Общая характеристика специальности 080507«Менеджмент организации»




Программа и методические указания по практике менеджмента

Студентов IV курса специальности 080507«Менеджмент организации»

 

Общая характеристика специальности 080507«Менеджмент организации»

 

Специальность 080507«Менеджмент организации » утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 686.

 

Квалификация выпускника: менеджер.

 

Выпускник по специальности 080507 «Менеджмент организации» проходит подготовку к профессиональной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономикой, производственной деятельностью и социальным развитием предприятий всех организационно-правовых форм с учетом отраслевой специфики, техники, технологии, организации производства, эффективного природопользования на должностях, требующих базового высшего экономического или инженерно-экономического образования, а также к работе на научно-педагогических должностях, в органах государственного управления и местного самоуправления в должностях, требующих профессиональных знаний отраслевой и региональной экономики и экономики предприятия.

 

Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Она распространяется также на научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.

 

Специалист должен:

иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе.

Знать:

теоретические основы и закономерности функционирования экономки, включая переходные процессы;

принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений.

Уметь:

выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать. рецензировать тексты;

использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.

Владеть:

специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке (английском);

навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.

 

 

Выпускник специальности 080507"Менеджмент организации" проходит подготовку к следующим видам профессиональной деятельности:

- организационно-управленческая;

- планово-экономическая;

- проектно-экономическая;

- финансово-экономическая;

- аналитическая;

- внешнеэкономическая;

- предпринимательская;

- научно-исследовательская;

- образовательная.

 

Менеджер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 080507 "Менеджмент организации", подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

 

 

1 Общие положения о практике менеджмента

Практика менеджмента студентов на предприятиях является важной составной частью подготовки менеджера. К ее началу в основном закончена экономическая подготовка будущих специалистов Студент прослушал общепрофессиональные и специальные дисциплины, получил комплекс теоретических знаний по избранной специальности. В оставшемся семестре студенты будут изучаться дисциплины прикладного характера и дисциплины специализации.

Выполнение учебной программы кроме глубоких теоретических знаний требует владения практическими навыками будущей профессиональной деятельности. Овладение ими в условиях учебных аудиторий не может быть полным.

Сказанное определяет цель и задачи практики менеджмента.

Цель практики менеджмента – закрепление и углубление теоретических знаний, получение практических навыков будущей профессиональной деятельности специалиста (экономиста-менеджера) в сфере управления организацией, определение направления и выбор специализации своей будущей деятельности.

Задачи практики менеджмента:

- изучение специфики и организации производственно- хозяйственной и финансовой деятельности предприятия – места прохождения практики;

- изучение места и роли служб предприятия, связанных с проведением операций с недвижимым имуществом в организационной структуре предприятия;

- изучение функциональных обязанностей и деятельности специалистов (экономистов-менеджеров), связанных с проведением операций с недвижимым имуществом на предприятии, с управлением предприятием как имущественным комплексом;

- получение практических навыков работы специалиста (менеджера) в сфере упарвления;

- привитие навыков самостоятельного овладения новыми знаниями,

самостоятельной работы с законодательными и нормативными актами, со справочной литературой, с базами данных, с учетной аналитической и плановой документацией предприятия;

- приобретение опыта работы и навыков общения в трудовом коллективе;

- выявление личной склонности к работе в том или ином направлении деятельности в качестве специалиста (менеджера) в сфере упарвления.

 

3 Программа практики менеджмента

Практика менеджмента предусматривает:

- ознакомление с уставом предприятия (положением об организации), целью и задачами ее создания, основными видами деятельности;

- ознакомление с организационной структурой предприятия, с составом производственных и функциональных подразделений, с их специализацией;

- ознакомление с подразделениями и с ведущими специалистами, связанными с проведением операций с недвижимым имуществом на предприятии, с управлением предприятием как имущественным комплексом с их функциями и должностными обязанностями;

- непосредственное участие в текущей деятельности организации

-сбор необходимых материалов по программе практики;

- подготовка отчета о практике менеджмента;

- получение характеристики (отзыва) о прохождении практики менеджмента;

- сдача зачета и получение оценки по прохождению практики менеджмента.

Другие задачи практики решаются студентами самостоятельно по ходу ее прохождения.

 

4 Задание по сбору материалов

для отчета о практике менеджмента

4.1 Планирование на предприятии (Внутрифирменное планирование)

 

Значительное внимание на практике должно быть уделено знакомству с организацией плановой работы на предприятии.

Основные вопросы, подлежащие изучению:

а) Стратегическое планирование:

- миссия, цели и задачи развития предприятия;

- основная стратегия развития предприятия;

- инструменты реализации стратегии, применяемые на предприятии.

б) Технико-экономическое планирование:

- система технико-экономических планов развития и деятельности предприятия. Порядок и сроки их разработки. Взаимосвязь перспективных и годовых планов экономического и социального развития предприятия;

- структура и содержание годового плана развития и деятельности предприятия;

- система показателей годового плана развития и деятельности предприятия, взаимосвязь между ними;

- основные показатели, планируемые производственным и функциональным подразделениям предприятия.

При изучении данных вопросов студент, опираясь на организационную структуру предприятия, должен составить наглядную картину трансформации показателей, планируемых предприятию, в показатели, планируемые его отдельным производственным и функциональным подразделениям. При этом объектом изучения должны быть также методы расчета планируемых показателей. Следует также получить полное представление о перечне, формах и содержании документов, фиксирующих плановые задания.

Необходимо обратить внимание на функции подразделений и специалистов предприятия, осуществляющих разработку технико-экономических планов.

Рассматривая вопросы планирования отдельных показателей и заполнения форм плановых документов, необходимо вникать в содержание работы конкретных исполнителей, четко представлять их функции и ответственность.

в) Оперативное планирование:

Изучение данного раздела предполагает знакомство с организацией календарного планирования и оперативного регулирования хода выполнения работ (диспетчированием): с применяемой системой оперативного планирования (планово-учетными единицами, календарно-плановыми нормативами, методами их расчета, формами применяемых документов, техникой работы и применяемыми техническими средствами).

Необходимо также ознакомиться с функциями специалистов, осуществляющих оперативное планирование хода выполнения работ.

 

4.2 Анализ хозяйственной и финансовой деятельности

 

В ходе практики предусматривается обстоятельное изучение состава и содержания учета и отчетности предприятия, как информационной основы анализа хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Студент должен получить представление о статистическом, бухгалтерском и управленческом учете и отчетности предприятия, выделяя при этом оперативную, текущую и годовую отчетность, а также о данных (показателях), необходимых для анализа и методах, применяемых в анализе хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

По содержанию анализ хозяйственной деятельности предприятия включает в себя изучение следующих основных аспектов:

- выполняемые работы и оказываемые услуги (состав и объем);

-основные средства предприятия (площади, оборудование и другие технических средств) и их использование;

- персонал предприятия (состав и численность по категориям) и оплата его труда;

- текущие издержки (состав и сумма по экономическим элементам и статьям расходов);

- финансовые результаты (формирование прибыли и убытков) деятельности предприятия.

Анализ этих аспектов дает достаточно объективную картину текущей хозяйственной деятельности предприятия.

Информационной базой для проведения анализа хозяйственной деятельности предприятия служит ряд документов внутреннего учета и официальной статистической отчетности.

По содержанию анализ финансовой деятельности предприятия включает в себя изучение следующих основных аспектов:

- имущественное положение (величина, состав, динамика и структура баланса);

- ликвидность и платежеспособность;

- финансовая устойчивость;

- деловая активность;

- рентабельность предприятия.

Анализ этих аспектов дает достаточно объективную картину текущего финансового состояния предприятия.

Информационной базой для проведения анализа финансовой деятельности предприятия служит бухгалтерская отчетность, которая включает в себя ряд официальных документов:

- бухгалтерский баланс, форма №1;

-отчет о прибылях и убытках, форма №2;

- отчет о движении капитала, форма №3;

- отчет о движении денежных средств, форма №4;

- приложение к бухгалтерскому балансу, форма №5.

Студент должен собрать и представить в отчете информацию, содержащуюся в указанных формах.

Проблемы и перспективы (направления и пути) развития предприятия

-SWOT анализ

-Стратегии (направления и пути) развития предприятия

-Инвестиционные программы, проекты, мероприятия, обеспечивающие развитие предприятия

Для более качественного и целенаправленного сбора необходимой информации следует пользоваться учебными и методическими пособиями, а также специальными инструктивными материалами.

 

5 Место прохождения практики

 

Практика менеджмента проводится:

- на предприятиях, в учреждениях, организациях, в рамках деятельности которых имеют место управленческая деятельность.

- - в государственных и муниципальных органах, в общественных организациях, в рамках деятельности которых имеют место управленческая деятельность.

- в структурных подразделениях высшего учебного заведения, связанных с подготовкой специалистов, выполнением научно-исследовательских работ и практической деятельностью в сфере менеджмента.

6. Продолжительность и сроки проведения практики менеджмента

Продолжительность практики менеджмента установлена в размере - две календарные недели. Срок проведения учебной технологической практики определяется учебным планом.

Практика менеджмента проводиться непрерывным циклом.

В отдельных случаях прохождение практики может быть организовано по индивидуальным графикам.

7. Организация прохождения практики менеджмента

Практика менеджмента студентов предусматривает:

- участие в общем собрании по прохождению практики менеджмента;

- изучение программы и методических указаний по прохождению практики менеджмента;

- оформление документов (писем, договоров) на прохождение практики менеджмента;

- прохождение практики менеджмента на установленном предприятии, в учреждении, в организации;

- сбор необходимых материалов по программе практики;

- оформление отчета о практики менеджмента;

- представление отчета и характеристики (отзыва) о прохождении практики менеджмента;

- сдачу зачета и получение оценки по практики менеджмента.

8. Обязанности руководителя практики от кафедры

Руководитель практики должен:

- оформить представление в приказ ректора университета о проведении практики и направлении студентов на предприятия, в учреждения, в организации.

- обеспечить проведение собрания студентов по организации практики.

- за 3-4 дня до начала практики выдать студентам документы, необходимые для прохождения практики;

- обеспечить четкое выполнение и должное качество прохождения практики;

- периодически контролировать работу студентов по прохождению практики на предприятии;

- всю работу по руководству практикой проводить в тесном контакте с
руководителями практики от предприятия;

- по завершению практики - принять отчет о прохождении практики, получить характеристику работы студента с места прохождения практики, поставить окончательную оценку за профессиональную производственную практику в ведомость деканата и зачетную книжку студента.

 

9. Обязанности студентов-практикантов

При выходе на практику студент должен иметь: паспорт, с регистрацией места жительства, тетрадь для ведения записей, программу практики. Для выезжающих на практику самостоятельно необходимо иметь направление, в котором указывается номер и дата договора (письма), на основании которого студент направляется в данную организацию.

По прибытии в организацию студент должен: пройти вводный
инструктаж по технике безопасности, противопожарной технике и производственной санитарии; обратится в отдел технического обучения, отдел кадров или непосредственно к руководству предприятия, где ему назначат руководителя практики от предприятия.

 

Во время прохождения практики студент обязан:

- выполнять действующие в организации правила внутреннего распорядка;

- строго соблюдать правила техники безопасности, противопожарной техники и производственной санитарии;

- вести отчет, записывая, выполняемые им работы, содержание лекций, бесед, производственных экскурсий, данные по индивидуальному заданию.

По завершению практики студент обязан получить характеристику руководителя практики от организации о своей работе во время прохождения профессиональной производственной практики.

10. Общие требования к составлению и оформлению отчета по практике

Отчет по практике является основным документом, характеризующим работу студента в период практики. Отчет формируется в соответствии с программой практики и включает материалы, отражающие выполнение общего и индивидуального задания. Отчет составляется по мере накопления материала и оформляется за 2-3 дня до окончания практики.

Отчет по практике состоит из: обложки, титульного листа, аннотации, содержания, введения, разделов, посвященных практике, заключения, библиографии и приложений.

Описания должны быть сжатыми, ясными и сопровождаться цифровыми данными, представленными в форме таблиц и рисунков.

Отчет по практике оформляется в соответствии с требованиями действующего стандарта СТП ЮУрГУ 04-2001.

Во введении необходимо отразить цель, задачи, программу практики, общее и индивидуальное задание по практике.

Разделы, посвященные практике, должны содержать материалы, свидетельствующие о выполнении программы практики, общего и индивидуального задания по практике.

В качестве основных рекомендуются следующие разделы отчета по практике:

 

1. Общая характеристика организации - места прохождения практики.

1.1. Организационно-правовая форма, ведомственная принадлежность;

1.2. Цель, задачи, основные виды деятельности;

1.3. Организационная структура. Основные производственные и функциональные подразделения, ведущие менеджеры;

2. Деятельность организации, связанная с осуществлением операций с
недвижимым имуществом.

2.1.Роль и место организации на рынке недвижимого имущества. Виды операций с недвижимым имуществом, осуществляемые организацией;

2.2.Основные подразделения и ведущие специалисты, участвующие

в проведении операций с недвижимым имуществом, их функции и обязанности;

2.3.Деловые партнеры (контрагенты) организации по проведению операций с недвижимым имуществом.

3.Направления и пути совершенствования деятельности организации в сфере осуществления операции с недвижимым имуществом (проблемы, трудности, нерешенные задачи и возможные пути их разрешения).

4. Участие в текущей деятельности организации.

5. Материалы по содержанию, методам и организации планирования в организации (внутрифирменному планированию).

6.Материалы по содержанию, методам и организации анализа хозяйственной и финансовой деятельности организации.

 

В заключении необходимо охарактеризовать степень достижения цели, решения задач и выполнения программы практики, общего и индивидуального задания по практике.

Кроме того в заключении необходимо изложить замечания и предложения по улучшению производственной профессиональной практики.

В библиографии необходимо в алфавитном порядке привести перечень законодательных и нормативных актов, монографий, статей, учебных и методических пособий, стандартов и инструктивных материалов, отражающих содержание, регламентирующих выполнение, определяющих порядок проведения соответствующих операций с недвижимым имуществом.

Библиографическое описание следует выполнить в соответствии с действующим государственным стандартом ГОСТ 7.1-2003.

В приложении необходимо представить формы, бланки, методики, инструкции и другие документы по осуществлению конкретных операций с определенным объектом недвижимого имущества.

 

 

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе на практике или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику вторично в период студенческих каникул на условиях оказания дополнительных образовательных услуг или отчисляется из университета.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: