Структура и основные образующие газетного текста




Газетный текст

Суть публицистических текстов

Публицистика как особый вид социальной деятельности обладает собственной совокупностью методов познания мира. С одной стороны, публицистика опирается на логические методы, позволяющие достичь истины как адекватного отражения в сознании человека явлений и процессов природы и общества. С другой стороны, публицистика в равной степени обращается к когнитивным и дидактическим возможностям художественного образа, к метафорической мысли.

Художественный образ не только создает необходимый фон для реализации просветительской и дидактической функций, но и сам воплощает социальную идею. В нем с особой силой звучит «голос» художника, как будто знающего, по словам Микеланджело, гораздо больше, чем сама природа. Публицистика возникает там, где на основе факта появляется социально значимая мысль, выверенная как логикой, таки и чувством.

К фундаментальным функциям публицистики относится также коммуникативно-информационная функция. Публицистика, с императивным словом обращаясь к людям и решая насущные социальные проблемы, выступает в качестве связующего начала людей в обществе. Публицистика создает необходимые социальные условия для взаимопонимания людей. Она целенаправленно создает логически осмысленную и эмоционально выверенную летопись народа, в доступном, выразительном и образном слове сохраняя ее для потомков.

Функциональные особенности публицистики обусловлены стоящими перед ней задачами - гармонизировать жизнь человека в обществе путем формирования социального сознания и стиля жизни, приемлемых в условиях современного многополюсного общества.

Следовательно, к фундаментальным функциям публицистики относится и социально-преобразующая функция. Оперативно реагируя на болевые точки общества или пропагандируя его достижения, она формирует не просто новый строй мыслей и чувств читающей аудитории, а целостную гражданскую позицию.

Социально-преобразующая функция публицистики неразрывно связана с ее социально-дидактической и социально-просветительской функциями. Распространение и углубленное разъяснение обществу каких-либо идей, взглядов и знаний, которыми необходимо руководствоваться в процессе социального взаимодействия, анализ социальных фактов - неотъемлемая задача публицистики.

Однако публицистика не столько рассказывает, сколько убеждает. В этом заключается смысл публицистики - убедить читателя в правильности того или иного взгляда, той или иной оценки, в правомерности предложенного подхода к решению той или иной проблемы. Без убеждающей силы публицистика лишается своего важнейшего качества. Безусловно, истоки убедительности публицистики в убежденности самого автора. Как справедливо замечает А. Аграновский, «корень публицистики - убежденность автора... Я верю автору, если чувствую: его волнует то, о чем он пишет».

Общество нуждается в публицистическом творчестве, обращенном, может быть, как никакое другое, в будущее, - творчестве, в которое человек, говоря словами Эйнштейна, «перекладывает центр своей духовной жизни». Таким образом, публицистика - это особый вид творческой словесной деятельности, направленной на решение насущных социальных проблем с целью гармонизации жизни человека в обществе. Публицистика находится в одном ряду с журналистикой, художественной литературой и наукой, закономерно что-то заимствуя у них и что-то отдавая.

Структура и основные образующие газетного текста

У газетного текста имеются следующие признаки: объективность, актуальность, релевантность, монтажность, доступность, сенсационность, экспрессивность и эмоциональность. Главным стилеобразующим свойством современного газетного текста является обязательная реализация в нем одновременно двух функций - информативной и социального воздействия. Ученые обратили внимание на особенности языка газеты, на его информационный аспект.

Конструктивными принципами газетного языка оказываются одновременные и равноправные ориентации на экспрессию и стандарт. Образцовые газетные тексты создаются не ограничением стандарта, а умением подыскивать экспрессивное противоядие, творчески создавать органичное чередование контрастирующих элементов.

Диалектическое объединение ведущих признаков «экспрессии» и «стандарта» газетного текста соотносится с взаимодействием двух ведущих функций газеты: информационной и воздействующей. Информема - стандартизованная единица, дающая информацию о происходящем событии. Экспрессема - то, что привлекает внимание человека, то, что как-то воздействует на человека.

Формально в газетных текстах выделяются следующие структурные категории:

· заголовок - неотъемлемая и главная часть любой газетной публикации, которая излагает общую направленность и общее содержание газетного текста. Он, как правило, обособляется и выносится на наиболее значимые места газетной полосы. Заголовок выполняет графически-выделительную, номинативную, информативную, интегративную функции, а также участвует в формировании эмоционального воздействия газетного произведения. Эмоциональную функцию газетных заголовков усиливает широкое использование экспрессивно окрашенной лексики: ах; праздник; фразеологизмов: первый блин комом; игра со словами, построенная на противопоставлении их лексических значений: смешно / грустно; сравнения: в долгах - как в шелках; "коммуникативные фрагменты", окруженные образными ассоциациями: русская Татьяна; ловкость рук; лето, ах, лето - и другие лексические средства.

· вступление (вводка) представляет собой абзац, набранный более жирным шрифтом, чем весь остальной текст, содержит в себе самый важный или самый интересный элемент сообщения и является его своеобразной «визиткой». Оно выделяет самое главное, существенное в событиях, фактах, которые будут описаны в тексте, а также дает общее представление о теме текста и выявляет определенный смысловой акцент публикации. В газетных текстах русской СМИ существуют следующие типы вступления: Вступление-бросок, Вступление-зонтик, Отложенное вступление

· корпус - основной текст произведения от завязки до развязки. Он конкретизирует вступление, отвечает на вопросы, содержащиеся во вступлении, и анализирует факты. Он раскрывает проблему в подробностях.

· концовка - это конец газетного текста. Она выполняет две функции: подытоживает текст, обобщая все скапанное и выделяя главную мысль или ставит открытый вопрос, обращенный к читателям, властям, нацеленный на то, чтобы возбудить их реакцию.

Строение газетных текстов требует четкой структурной организации. В отдельных жанрах (например, в очерке) газетного текста материал выстраивается средствами ассоциативной композиции: с помощью различных планов повествования, эпизодов, авторских ремарок и т.п.

В информационных и аналитических жанрах, где основными функциональными целями публикаций являются или сообщение, или анализ, жесткое структурирование материала - творческая необходимость. Читатели быстрее и глубже воспринимают те материалы, которые имеют четкую структурную организацию, позволяющую ориентироваться в пространстве текста и дающую незатрудненную возможность вернуться к уже прочитанному.

В газетных текстах информационного жанра, где главной задачей автора является сообщение, текст обычно строится по схеме так называемой «перевернутой пирамиды» или по «винтовому строению».

В газетных текстах аналитических жанров, где автор пытается найти ответы на неразрешенные социальные, экономические, политические и иные вопросы, повествование строится по схеме «тезис (начало) -- аргументы (основная часть) - вывод (концовка)». Иногда в основной части текста присутствуют антитезисы и контраргументы.

В газетных текстах художественно-публицистических жанров, которые имеют сложную и многогранную природу, придерживаются одновременно и законам художественной литературы, и законам публицистики и науки. Существует 3 типа строения газетных текстов художественно-публицистических жанров:

1) хроникально-последовательное строение;

2) строение, основанное на логике причинно-следственных связей;

3) эллиптическое строение;

Приемы построения газетного текста - это такие способы построения текста, которые организуют его смысловую структуру, а также усиливают экспрессивность текста, повышают эффективность его воздействия на читателя за счет яркой формы подачи материала. В практике журналистики существуют следующие приемы построения газетного текста:

1) хроникально-последовательное повествование;

2) отступление от хронологического, последовательного, изложения фактов. У этого приема еще два варианта: протекция и ретроспекция;

3) повтор;

4) усиление;

5) контраст.

Богатство и разнообразие приемов построения газетного текста и их сочетаний поистине неисчерпаемо. Каждая эпоха рождает новые явления, идеи, образы, которые, в свою очередь, требуют новых форм воплощения. Поэтому поиск новых приемов и их сочетаний - одна из никогда не стареющих задач творческого процесса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: