В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, рабочая программа учителя логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи построена с учетом следующих подходов:
1. Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. ****
2. Системный подход – это научный метод познания сложноорганизованных объектов, через вычленение совокупности составляющих этот объект ключевых элементов, связи между ними и закономерностей функционирования.
3. Личностный подход – индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, рабочая программа учителя логопеда для детей с тяжелыми нарушениями речи построена с учетом следующих принципов:
1. Онтогенетический принцип – формирование правильных речевых навыков, форм и функций речи осуществляется в онтогенезе, от простого к сложному, от конкретных к более абстрактным, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуативной речи к контекстной, от усвоения семантических отношений к усвоению формальных признаков речевых (языковых) единиц.
2. Структурно-системный принцип - согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального воздействия одновременно на всю систему, а не последовательно-изолированно на каждый ее элемент.
3. Принцип комплексности - предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
4. Принцип дифференциации - раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.
5. Принцип концентризма - предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общаться в пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями.
6. Принцип последовательности - реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.
7. Принцип коммуникативности - обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним.
8. Принцип доступности - определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.
9. Принцип индивидуализации - предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.
10. Принцип интенсивности - предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.
11. Принцип сознательности - обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений.
12. Принцип активности - обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.
13. Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения - позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы для детей средней группы. К концу данного возрастного этапа ребенок:
– проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
– понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
– использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
– различает разные формы слов (словообразовательные модели и грамматические формы);
– использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами;
– пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке;
– составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
– владеет простыми формами фонематического анализа;
– использует различные виды интонационных конструкций;
– выполняет взаимосвязанные ролевые действия, изображающие социальные функции людей, понимает и называет свою роль;
– использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы заместители;
– передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений;
– стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;
– проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в процессе деятельности, благодарит за помощь;
– занимается различными видами детской деятельности, не отвлекаясь, в течение некоторого времени (не менее 15 мин.);
– устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;
– осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о последовательности действий сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
– имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные явления и их изображения: времена года и части суток;
– использует схему для ориентировки в пространстве;
– владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;
– может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
– в речи употребляет все части речи, кроме причастий и деепричастий, проявляет словотворчество;
– сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно);
– изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции;
– положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам, знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства;
– знает основные цвета и их оттенки;
– сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
– внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
– выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;
– выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе;
– описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь его внимание в случае плохого самочувствия, боли и т. п.;
– самостоятельно умывается, следит за своим внешним видом, соблюдает культуру поведения за столом, одевается и раздевается, ухаживает за вещами личного пользования.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 уч. год
Месяц | Дата | Лексическая тема средней группы | Итоговое мероприятие |
Сентябрь | 01.09-14.09 | Обследование речи детей. | Праздник «День знаний» |
17.09 – 21.09 | Осень. Название деревьев | «Праздник осени» Выставка детского творчества | |
24.09-30.09 | Овощи | Выставка детского творчества «Вот так урожай» | |
Октябрь | 03.10-07.10 | Фрукты. | Выставка детского творчества |
10.10-14.10 | Я в мире человек. Части тела, лицо. | Спортивный праздник | |
17.10-21.10 | Одежда. | Выставка детского творчества | |
24.10-28.10 | Обувь | Выставка детского творчества | |
Ноябрь | 31.10-03.11 | Мой дом. Мой поселок. Детская площадка. | Выставка детского творчества |
07.11-11.11 | Мебель | Конструирование кукольной мебели | |
14.11-18.11 | Посуда. Профессия – повар | Выставка поделок из пластилина «Моя любимая чашка» | |
21.11-25.11 | Комнатные растения | Выставка детского творчества | |
Декабрь | 28.11-02.12 | Зима. Зимние забавы | Выставка детского творчества |
05.12-09-12 | Зимующие птицы | Выставка детского творчества | |
12.12-16.12 | Дикие животные . | Выставка детского творчества | |
19.12-30.12 | Новогодний праздник. Карнавал | Новогодний утренник. | |
Январь | 16.01-20.01 | Дни природы. Аквариумные рыбы. | Выставка детского творчества |
23.01-27.01 | Домашние животные и их детёныши | Сюжетно-ролевая игра «Летим в отпуск» | |
Февраль | 30.01-03.02 | Домашние птицы | Выставка детского творчества |
06.02-10.02 | Семья | Семейный коллаж «Мама, Папа, Я» | |
13.02-17.02 | Знакомство с народной культурой и традициями. Масленица. | Выставка детского творчества Музыкальный досуг | |
20.02-24.02 | Наша армия. | Музыкально-спортивный досуг | |
Март | 27.02-03.03 | Весна. Приметы весны. Комнатные растения. | Выставка детского творчества. |
06.03-10.03 | Мамин праздник. | Праздник «8 марта». Выставка детского творчества | |
13.03-17.03 | Зоопарк | Выставка детского творчества | |
20.03-24.03 | Игрушки и материалы (резиновый плюшевый, деревянный, пластмассовый). | Поделки из природных материалов | |
27.03-31.03 | Дни театра и поэзии. Музыкальные инструменты. | Музыкально-поэтический праздник | |
Апрель | 03.04-07.04 | Весна | Праздник весны |
10.04-14.04 | День космонавтики. | День космонавтики. Выставка детского творчества | |
17.04-21.04 | Инструменты | Выставка детского творчества | |
24.04-28.04 | Праздник птиц. Перелётные птицы. | Выставка детского творчества | |
Май | 02.05-05.05 | Майские праздники. День Победы | Праздник День Победы. Выставка детского творчества |
10.05-12.05 | Насекомые | Поделки из природных материалов | |
15.05-19.05 | Цветы (части растения). Первые весенние цветы. | Выставка детского творчества | |
22.05-26.05 | Лето. | Выставка детского творчества |
2.2 Перспективное планирование образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста