Типовые тестовые задания




СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1

Определите энергозатраты ребенка в возрасте 4-6 лет, его физиологическую потребность в белках, жирах, углеводах. Укажите перечень продуктов, наиболее ценных источников белков, жиров, углеводов для детей этого возраста.

Решение:

Суточная норма ребенка в 4-6 лет: 1970 ккал.

● Белки: 68

● Жиры: 68

● Углеводы: 272

 

Перечень продуктов:

● мясо;

● рыба;

● молоко и молочные продукты;

● яйца (животные белки);

● хлеб;

● крупы;

● бобовые;

● овощи (растительные белки).

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2.

При обследовании класса, находящегося на первом этаже школы, было установлено, что световой коэффициент равен 1: 5, а величина КЕО на последней парте третьего ряда составляет 1,0%.

Вопросы:

Оценить условия естественного освещения в классе в целом и на рабочем месте?

ОТВЕТЫ:

Для класса общеобразовательной школы нормативное значение светового коэффициента (СК) составляет 1:4 -1:6, а значение коэффициента естественной освещенности (КЕО) на рабочем месте - не менее 1,5%. Сравнив нормативные данные с данными задачи можно сделать вывод о том, что освещенность класса в целом, определяемая по СК, соответствует гигиеническим параметрам, и, следовательно, есть основания полагать, что должна быть обеспечена и соответствующая нормативным данным освещенность рабочего места. Однако, в данном конкретном случае последний показатель нормативным данным не соответствует. Такое несоответствие может быть связано с рядом обстоятельств: I - затененностью окон класса рядом стоящими зданиями, 2 - наличием грязи на стеклах или шторами, перекрывающими большую часть стеклянной поверхности окон, 3- избыточным озеленением подоконников. 4 - чрезмерно темной окраской стен класса и др.

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 3

При обследовании учебного класса в школе с центральным отоплением установлено, что средняя температура воздуха равна 25"С, относительная влажность воздуха - 80%, скорость движения воздуха - 0,1 м/с.

Вопросы:

Дать заключение о микроклиматических условиях в классе, о теплоощущениях людей находящихся в нем и рекомендации по улучшению микроклимата.

 

ОТВЕТ:

Нормальное значение температуры воздуха в классе 18-20°С, относительная влажность воздуха - 40-60%, скорость движения воздуха - 0,2-0,4 м/с. При таких значениях параметров микроклимата люди, находящиеся в классе, будут чувствовать себя комфортно. В обследованном классе температура и влажность воздуха повышены, а скорость движения воздуха понижена, в результате чего теплоотдача с поверхности тела людей, находящихся в классе, будет затруднена. При таком микроклимате в класса будет жарко и душно. Повышенная температура снижает возможности теплоотдачи способами проведения и излучения, повышенная влажность уменьшает возможность теплоотдачи способом испарения, а малая скорость движения воздуxa свидетельствует о слабом воздухообмене в помещении и уменьшает возможности теплоотдачи способами проведения и испарения.

Для улучшения микроклимата следует усилить вентиляцию (аэрацию) класса за счет более частого и интенсивного проветривания. Следует подумать и о регулировании теплоподачи в батареях центрального отопления за счет снижения температуры теплоносителя или уменьшения объема его поступления путем прикрытия вентиля.

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 4.

Компьютерный класс для студентов 2-3 курсов в высшем учебном заведении имеет площадь 60 м2, высоту потолка - 3 м. В зале работают 15 компьютеров, из которых 7 не имеют сертификатов соответствия. Компьютеры в классе размещены вдоль боковых стен помещения, что приводит к перекрестному облучению рабочих мест. Расстояния между рабочими столами 1 м, расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов 1 м, рабочие места не изолированы друг от друга, высота рабочих столов 600 мм. Экраны мониторов находятся на расстоянии 50 см от глаз. Продолжительность урока – 2 час.

Естественное освещение осуществляется через окна, ориентированные на юго-восток. КЕО составляет 0,8%. Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными лампами. Освещенность на поверхности столов составляет 150 ЛК. Температура в помещении после первого часа работы 250, относительная влажность 25%, в помещение отсутствует вентиляционная система. После оборудования компьютерного класса измерения электрического и магнитного полей не проводилось.

Вопросы:

1. Основные требования к рабочему месту оператора при работе на компьютере.

2. Какое негативное действие могут оказывать электромагнитные поля компьютера на здоровье пользователя.

3. Перечислите требования к компьютерному классу.

4. Перечислите факторы, отрицательно влияющие на организм школьников при работе на компьютере.

5. Назовите допустимую продолжительность работы с компьютером для студентов и школьников.

6. Каким требованиям должен отвечать микроклимат компьютерного класса?

7. Какие требования предъявляются к естественному и искусственному освещению в классе?

8. Перечислите негативное воздействие сухого воздуха на здоровье человека.

9. Что необходимо сделать для улучшения микроклимата и условий освещения в классе?

 

ОТВЕТ:

1. Рабочие места оператора ЭВМ должны располагаться так, чтобы естественный

свет падал слева. Расстояние между столами должно быть не менее 2 м, а расстояние между

боковыми поверхностными ЭВМ не менее 1,2 м. Высота стола не менее 680 мм. Экран

должен быть на расстоянии 50-70 см от глаз оператора.

Площадь на одно рабочее место не менее 6м,

2. Действие электромагнитных полей:

а- влияют на биохимические процессы в организме, в том числе на минеральный обмен железа, фосфора и алюминия,

б- изменяют лимфоцитарную систему крови и нарушают иммунную систему,

в- ухудшают процесс запоминания,

г- нарушают кровоснабжение головного мозга.

3. Требования к компьютерному классу. Класс для занятии с ЭВМ должен быть оборудован одноместными столами, провода электропитания и кабель локальной сети следует совмещать с подставкой для ног. Высота стола и размер стула должны соответствовать росту учащихся. Площадь на одно рабочее место с ЭВМ во всех учебных учреждениях должна быть не менее 6 м2, а объем- не менее 24 м3. Помещения должны быть оборудованы пристенными шкафами или полками для хранения портфелей учащихся. Звукоизоляция ограждающих конструкций должна отвечать гигиеническим требованиям и обеспечивать нормируемые параметры шума.

4. Основные факторы, отрицательно влияющие на организм школьника при работе на компьютере:

а- светотехнические параметры дисплея,

б- уровень освещения и параметры микроклимата,

в- расстояние между глазами и экраном дисплея,

г- электромагнитные излучения,

д- время и режим работы на компьютере,

е- статическая нагрузка,

ж- напряженность электростатического поля.

5. Продолжительность работы с компьютером для студентов и школьников.

Длительность работ на ЭВМ студентов во время учебных занятии определяется

курсом обучения и характером работы:

а- для студентов первого курса - 1 час,

б- для студентов старших курсов - 2 часа, с перерывом 15-20 минут после каждого часа работы.

Для школьников:

а- учащихся 1 классов - 10 минут,

б- учащихся 11- VI классов - 15 минут,

в- учащихся VI-VII классов - 20 минут,

г- учащихся VIII-XI классов - 25 минут,

д- учащихся X-XI классов при сдваивании занятий - на первом занятии -30 минут, на втором - 20 минут.

6. Микроклимат в компьютерном классе должен отвечать следующим требованиям:температура воздуха 18-22 °, относительная влажность воздуха 40-60%, скорость движения воздуха 0,1-0,2 м/с.Сухой воздух усиливает испарение через кожу, что приведет к сухости кожи и слизистых оболочек, вызовет жажду и приведет к появлению головных болей.

7. Величина искусственной освещенности на поверхности стола должна быть не менее 300 Ж. Коэффициент естественной освещенности помещений - не ниже 1,2% при ориентации окон на север или северо-восток.

Следует помнить, что снижение КЕО может происходить по причине загрязнения оконных стекол или за счет использования занавесок.

8. Сухой воздух является причиной увеличения концентрации микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способных адсорбировать частицы пыли, в том числе, обладающие аллергенным действием, что может явиться причиной развития аллергических заболеваний.

9. В данном помещении, для повышения влажности воздуха, следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированой или прокипяченной питьевой водой. Перед началом и после занятий помещения должны быть проветрены, что обеспечивает улучшение качественного состава воздуха, в том числе и его аэроионный состав.

Естественное освещение в данном случае ниже установленных норм, что может быть связано с неправильной ориентацией окон, их недостаточными размерами и, возможно, с тем, что окна давно не мыли или подоконники заставлены цветами. Две последние позиции могут быть исправлены, но если и они не дадут результата, следует подумать о переводе класса в другое помещение. При этом может быть решена и проблема правильной ориентации.

Искусственное освещение должно осуществляться системой равномерного освещения и светильниками местного освещения. Учитывая тот факт, что искусственное освещение в данном случае ниже нормируемого, следует установить дополнительные источники местного освещения. Искусственное освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана более 300 ЛК.

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 5.

Кабинет биологии средней школы № 100 г. Москвы площадью 66 м2 ориентирован на юго-восток. Световой коэффициент – 1:4, коэффициент заглубления – 2,7: КЕО на последней парте крайнего ряда 1,05%.

Нормативные документы: СП 2.4.2.1178 – 02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1078 – 03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению общественных и жилых зданий».

Вопросы:

1.Какая и почему ориентация окон является наиболее неблагоприятной для учебных помещений?

2. Какие показатели дают возможность оценить условия естественного освещения помещений в целом?

3. Какие показатели характеризуют уровень естественного освещения на рабочем месте?

4. Дайте определение светотехнического показателя естественного освещения помещения.

5. Каким прибором проводится измерение уровня освещения?

6. Перечислите основные требования к искусственному освещению.

7. Назовите недостатки освещения, создаваемой лампами накаливания.

8. Перечислите недостатки люминесцентного освещения и связанные с ними ограничения применения этих ламп.

9. Дайте определение стробоскопического эффекта, его возникновения.

 

ОТВЕТЫ:

1. Неблагоприятной ориентацией являются западная и юго-западная ориентация окон. В утренние часы в таких помещениях создаются дискомфортные условия в отношении

освещения и температуры. Во второй половине дня отмечается перегрев помещений

вследствие увеличения % инфракрасного излучения в интегральном потоке солнечного спектра.

2. Для оценки условий естественного освещения помещения в целом необходимо

использовать такие показатели, как световой коэффициент (СК) и коэффициент заглубления (КЗ), а также коэффициент естественного освещения.

3. Уровень освещения на рабочем месте характеризуют геометрические показатели: угол падения и угол отверстия. Угол падения - угол, под которым лучи света падают на

горизонтальную рабочую поверхность. Угол отверстия даёт представление о величине видимой части небосвода, ограниченной верхним краем окна данного помещения и верхним краем противостоящего здания.

4. Светотехнические показатели уровня освещения являются коэффициентом

естественного освещения (КЕО) - выраженное в процентах отношение величины

естественной освещенности горизонтальной рабочей поверхности внутри помещения к определенной в тот же самый момент освещенности под открытым небосводом при

рассеянном освещении.

5. Освещенность определяется с помощью люксметра.

6. Искусственное освещение должно быть достаточным и равноценным.

7. Основными недостатками освещения, создаваемого лампами освещения являются

слепящее действие и создание резких теней.

8. Основными недостатками люминесцентного освещения являются нарушение цветопередачи, что ограничивает их применение на производствах, связанных с точным определением цветов и их оттенков, в кожных кабинетах и патологоанатомических отделениях. Кроме того, недостатком люминесцентных ламп является их пульсация, что при работе с быстро вращающимися деталями вызывает стробоскопический эффект.

9. Стробоскопический эффект выражается в нарушении восприятия скорости и направления движения быстровращающихся деталей, что на производстве может привести к травматизму.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 6.

В школе населённого пункта для учащихся 1-2 классов необходимо организовать профилактическое УФ-облучение с использованием ламп ЭУВ-30. Эритемный поток лампы ЭУВ – 540 мэр. Площадь каждого класса 52 кв. метра. Высота 3 м. Нормативные документы: МУ «Профилактическое ультрафиолетовое облучение людей с применением искусственных источников ультрафиолетового излучения» Минздравпром № 5046-89.

ОТВЕТ:

Время работы установки соответствует времени пребывания детей в классе – 4 часа.

Fуст = 5,4хSxНп /t

Нп = 5000х1/4 = 1250 (мэр мин/м2)

Fуст = 5,4х52х1250/240 = 1460 (мэр)

n = Fуст/F1 = 1460/540 = 3 (лампы).

Лампы подвешивают на высоте 2,5 м от пола равномерно по всей площади класса.

 

Вопросы:

1. Рассчитайте необходимое количество эритемных ламп из расчёта, что дети должны получать биодозы (для получения 1 биодоз необходим световой поток равный 5000 мэр).

2. Какова структура солнечного спектра?

3. Биологическая роль отдельных зон УФ-излучения.

4. Причины (естественные и искусственные) возникновения УФ-недостаточности.

5. Изменения в организме при световом голодании.

6. Дайте краткую характеристику искусственных источников УФ-излучения.

7. Показания и противопоказания к облучению людей. Понятие биодозы, методика её определения.

8. Виды облучательных установок (длительного и кратковременного действия), правила их организации.

9. Как осуществляется дозировка при профилактическом облучении?

10. Правила организации санирующих установок, используемые источники.

11. Методы контроля эффективности санации воздуха в лечебно-профилактических учреждениях. Санитарно-показательные микроорганизмы для оценки санитарного состояния воздушной среды.

ОТВЕТЫ:

1. В состав интегрального солнечного спектра входит инфракрасное излучение, видимый свет, УФ-излучение.

2. Наиболее биологически активной частью солнечного спектра является УФ-

излучение. Длинноволновый спектр (зона А) обладает общеукрепляющим действием,

повышает защитные (барьерные) функции кожи, стимулирует специфический и

неспецифический иммунитет. Средневолновый спектр (зона В) обладает сугубо

специфическим действием - способствует синтезу витамина Дз, что нормализует

процесс всасывания кальция из желудочно-кишечного тракта.

Коротковолновая часть спектра (зона С) обладает асептическим действием, что позволяет использовать эту зону для создания сканирующих установок для дезинфекции воздуха, поверхностей, игрушек, посуды и других объектов.

3. УФ-недостаточность у человека может возникнуть в силу природного (сезонного)

дефицита; УФ-недостаточность может выступать как профессиональная вредность при

работе в замкнутых пространствах, в метро, шахтах - в условиях полного отсутствия

естественной инсоляции, на Крайнем севере в зимнее время.

4. При световом голодании резко снижаются защитные функции организма. Учащаются простудные и инфекционные заболевания. Обостряются хронические заболевания. Специфические изменения связаны с дефицитом витамина Д - у детей развивается рахит, у взрослых - остеопороз.

5.Существует несколько искусственных источников УФ-излучения. Лампа ЭУВ (эритемная из увиолевого стекла) дающая спектр излучения в зонах А и В. Это позволяет использовать её как для закаливания, так и для профилактики специфических изменений.

Лампа ПРК (прямая ртутно-кварцевая) даёт все три спектра (15% зоны С), что позволяет использовать её как для облучения людей, так и в санирующих установках.

Лампа БУВ (бактерицидная из увиолевого стекла) даёт 78% спектра в зоне С и используется только для санации объектов внешней среды.

6. Показаниями к облучению могут быть естественный дефицит УФ-излучения, а так же необходимость повышения сопротивляемости организма у ослабленных людей. Противопоказания: острые заболевания, нарушение обмена веществ, бластомогенные процессы, аллергические заболевания. Перед облучением определяется биодоза -минимальное количество лучистой энергии, вызывающей эритему на теле незагорелого человека через 6-10 часов после облучения. Биодоза определяется с помощью биодозиметра Горбачева-Дальфельда на участке тела, редко подвергающемуся прямому воздействию солнечных лучей.

7. Все виды облучательных установок делятся на 2 группы:

а) установки длительного действия - светооблучателъныс установки с использованием

ламп ЭУВ. Эти установки организуются в классах школ и игровых помещениях

дошкольных учреждений. Время работы установок определяется временем

обязательного пребывания детей в данном помещении. Устанавливаемая при этом

мощность лучистого потока зависит от площади помещения и величины необходимого

получения доли биодозы:

б) установки кратковременного действия - фотарии (маячного, кабинного,

лабиринтного типов). В таких фотариях используются лампы ПРК (в фотариях маячного

типа) или ЭУВ (в фотариях кабинного или лабиринтного типов).

8. При профилактическом облучении никогда не начинают с целой биодозы, а только

с её части, исходя из конкретных условий.

9. Основное правило организации установки для санации воздуха - это обеспечение

удельной мощности 0,75-1 ватт на 1 м" при использовании ламп БУВ.

10. Контроль эффективности санации воздуха помещений - периодические посевы для

определения общего микробного обсеменения и определения наличия санитарно-

показательных микроорганизмов (золотистый стафилококк и зеленящий стрептококк).

Допустимые величины зависят от назначения помещений. Так в операционной перед

началом операции в 1 м воздуха не должно быть ни одной клетки стафилококка и

стрептококка.

 

 

Типовые тестовые задания

 

1. Основоположник отечественной гигиены в России:

а) Доброславин А.П.;

б) Семашко Н.А.;

в) Соловьев З.П.;

г) Чарльз Дарвин.

 

2. Термин «гигиена»:

а) наука о жилище;

б) наука о форме и строении человека;

в) наука о правильном и рациональном образе жизни;

г) наука о жизнедеятельности живого организма.

 

3. Основная, функциональная роль водорастворимых витаминов:

а) калорическая;

б) каталитическая;

в) пластическая;

г) энергетическая.

 

4. Оптимальное распределение калорийности пищи в % (при 3 – х разовом питании):

а) 30–45–25;

б) 15–50–35;

в) 20–60–20;

г) 25–50–25.

 

5. Требования, предъявляемые к искусственному освещению:

а) соответствовать назначению помещения;

б) быть достаточным, регулируемым и безопасным;

в) не оказывать слепящего действия;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: