Государственно-правовая теория жизни Аристотеля




Государство – продукт естественного развития (семья- селения- государство)

Патриархальная теория

- Это органическое целое, объединение свободных людей с равными правами и обязанностями

- Цель его – благо всех граждан

- Рабство – естественное явление, вызванное экономическими причинами.

Ликей в Афинах

- 158 политий (описаний государственного строя полисов)

- Афинская полития

- Человек как «политическое животное»

- в полисе должно действовать право, а не воля отдельных личностей (естественное и условное)

- законное – справедливое

- арифметическое и геометрическое равенство

- право – справедливость

- государство «средних людей»

- правильные и неправильные формы государства

Идеальное государство невозможно

Делил все формы правления по числу правящих лиц на группы:

Правильные и неправильные

 

Эпикур

 

Эпикурейство и стоицизм

Главным удовольствием и ценностью считал свободу и безмятежность.

Главная цель государственной власти- обеспечение взаимной безопасности людей

Государство и закон – результат договоренности между людьми.

Законы созданы для защиты мудрецов от толпы.

Проживи незаметно

 

Зенон

Стоицизм

Стоики

Мудрость – в понимании того, что миром правит судьба, естественный закон

Свобода как осознание рока, необходимости

Главная ценность – спокойствие, равновесие души

Естественное равенство всех людей (космополис, единое мировое государство

Полисное законодательство стоит ниже всеобщего естественного закона

Благо государства выше чем благо отдельного человека

Критика семьи, судов, храмов, торговли, денег, рабства

 

Полибий

 

Цикличность форм государственного устройства

Идеальное государство – Рим, с его смешанным государственным устройством

Res publica республика – соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов

 

Рабство справедливо, потому что обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы.

Право неотъемлемый признак государства, его определяющее начало. Оно имеет также естественное происхождение из божественного принципа справедливости

Естественное право

Истинный закон – разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая

Позитивное, человеческое право

Частно, публичное

Формы государственного устройства по Цицерону:

- царская власть

- власть оптиматов (аристократия)

- народная власть (демократия)

Политический идеал – аристократическая сенатская республика

 

Сенека

Письма к Луцилию

Мудрость - в понимании того, что миром правит рок, и нужно ему следовать

Истинная свобода – в безмятежном спокойствии перед судьбой

Естественное равенство всех людей

Долг перед обществом не менее важен, чем долг перед самим собой

Взаимные благодеяния объединяют людей в большую республику

Ответственность власти, правитель раб своих подданых.

Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства. Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин.

 

Марк Аврелий

Письма «К самому себе»

Хотя и признавал отсутствие у человека свободы поступков, считал «гражданственность, общеполезную деятельность одной из главных ценностей.

 

Эпиктет

Чего не желаешь себе, не желай и другим. Тебе не нравится быть рабом – не обращай и других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг рабов, ты прежде всего сам раб, - как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство.

 

Гней Флавий

Сабинианцы (консервативная школа)

Прокулианцы (прогрессивная школа)

 

Папиниан, Павел, Гай, Ульпиан, Модестин

«Дигесты» Юстиниана

Ценностный подход к праву

Цельс: право – искусство добра и справедливости

Ульпиан: во всех делах справедливость имеет предпочтение перед строгим пониманием права, против буквализма и формализма

Павел: Посредством норм передается краткое содержание дела …и если оно неточно, то теряет свою полезность

Ульпиан: публичное право относится к положению государства, частное же – к пользе отдельных лиц

 

Иоанн Богослов откровения, евангелия, послания

Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в царствие божие из евангелия от Матфея

 

Аврелий Августин

Учение августина о государстве и обществе

«О граде Божьем»

История – борьба града земного и града божьего

Греховность всех социальных институтов государство- последствие первородного греха

Влияние христианской церкви на государство

Предопределение человеческой судьбы

 

Центральная проблема политических и правовых учений рассматриваемого периода – это вопрос о том, какая власть должна иметь приоритет: духовная или светская

Византийская политическая теория

Император Константин Богрянородный

«Об управлении империей»

 

Плетон

Цезерапапизм –

Эклога

Никто из тех, кто сейчас обладает знанием законов, не смеет присоединить к ним комментарии

Кодекс Юстиниана

Нормы классифицированы не по формальному принципу, а в соответствии с важнейшими вехами человеческой жизни, начиная со вступления в брак

 

Константин Арменопул

«Шестикнижие», «Ручная книга законов»

Классическая классификация гражданского права: общие положения, имущественное право, обязательственное право, семейное право, наследственное право

Папа Гервасий Бернард Клервоский

«Учение о двух мечах»

Оба меча, как духовный так и светский, принадлежат церкви, н последний изымается из ножен светской властью на защиту церкви, первый же самой церковью, один из них вверен священнику, другой воину, но действует по знаку священника и по приказанию императора

Могущество светской власти основано на подчинении церкви

 

Иоанн Солсберийский

«Поликратик»

Власть обусловлена греховностью общества и необходима для поддержания порядка

Власть исходит от бога

Государь должен быть избран Богом

Общество как живой организм церковь – душа, правитель – голова, парламент – сердце, судьи – глаза и уши

 

Основные идеи средневековых ересей

Дуализм обра и зла

Отрицание авторитета официальной церкви и светских властей

Стремление создать собственную церковь и политическую организацию

 

Фома Аквинский

Политико-правовая доктрина

«Сумма теологии», О правлении государей

Томизм

Наилучшая форма правления – политическая монархия

Особая теория закона все законы связаны между собой, пирамиду законов объединяют общие принципы божественного разума, управляющего вселенной

 

Падуанский

Защитник мира

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: