прокурором и направление материалов уголовного дела прокурором в суд [19, 48].

Проверяя материалы уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением, прокурор разрешает следующие вопросы:

) имело ли место деяние, вменяемое обвиняемому, имеется ли в этом деянии состав преступления;

) нет ли в деле обстоятельств, влекущих прекращение дела;

) произведено ли дознание или предварительное следствие всесторонне, полно и объективно;

) обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в деле доказательствами;

) предъявлено ли обвинение по всем установленным дознанием или предварительным следствием преступным деяниям обвиняемого;

) привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, которые изобличены в совершении преступления;

) правильно ли квалифицировано преступление;

) правильно ли избрана мера пресечения;

) приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества;

) выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;

) составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона;

) соблюдены ли органами предварительного следствия все иные требования уголовно-процессуального закона.

Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:

об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

Надзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых, законностью применения мер процессуального принуждения рассматривается как одно из важных и ключевых направлений деятельности прокурора, поскольку оно напрямую связано с защитой конституционных прав и свобод личности.

Конституция РФ, гарантируя неприкосновенность личности, указывает: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» [1. 18].

Закон требует от прокуроров организации надзора таким образом, чтобы задержание граждан производилось на основаниях и в порядке, указанных в УПК РФ. Задержание может быть применено к подозреваемому только после возбуждения уголовного дела.

Следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Предупреждение случаев незаконного задержания связано с порядком уведомления прокуроров о произведенном задержании с указанием оснований, мотивов задержания и данных о личности задержанного. Это должно быть сделано в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого [8, 32].

Прокурор ежедневно проверяет законность задержания и содержания задержанных в изоляторах временного содержания. Незамедлительно принимает меры по жалобам на незаконность задержания.

Проверяя законность содержания задержанных, прокурор знакомится с документами, на основании которых лица подвергнуты задержанию, и производит допрос задержанных. Проверяет исполнение законов, регулирующих порядок и условия содержания задержанных. Прокурор также проверяет соблюдение требований ст. 94 УПК РФ о сроках задержания (48 часов, а в исключительных случаях может быть продлен судьей на срок не более чем 72 часа для предоставления дополнительных доказательств).

Если прокурор установит факт незаконного или необоснованного задержания, то он своим постановлением освобождает задержанного.

Задержание подозреваемого, как правило, предшествует избранию в отношении него меры пресечения. Из всех мер пресечения, установленных законом, заключение под стражу (арест) является наиболее строгой, ограничивающей права и свободы обвиняемого.

Заключение под стражу допускается при наличии оснований и при соблюдении условий, содержащихся в законе.

Применение данной меры пресечения закон связывает с обязательным получением судебного решения в отношении подозреваемого или обвиняемого. При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство.

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном законом, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за восемь часов до истечения срока задержания [19, 45].

Прокурор вправе немедленно освобождать лиц, содержащихся под стражей, если предусмотренный законом срок их содержания истек или не продлен в установленном порядке (ст. 50 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

Существенные ограничения конституционных гарантий граждан наступают вследствие незаконно производимых обысков. Статья 25 Конституции РФ гарантирует гражданам неприкосновенность жилища: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Основания и порядок производства обыска определены в УПК РФ. Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Производится обыск по мотивированному постановлению следователя. Обыск в жилище осуществляется на основании судебного решения, которое получается следователем с согласия руководителя следственного органа путем возбуждения перед судом по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия ходатайства о производстве следственного действия.

Одним из важнейших принципов уголовного судопроизводства, за соблюдением которого прокурор осуществляет надзор, является принцип презумпции невиновности. В ст. 49 Конституции РФ говорится: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» [1, 21].

Прокуроры, осуществляющие надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия, должны добиваться того, чтобы в суд направлялись уголовные дела, расследованные всесторонне, полно и объективно. Среди всех процессуальных действий предъявление обвинения подозреваемому занимает особое место. С этого момента подозреваемый приобретает статус обвиняемого. Прокурорский надзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых осуществляется посредством ознакомления с копиями соответствующих постановлений, поступающих в прокуратуру, проверки материалов уголовных дел, находящихся в производстве.

Прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, следит за тем, чтобы у следователя было достаточно оснований для предъявления обвинения.

Прокурор проверяет своевременность вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, обоснованность квалификации, соответствие постановления о привлечении в качестве обвиняемого требованиям ч. 2 ст. 171 УПК РФ, соблюдение права обвиняемого на защиту, в том числе право иметь защитника с момента предъявления обвинения, соблюдение установленного законом порядка предъявления обвинения и допроса обвиняемого.

Прокурорский надзор за обеспечением прав потерпевших обусловлен тем, что в соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба [27, 88].

Прокурорский надзор за обеспечением прав потерпевшего заключается в исполнении требований закона:

) о своевременном признании лица потерпевшим и разъяснении потерпевшему его прав, предусмотренных ст. 42 УПК РФ;

) касающихся реализации прав потерпевших;

) о возмещении вреда, причиненного преступлением потерпевшему.

Осуществляя надзор за соблюдением прав потерпевших, прокурор должен обращать внимание на следующие обстоятельства:

) соблюдено ли право потерпевшего давать показания, а также разъяснены ли ему при допросе положения ст. 51 Конституции РФ;

) обеспечены ли права потерпевшего представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы;

) обеспечено ли право знакомиться с материалами оконченного следствия;

) обеспечено ли право пользоваться помощью переводчика бесплатно и иметь представителя;

) обеспечено ли право на возмещение расходов по явке в следственные и судебные органы.

Особое место в прокурорском надзоре за обеспечением прав потерпевшего занимает надзор за исполнением требований закона об обеспечении безопасности потерпевшего.


Заключение

 

Проанализировав и раскрыв тему курсовой работы можно сделать следующее заключение.

Роль предварительного расследования в современном правовом государстве чрезвычайно велика. Его оперативность, своевременность и объективность во многом определяют законность, обоснованность и справедливость судебного решения. Собрав доказательства и изложив свои выводы в обвинительном заключении или обвинительном акте, органы предварительного расследования вместе с материалами уголовного дела через надзирающего за законностью расследования прокурора направляют их в суд для окончательного разрешения вопроса о виновности лица (лиц) в совершении инкриминируемого ему (им) преступления и назначения наказания.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России, в структуре которых имеются соответствующие следственные подразделения. Следственные подразделения перечисленных ведомств, условно говоря, и составляют систему органов предварительного следствия.

В соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса следователь - это должностное лицо, на которое законом возложено производство предварительного следствия. Объем процессуальных прав и обязанностей следователей не зависит от их ведомственной принадлежности. Закон лишь разграничивает их компетенцию (подследственность) в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение в квалификации преступления.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Постановления следователя по делам, находящимся в его производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, которым они адресованы

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура. Следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному уголовному делу в письменном виде. Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. После проверки доводов (касающихся, например, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения и др.) вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которым не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. В этих целях они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Указания даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но они могут быть обжалованы им прокурору.

 


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. М.: Мысль, 1993.

. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996.//«Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954,

. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001//Российская газета от 22.12.2001. - № 249.

. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, № 33. Ст. 3349; 1997. № 29. Ст. 3502; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 2. Ст. 233; Российская газета. 2000, от 06 января.

. Федеральный закон Российской Федерации от 17 ноября 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации»// Российская газета. 1992, от 18 февраля; Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, № 47. Ст.4472; 1999, № 7. Ст. 878.

. Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 года // Российская газета, 1996, от 20 июня.

. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 03 июня 2002 года № 28 «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства».

. Алексеев С.Н. Функции прокурора по новому УПК РФ // Государство и право. 2002, № 5. - С. 99-102.

. Аликперов Х. О процессуальной фигуре государственного обвинителя // Российская юстиция. 2003, № 3. - С. 46.

. Асанов В. О содержании уголовного преследования // Уголовное право, 2000. № 4. - С. 3-5.

. Бурданова В.С. Поиски истины в уголовном процессе. Монография. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002, 96 с.

. Власова Н.А. Досудебное производство в уголовном процессе. - М.: ЮРМИС, 2000, 112 с.

. В.А. Галков, С.Ф. Шумилин. Правоохранительные органы в Российской

Федерации. Учебное пособие. Белгород, 1996, 265 с.

. Григонис Э.П. Правоохранительные органы: курс лекций (Учебное пособие). СПб.: Питер, 2001, 321 с.

. Григорьев В.Н. Предварительное расследование (понятие, задачи и формы). - М., 1998, 87 с.

. Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. - М., Зерцало. 2002., 321 с.

16. Калиновский К.Б. Основные виды уголовного судопроизводства <https://www.kalinovsky-k.narod.ru/p/2002-10.htm>: Учебное пособие. СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2002, 96 с.

.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Д.Н. Козака и Е.Б. Мизулиной. М.: Юрист, 2002, 679 с.

. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации <https://www.kalinovsky-k.narod.ru/p/2002-3.htm> / Под ред. А.В. Смирнова, К.Б. Калиновского. СПб.: Питер, 2003, 578 с.

. Копылова, О.П. Роль прокурора в различных стадиях уголовного процесса: лекция / О.П. Копылова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004, 67 с.

. Копылова, О.П. Уголовный процесс: курс лекций: в 2 ч. / О.П. Копылова. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005, 87 с.

. Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М.: Издательство НОРМА, 2003, 275 с.

.Назаренко В. Предварительное расследование в современном уголовном процессе // Законность. 2002. № 8. С. 32-33.

. Осипкин, В.Н. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие / В.Н. Осипкин. - СПб., 1997, 85 с.

. Петрухин И.Л. Уголовный процесс: учебник. М., 2001, 324 с.

. Правоохранительные органы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. -М., Спарк. 2004, 367 с.

. Правоохранительные органы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. -., Щит-М. 1998, 365 с.

. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. В.И. Рохлина. СПб: Издательство: Санкт-Петербургский институт экспертов: издательский дом "Сентябрь", 2000, 153 с.

. Рохлин В.И., Сыдорук И.И. Правоохранительная функция прокуратуры: учебное пособие. СПб.: Издательство Михайлова В.А., Издательство СПбГУП, 2000, 96 с.

. Статкус В.Ф., Жидких А.А. Органы предварительного следствия в системе МВД РФ: история, современное состояние и перспективы / Под ред. В.А. Алферова. - М.: Спарк, 2000, 116 с.

. Уголовное право России. Общая часть: Учебник. / Под ред. проф. А.И. Рарога. М.: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1997, 276 с.

. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Божьева. М.,2004, 354 с.

. Халиулин А. Полномочия прокурора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия // Законность. 2007. № 9. С.15-20.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: