ВЕЛОПОХОД ЗА ГРИБАМИ НА КРУГЛЫЙ

Дела отложили и едем туда,

Где новые лица, места, города.

Туда, где не в рамке закат на стене,

Где солнце садится в туман в тишине.

С.Швецова.
Частная независимая газета Бесплатное распространение Издаётся с октября 2007 года № 138 Июль 2019г.

******************************************************

П у т е ш е с т в и е в м и р м у з ы к и

МУЗЫКАЛЬНАЯ «КАНИТЕЛЬ»

В последние годы в Пензе проводится всё больше и больше различных фестивалей, причём некоторые из них, как, например, «Джаз-Май», «Хорошие люди»,

- 2 -

«Маскерадъ», «Улитка» и другие стали уже традиционными. С 14 по 16 июня 2019 года в нашем городе состоялся V Международный фестиваль творчества и рукоделия «Канитель». В предыдущие годы он проводился в центральной части города (на ул. Московской, площади Ленина, в сквере Пословиц), а в этом году переместился на новую, более просторную площадку – Набережную микрорайона «Город Спутник». Афиша фестиваля представлена чуть выше по тексту.

Мы со Светланой решили посетить этот фестиваль в субботу 15 июня, тем более, что кроме большого количества изделий народного творчества, которые сами по себе интересны (чего только сюда не привезли!), в «Спутнике» была представлена и интересная музыкальная программа, причём сразу в нескольких местах. На Большой сцене, расположенной возле фонтана, выступали коллективы, поющие в основном фольклор, и «гвоздём программы» здесь был концерт известной женской вокальной группы «Бурановские бабушки», которые в 2012 году на фестивале Евровидения представляли Россию и заняли там почётное 2-е место. Прямо на набережной, ближе к колесу обзора, расположились настоящие индейцы из Южной Америки, исполнявшие песни на незнакомом языке в сопровождении народных индейских духовых и ударных инструментов. И, наконец, Малая сцена, расположенная в Зелёной зоне сразу за пляжем на берегу Суры, была отдана в этот день бардам, которые должны были начать концерт в 15 часов. Именно Малая сцена интересовала меня больше всего.

Здесь тоже был свой «гвоздь программы» - известный автор и исполнитель собственных песен, член Союза Российских писателей Вадим Муравьёв. Он представлял сразу два города – Астрахань, где родился и вырос, и Москву, где живёт в настоящее время. Его пригласила в наш город неутомимая Татьяна Мануйкина. Кстати, и сама Мануйкина в составе «Арт Бард оркестра» тоже выходила на эту сцену. «Арт Бард оркестр» на сей раз был в неполном составе: Андрей и Татьяна Мануйкины, Андрей Кузнецов и Бахтияр Хабеев. Кстати, Бахтияр сначала выступал сольно и пел собственные песни. Кроме вышеупомянутых музыкантов, на Малой сцене в этот день выступали бессменный организатор фестиваля авторской песни «Хопёр» сердобчанин Алексей Марьин вместе с сыном, игравшим на флейте (они открывали концерт), а также пензенский бард Дмитрий Букин и пензенский дуэт исполнителей авторской песни Максим Мокеев – Михаил Филатов.

- 3 -

Если творчество и уровень бардов-земляков были нам со Светланой хорошо известны, то, признаться, о Вадиме Муравьёве и его песнях мы до этого концерта не имели никакого представления. Увиденное и услышанное нам понравилось, да иначе и быть не могло – Мануйкина приглашает в Пензу только классных исполнителей (достаточно вспомнить того же Романа Ланкина).

Муравьёв исполнял только свои песни на самую разную тематику – так что каждый из присутствовавших мог что-то отметить для себя по своему вкусу и настроению. Его концерт в общем бардовском концерте состоял из двух частей, а после своего выступления он подарил зрителям, в том числе и мне со Светой, свой диск с песнями на военную тематику «Пусть не снится война…» и свои книги с автографом – сборник лирических стихов «Женщина по имени Судьба» и сборник новелл и рассказов «Терракотовые шторы». Диск я прослушал сразу, а теперь читаю книги.

Что касается зрителей, то их собралось у Малой сцены не очень много, были и пензенские туристы во главе с председателем турклуба В.Мищенковым. Располагались мы на так называемом «сеновале» – небольших тюках спрессованного сена, которые специально изготовили в качестве сидений. Погода в этот день была прохладной +200С, ветреной, но без дождя. Перед началом концерта я быстренько искупался в Суре, а уж потом занял место на «сеновале».

Продлилась «бардовская канитель» до 18-ти часов. Завершал концерт авторской песни «Арт Бард оркестр». Потом мы со Светланой ещё побродили по так называемой «ремесленной деревне» среди торговых рядов изделий народного творчества (Света отлучалась на их просмотр и во время концерта), правда, на сей раз ничего не приобрели.

«Мастер-класс» по изготовлению деревянных изделий

Примечательно, что участники «Канители» не просто выставляли и продавали свои изделия, а организовывали «мастер-классы» по их изготовлению для всех желающих. В общем и целом мы со Светланой интересно и познавательно провели вторую половину выходного дня в живописном месте нашего города.

Александр Белов (Митрофанов).

- 4 -

Путешествие во времени

ВЕЛОПОХОД ЗА ГРИБАМИ НА КРУГЛЫЙ

Нынешнее лето 1999 года из-за его засушливости никак нельзя назвать грибным. Всё же в августе местами прошли неплохие дожди, и на овощных рынках города появились грибы. Очень удачно съездили за ними 8 августа на 106-й км на Лунинской электричке Виктор Дубинин и Игорь Тужилов. Я же, несмотря на отпуск, всё никак не мог найти время для «грибной охоты». Да к тому же целую неделю опять не было никаких дождей. Но вот в ночь с субботы на воскресенье и в воскресенье вечером в Пензе прогремели грозы, и я 17 августа решил-таки на велосипеде махнуть за грибами в сторону Сурского моря. Получив консультацию о тамошних грибных местах от Саши Голякова, я в намеченный день в 10.50 отправился из Ахун по Золотарёвской трассе.

День был пасмурный и прохладный, температура воздуха не превышала + 200С, поэтому свой велопробег я начал весьма резво. На развилке дорог Золотарёвка – Кичкилейка я в первый раз съехал в трассы и немного углубился в лес, но здесь грибами и не пахло. Я покатил дальше. Перед поворотом на Леонидовку вдруг пошёл дождик, пришлось слезть с велосипеда и переждать каприз погода под сосной. Но этот дождик оказался коротким.

Пока я крутил педали, в голове зрел план моего похода. Я даже был готов примириться с мыслью, что грибов мне найти не удастся, и в качестве своеобразной компенсации решил доехать до Сурского моря, а точнее, до места под названием Круглый. Дело в том, что на Круглом я не был ни разу в жизни, и мне очень захотелось стереть это «белое пятно» со своей туристской карты. В 11.30 я миновал Лямзяйский поворот и помчался по прямой к следующему повороту трассы. До него я доехал не скоро, так как в районе начала Круглого оврага, а именно у километрового столба «28-34» я свернул в лес поискать грибов. Надежду на то, что я их найду, вселил найденный на обочине трассы большой шампиньон, который, однако, я брать в свой рюкзак не стал.

Лесная дорога оказалась ужасной: кто-то проехал здесь на чём-то тяжёлом, образовав две глубокие колеи, наполненные грязью вперемешку с водой. Ехать пришлось посередине, постоянно балансируя, чтобы не брякнуться в лужу. Проехав минут 10, я прямо на дороге обнаружил здоровенный беляк и слез с велосипеда. Тщательный осмотр местности выявил ещё с десяток этих грибов. Охваченный азартом, я поехал дальше, но лучше бы этого не делал. На одном из опасных участков дороги заднее колесо велосипеда пошло юзом, я не смог удержать руль и вместе со своим двухколёсным другом свалился в грязь на левую сторону. Проявив неплохую реакцию, я успел, однако, в самый критический момент соскочить с велосипеда, но всё же левой ногой хорошенько зачерпнул липкой и жирной грязюки.

Сидя на пеньке и очищая ноги и кроссовки от чавкающей грязи, я пожалел, что не поехал в лес в резиновых сапогах. Хорошо ещё, что я догадался взять с собой пару запасных носков. Руль у велосипеда оказался свёрнутым набок и весь в грязи, а рюкзак с левой стороны и вовсе представлял собой удручающее зрелище. Несколько грибов выпали из рюкзака в грязь, пришлось их оттуда извлекать, делая акробатические пируэты, чтобы самому не свалиться в лужу ещё разок. О досады на самого себя я ругался на чём свет стоит. Вдобавок ко всему пошёл дождь, а на такую «мелочь», как

- 5 -

назойливые комары, я уж и внимания не обращал. Наскоро оттеревшись листьями молодого клёна, я стал поспешно выбираться из этой грязи поближе к трассе.

Дождь униматься и не собирался, и чтобы окончательно не промокнуть, я раскрыл зонтик и спрятался с ним под раскидистую берёзу. Было половина второго пополудни. Стоя под берёзой и прикрывшись зонтом, я перекусил чем Бог послал, используя в качестве столика детское сиденье, на котором возил своего сына Максима. Дождь поливал меня примерно час, а потом утих, хотя небо по-прежнему оставалось серым и низким. Мне ужасно не хотелось возвращаться в Пензу несолоно хлебавши, и поэтому, несмотря на промокшие ноги, я продолжил свой путь.

До поворота на Акульку и Круглый я с трассы больше нигде не сворачивал. Асфальтированная трасса почти под прямым углом повернула налево на Золотарёвку, прямо лежала лесная дорога на Акульку, а я повернул направо, на Круглый. Не проехав и сотни метров, я заметил растущие в старом сосняке грибы. Здесь я задержался надолго. Травы под соснами почти не было, поэтому я мог тут ходить, не боясь замочить ноги, чего не скажешь о других местах, например, березняке или осиннике. Попадались в основном ушки, но встречались также моховики, подберёзовики, сыроежки, дождевики… Я не брезговал ничем. Быстренько добрав пластмассовое ведёрко, я складывал грибы уже в сумку. Однако пора было перевести дух.

До Сурского моря оставалось не более двух километров, и я решил отдохнуть именно там. Совершив довольно крутой спуск, я выехал прямо к устью Круглого оврага, к тому месту, где водохранилище вдаётся в сушу, образуя залив наподобие Лямзяйского. Эта бухточка была примерно в два раза уже и короче Лямзяйской губы, но всё равно очень симпатичная.

Бухта ручья Круглый

Вода в ней была тёплой, дно песчаным, а со стороны моря дно состояло из песка и небольших камней. Вид с Круглого открывался, пожалуй, не менее живописный, чем на Лямзяе. Мне навстречу дул свежий ветер, который я с наслаждением вдыхал полной грудью. Шумел прибой, поверхность водохранилища была неспокойной. Вдали виднелась яхта. Подгоняемая ветром, она быстро двигалась вверх по течению. Поляна на Круглом была небольшого размера, и на ней то там, то сям, виднелись следы кострищ. На сей раз здесь было почти безлюдно, только в середине поляны на пеньке сидел пожилой, обросший сивой бородой бомж с мешком, набитым пустыми бутылками. Бомж ел огурец и что-то бормотал, разговаривая сам с собой, а потом куда-то исчез. Отдохнув с часок, я в начале шестого тронулся в обратный путь.

- 6 -

Идя в гору пешком по песчаной дороге, я снова увидел растущие грибы. На сей раз, кроме ушков, я нашёл ещё одну семейку беляков. Собирая грибы, к трассе я выбрался только через час. Упаковав немного просохший рюкзак, я принялся отмерять километры уже по асфальту. Кстати, качество Золотарёвской трассы довольно хорошее, и ехать по ней одно удовольствие, особенно когда ещё не пришла усталость. А она вскоре пришла, и последние километры я чувствовал, как наливаются свинцом мои вроде бы тренированные ноги, ведь на велосипеде я езжу всё лето. По дороге я подсказал одному автомобилисту, где можно найти «хоть каких-нибудь грибов на жарёху» и продолжил свой путь к Ахунам. День в конце концов разгулялся: уже когда я был на море, небо стало расчищаться, и выглянуло солнце, ну, а к вечеру и вовсе стало ясно, но по-прежнему прохладно.

Семейка грибов беляков

Намотав за день около 50-ти километров, я установил личный рекорд по езде на велосипеде за один день, да и вообще на велосипеде я впервые забрался так далеко. А вот по времени ехать до Ахун что от Лямзяя, что от Круглого – одинаково, примерно полтора часа. К дому Саши Голякова я приехал уже в 19.30. На следующий день после этого велопохода у меня ощутимо побаливали ноги, и вечером на Барковскую дачу я ездил за огурцами и картошкой на велосипеде без особого энтузиазма.