Разделы дисциплины, виды учебной деятельности




№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
             
I Раздел I. Общие вопросы изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата   -      
I.1 Этиология, патогенез и клиника детского церебрального паралича   - -    
I.2 Клинические формы ДЦП   -      
I.3 Ранняя диагностика и прогноз ДЦП   -      
1.4. Характеристика нарушений двигательных и сенсорных функций у дошкольников при разных формах детского церебрального паралича   - -    
1.5 Характеристика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ДЦП   -      
1.6 Характеристика речевых расстройств при ДЦП.   - -    
II Раздел II 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ С НОДА.   -      
II.1 Особенности речевого изучения дошкольников с НОДА - -      
II.2 Теоретические основы коррекционной работы с дошкольниками с НОДА   - -    
II.3 Коррекционно-педагогическая и логопедическая работа с детьми, имеющими двигательные нарушения.   - - -  
II.4 Организация коррекционной помощи детям с НОДА в условиях специализированного ДОУ - --      
II.5            
  ИТОГО:   -      
  ВСЕГО:          

 


 

Отделение заочного обучения 5 лет

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
             
I Раздел I. Общие вопросы изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата   -      
I.1 Этиология, патогенез и клиника детского церебрального паралича - - -    
I.2 Клинические формы ДЦП   -      
I.3 Ранняя диагностика и прогноз ДЦП   -      
1.4. Характеристика нарушений двигательных и сенсорных функций у дошкольников при разных формах детского церебрального паралича - - -    
1.5 Характеристика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ДЦП - -      
1.6 Характеристика речевых расстройств при ДЦП. - - -    
II Раздел II 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ С НОДА.   -      
II.1 Особенности речевого изучения дошкольников с НОДА - -      
II.2 Теоретические основы коррекционной работы с дошкольниками с НОДА   - -    
II.3 Коррекционно-педагогическая и логопедическая работа с детьми, имеющими двигательные нарушения.   - -    
II.4 Организация коррекционной помощи детям с НОДА в условиях специализированного ДОУ   --      
II.5            
  ИТОГО:   -      
  КОНТРОЛЬ          
  ВСЕГО:          

 


 

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Тема План Методическое обеспечение
  Раздел I. Общие вопросы изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (48 часов)
1.1 Требования к результатам освоения раздела: ПК-1: З.1.; У.1; ПК-2: З.3; В.2 ПК-3: У. 4
1.2 Содержание раздела I.1. Этиология, патогенез и клиника детского церебрального паралича Краткая история изучения ДЦП. Первые упоминания в медицинской литературе. Появление термина ДЦП. Проблема детского церебрального паралича одна из актуальных проблем медицины, а затем и специальной педагогики в XX веке. Организация специальных лечебных и образовательных учреждений для детей с полиомиелитом. Организация помощи детям с ДЦП в России. Объект, предмет, цель и задачи в области образования дошкольников с ДЦП. Актуальность развития системы специального образования дошкольников с ДЦП. Причины роста статистических данных о заболеваемости ДЦП. I.2. Клинические формы ДЦП Особенности психофизического развития дошкольников с ДЦП. Клиническая классификация ДЦП. Степень выраженности двигательных расстройств и сформированности двигательных умений у дошкольников с ДЦП. Сопутствующие симптомы и синдромы. Структура двигательного дефекта: нарушение мышечно­го тонуса, парезы и параличи, повышение сухожильных реф­лексов, патологические позотонические рефлексы, синкинезии и насильственные движения, недоразвитие выпрями­тельных рефлексов и реакций равновесия. Сравнительная характеристика ДЦП и полиомиелита (патогенез, двигатель­ные нарушения). Педагогическая оценка движения: возможности восстанов­ления двигательной функции, функциональная приспособлен­ность к дефекту, влияние двигательного дефекта на уровень овладения различными умениями и навыками. I.3. Ранняя диагностика и прогноз ДЦП Основные направления (освоение и совершенствование программы раннего моторного развития, развитие функций руки и предметно-манипулятивной деятельности, формиро­вание зрительно-моторной координации, торможение и пре­одоление неправильных поз, положений, насильственных движений, развитие кинестетической афферентации) и сред­ства (лечебная гимнастика, физкультурные занятия, массаж, гидрокинезотерапия, ритмика) координационной работы по преодолению двигательных нарушений. Значение комплексного подхода при лечении и воспитании детей с церебраль­ным параличом. 1.4. Характеристика нарушений двигательных и сенсорных функций у дошкольников при разных формах детского церебрального паралича Становление системы дошкольного образования детей с ДЦП в нашей стране. Вклад М.В. Ипполитовой и Л.А. Даниловой в разработку проблемы. Методика специального образования детей с ДЦП, начиная с рождения, Е.Ф. Архиповой. Открытие первых дошкольных учреждений для детей с НОДА. Проект Программы воспитания и обучения детей с церебральным параличом Н.В. Симоновой. Сеть специальных учреждений для детей с НОДА: ясли-сады, санатории, школы-интернаты, реабилитационные центры. Основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП. Система поэтапной медицинской и педагогической реабилитации детей с ДЦП. Организация предметно-развивающей среды. Организация образования в условиях специального дошкольного учреждения для детей с НОДА. 1.5. Характеристика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ДЦП Цели изучения: выявление потенциальных возможностей психического развития; оценка максимально сохранных и де­фектных звеньев; определение факторов, наиболее значимых для оценки имеющихся затруднений. Методы изучения: свободное наблюдение за поведением ребенка в процессе игр, бытовых и режимных моментов; со­вместная деятельность; анализ анамнестических данных и результатов детской деятельности; беседы с родителями и пе­дагогами. Особенности организации обследования: учет характера двигательного нарушения и возможности его влияния на ак­тивность ребенка; подбор «рефлекс запрещающей позиции» и наиболее удобного положения головы и туловища; спосо­бы взаимодействия с ребенком; выбор пособий для обследо­вания.  
1.3 План лекционного курса План семинарских занятий
1.3.1 I.1. Этиология, патогенез и клиника детского церебрального паралича (2 часа). 1. Теоретические основы изучения детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. 2. История помощи лицам с нарушениями двигательных функций. 3. Определение понятия «Детский церебральный паралич». 4. Этиология ДЦП. 5. Патогенез ДЦП. Список литературы: [22], Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Клиническая характеристика ДЦП». 1.
1.3.2 I.2. Клинические формы ДЦП (2 часа). 1. Теоретические основы выделения классификаций детского церебрального паралича. 2. Двойная гемиплегия. Проявление. Характеристика. 3. Спастическая диплегия. Проявление. Характеристика. 4. Гемипаретическая форма. Проявление. Характеристика. 5. Гиперкинетическая форма. Проявление. Характеристика. 6. Атонически – астатическая форма. Проявление. Характеристика. 7. Смешанная форма. Проявление. Характеристика. 8. Педагогическая оценка состояния движения при ДЦП. 9. Медицинские аспекты восстановления двигательной функции. Список литературы: [9], [22 Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Клинические формы ДЦП» I.1. Клинические формы ДЦП (2 часа). Форма проведения:семинар. Изучаемые вопросы: 1. Двойная гемиплегия. Характеристика. Диагностика. 2. Спастическая диплегия. Характеристика. Диагностика. 3. Гемипаретическая форма. Характеристика. Диагностика. 4. Гиперкинетическая форма. Характеристика. Диагностика. 5. Атонически – астатическая форма. Характеристика. Диагностика. 6. Смешанная форма. Характеристика. Диагностика. Список литературы: [9], [22], Информационное сопровождение: 1. Структурированная таблица для заполнения
1.3.3.Ранняя диагностика и прогноз ДЦП (2 часа). 1 Характеристика неврологических нарушений в раннем возрасте. 1. Прогностические симптомы детского церебрального паралича. 2. Специфика развития рефлексов. 3. Развитие патологического двигательного стереотипа Экспертная оценка ограничения жизнедеятельности дошкольников с ДЦП. Список литературы: [1], [16],   I.2. Ранняя диагностика и прогноз ДЦП (2 часа). Форма проведения:семинар. Изучаемые вопросы: 1. Ранний резидуальный период. Характеристика. 2. Промежуточный резидуальнай период. Характеристика. 3. Поздний резидуальный период. Характеристика. Список литературы: [1], [16], [27], [28],
1.3.4 Характеристика нарушений двигательных и сенсорных функций у дошкольников при разных формах детского церебрального паралича (4 часа) 1.Роль движений в психическом развитии ребенка. 2. Значение биологических и социальных факторов для развития психических процессов ребенка с ЦП. 3. Основные проявления психоорганических синдромов. 4. Сенсорные функции и их значение в психическом развитии ребенка. 5. Особенности слухового восприятия. 6. Особенности зрительного восприятия. 7. Специфика недоразвития тактильного восприятия. 1.4.8. Характеристика ориентировочно – исследовательской деятельности. Список литературы: [9], [16], 1.
1.3.5 1.5. Характеристика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ДЦП (2 часа). 1. Причины нарушения познавательных процессов у дошкольников с ДЦП 2. Характеристика памяти, внимания, мышления, восприятия у дошкольников с ДЦП в разные возрастные периоды. 3. Сравнительный анализ формирования и развития познавательных процессов у дошкольников с ДЦП и их нормально развивающихся сверстников. 4. Особенности эмоционально – волевого развития дошкольников с ДЦП. Список литературы: [6], [7], [9], [16], [22] 1.3.Характеристика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ДЦП (4 часа). 1.Своеобразие личностного развития при ДЦП. 2. Характеристика основных видов поведенческих реакций. 3. Проявление страхов и тревожности у дошкольников с ДЦП. 4. Патологические варианты личности. 5.Значение семейного воспитания в формировании личности ребенка с ДЦП. Список литературы: [6], [13], [26]
1.3.6 1.6. Характеристика речевых расстройств при ДЦП (2 часа).. 1.Расстройства движения как ведущее нарушение в структуре сложного дефекта при ДЦП. 2.Речевые нарушения в клинике детского церебрального пара­лича и их характеристика. 3.Речевые и двигательные нарушения в клинике ДЦП, их патогенетическая общность с двигательными расстройствами. 4.Частота речевой патологии при ДЦП, разнообразие ее клинических форм. Список литературы: [6], [7], [9], [16], [22]  
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема I.1Этиология, патогенез и клиника детского церебрального паралича 1. Представить графическую или компьютерную презентацию понятия «детский церебральный паралич».   3 балла [2; 5; 9; 11; 13; 15; 16; 18; 26; 28; 35; 38;39] Тема I.2.Клинические формы ДЦП Тема I.3Ранняя диагностика и прогноз ДЦП 2. Аннотационный анализ источников по теме «Клинические особенности детского церебрального паралича» 5 баллов [2; 5; 9; 11; 13; 15; 16; 18; 26; 28; 35; 38;39]   Тема 1.4Характеристика нарушений двигательных и сенсорных функций у дошкольников при разных формах детского церебрального паралича Тема I.5Характеристика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ДЦП 3. Составить таблицу «Проявление двигательных нарушений при разных формах детского церебрального паралича».   7 баллов [2; 3; 12; 18; 19; 37; 38]   .Тема I.6Характеристика речевых расстройств при ДЦП. 4. Представить графическую или компьютерную презентацию «Связь поражений структур головного мозга с проявлениями речевых нарушений при ДЦП» 5 баллов 5. Контрольная работа по разделу. 10 баллов 1. Конспектирование статьи Л.С. Выготского «Основные проблемы дефектологии» – 3   2. Интернет – обозрение на тему «Клинические особенности детского церебрального паралича» - 3 3. Электронный пакет методических материалов на тему «Клинические особенности детского церебрального паралича» -5  
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ПК-1: З.1 закономерности психического и речевого развития детей дошкольного возраста и дошкольников с нарушениями функций ОДА ПК-2: 3.3. Сущность, структуру двигательной патологии, причины и механизмы и нарушения при организации коррекционной работы     Интернет – обозрение на тему «Клинические особенности детского церебрального паралича» - Конспект статьи Л.С. Выготского «Основные проблемы дефектологии» -Блиц - опрос «Причины пренатальных, натальных и постнатальных нарушений мозга при ДЦП». - Контрольная работа.
ПК-2 З..3 – структуру двигательной патологии, причины и механизмы и нарушения при организации коррекционной работы ПК-3 З.4–основные методы диагностического обследования   - Таблица «Проявление двигательных нарушений при разных формах детского церебрального паралича». - Участие в деловой игре. - Контрольная работа.
ПК-1 У.1 -определять первичные и вторичные проявления в структуре дефекта у детей с НОДА ПК-З У-4 заполнять различные виды документации учителя-логопеда - Таблица Проявление двигательных нарушений при разных формах детского церебрального паралича». - презентация «Связь поражений структур головного мозга с проявлениями речевых нарушений при ДЦП» - Индивидуальное собеседование, - Контрольная работа.  
ПК-2 В.2 –– навыками отбора специальных приемов воспитания и обучения детей с учетом структуры дефекта;   - Электронный пакет методических материалов на тему «Клинические особенности детского церебрального паралича» -5 - Участие в деловой игре - Контрольная работа.  
   
  Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫС ДЕТЬМИ С НОДА. (24 ч.)
2.1 Требования к результатам освоения раздела: ПК-1: В.1 ПК-2 З.2; У.2; У.3. ПК-З. В.3.
2.2 Содержание раздела II.1. Особенности речевого изучения дошкольников с НОДА. Актуальные проблемы коррекционной педагогики (развитие системы государственной помощи детям с нарушениями опор­но-двигательного аппарата). Проблема социальной адаптации, реабилитации, интегрированного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. II.2. Теоретические основы коррекционной работы с дошкольниками с НОДА Основные принципы системы коррекционно-педагогической работы: раннее начало, поэтапное развитие всех нарушенных функций, использование кинестетической стимуляции, инди­видуальный подход, систематичность, наглядность, учет веду­щего вида деятельности, комплексное медико-педагогическое воздействие. Неразрывная связь общеразвивающих и коррекционных задач в обучении детей с церебральным параличом. Индивидуальный подход в определении коррекционных задач. Их обусловленность индивидуальными особенностями разви­тия, характером ведущих трудностей и условиями воспитания и обучения. II.3. Коррекционно-педагогическая и логопедическая работа с детьми, имеющими двигательные нарушения. Современные взгляды на проблему коррекции и реабилитации детей с НОДА.Комплексная реабилитация дошкольников с НОДА. Специфика коррекционных задач, вызванных двигательной патологией. Специфика коррекционных задач, вызванных двигательной патологией, нарушениями психической деятельности, речевы­ми нарушениями, недостаточностью сенсорного развития. Определение психологической готовности к овладению раз­личными видами детской деятельности как необходимое усло­вие коррекционного воздействия. II.4. Организация коррекционной помощи детям с НОДА в условиях специализированного ДОУ Организация коррекционно-педагогической помощи: ле­чебные и дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата разного генеза (характеристи­ка задач, основных направлений работы учреждений социаль­ного обеспечения, здравоохранения, образования). Программ­но-методическая документация, регламентирующая деятель­ность специальных учреждений для детей с церебральным параличом. Значение семейного воспитания в формировании личности ребенка с ДЦП.
2.3 План лекционного курса Планы практических/семинарских занятий
2.3.1 Теоретические основы коррекционной работы с дошкольниками с НОДА Взаимосвязь общеразвивающих и коррекционных задач. 2. Специфика коррекционных задач, вызванных двигательной патологией. 3. Определение психологической готовности к овладению различными видами детской деятельности. 4. Задачи и формы психологической помощи семье Список литературы: [8], [11], [12], [25], Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Организация воспитания и обучения детей с НОДА»    
2.3.2 Коррекционно-педагогическая и логопедическая работа с детьми, имеющими двигательные нарушения. Комплексная реабилитация дошкольников с ДЦП. 2. Медицинская коррекция. 3. Специфика психологической коррекции ребенка с ДЦП. 4. Основные методы психологической коррекции. 5. Специфика психологического консультирования в работе с дошкольниками с ДЦП. 6. Коррекция нарушений речи Список литературы: [8], [11], [12], [25  
  Особенности речевого изучения дошкольников с НОДА (4 часа) Форма проведения:просмотр изучения ребенка с нарушениями НОДА на базе ДОУ. Изучаемые вопросы: 1. Значение ранней психодиагностики 2. Организация и содержание речевого обследования ребенка. 3. Порядок заполнения протоколов речевого обследования ребенка 4.Основные направления и содержание коррекционной работы по формированию двигательных и речевых функций. Список литературы: [1; 3; 4; 5; 8; 18; 24; 25] Информационное сопровождение: 6. Материалы, характеризующие особенности речевого развития детей с нормальным и нарушенным речевым развитием (от 0 до 1 года, от 1 года до 3 лет, от 3 до 7 лет). 7. Структурированная таблица «Психическое развитие детей с нормальным и нарушенным речевым развитием» для заполнения.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема II.1.Особенности речевого изучения дошкольников с НОДА 1. Составление таблицы «Направления логопедической работы при устранении ре­чевых нарушений у детей с НОДА» Тема II.2.Теоретические основы коррекционной работы с дошкольниками с НОДА 2. Интернет – обозрение на тему «Психологические основы организации коррекционной работы с дошкольниками с ДЦП» [10; 20; 21; 22;] 3 балла Тема II.3Коррекционно-педагогическая и логопедическая работа с детьми, имеющими двигательные нарушения. 3. Электронный пакет методических материалов на тему «Комплексный подход в организации коррекционной работы с дошкольниками с ДЦП» [9; 10; 20; 21; 22;] 5 баллов   Тема II.4 Организация коррекционной помощи детям с НОДА в условиях специализированного ДОУ 4. Составление конспектов фронтальных и индивидуальных занятий изучаемым вопросам 7 баллов   1. 5. Контрольная работа по разделу 10 баллов 1. заполнение структурированной таблицы «Речевое развитие детей в норме и при двигательной патологии»- 3 2. Аннотационный анализ источников по теме «Психологические основы организации коррекционной работы с дошкольниками с НОДА» - 5 3. Эссе по теме «Как я представляю оказание комплексной коррекционной помощи детям с ДЦП» - 10
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства Требования к результатам освоения раздела:  
ПК-2: З.2 Знать структуру двигательной патологии, причины и механизмы нарушения при организации коррекционной работы   - таблица «Речевое развитие детей в норме и при двигательной патологии» - Устный опрос по теме «Теоретические основы коррекционной работы с дошкольниками с НОДА». - Проверка выполнения аналитических заданий: таблица «Психическое развитие детей с нормальным и нарушенным зрением». - Контрольная работа.
  - Проверка выполнения аналитических заданий: краткие конспекты по теме «Основы клинико-психолого-педагогического изучения дошкольников с ДЦП». - Индивидуальное собеседование. - Контрольная работа.  
ПК-2: У.2; определять условия проведения логопедического обследования детей с НОДА У.3 проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения содержания коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями функций ОДА     - таблица «Направления логопедической работы при устранении ре­чевых нарушений у детей с НОДА» - пакет методических материалов на тему «Психологические основы организации коррекционной работы с дошкольниками с ДЦП» - групповое собеседование - Контрольная работа.
ПК-1: В.1 навыками анализа и выбора коррекционно-образовательных программ для детей с НОДА ПК-З. В.3. приёмами и методами изучения детей дошкольного возраста с нарушениями функций ОДА   - Аннотационный анализ источников по теме «Психологические основы организации коррекционной работы с дошкольниками с НОДА» - конспекты фронтальных и индивидуальных занятий изучаемым вопросам - Деловая игра - Контрольная работа.
               

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: