Нетварный Свет в богословии Свт. Григория Паламы и «духовные совершенства» Мейстера Экхарта




Нетварный Свет, о котором говорил Св. Григорий не тождественен «духовных образам совершенства» Мейстера Экхарта, потому что «сам сверхразумный и неприступный свет, свет небесный, необъятный, надвременный, вечный, свет сияющий нетлением» [4, cтр. 122].

Следуя св. Дионисию, этот свет «ни помыслить, ни описать, ни каким-либо образом рассмотреть невозможно». Не являясь умопостигаемой или чувственно воспринимаемой реальностью, нетварный свет превосходит тварные сущности и потому есть свет сверхсущественный. Будучи сверхразумным и сверхчувственным, он познается только в благодатном опыте. Неизреченно соединяя человека с Богом, нетварный свет и есть благодать обожения – «свет обоживающий обоживаемых» [4, там же].

Учение о нетварном свете было документально закреплено Православной Церковью в знаменитом Святогорском Томосе 1339 г., составленном св. Григорием Паламой, подписанном старцами и игуменами Св. Горы Афонской, утвержденном на Соборе 1347 г. При этом обоживающий нетварный свет был отнесен не к непознаваемой Божественной сущности (природе), а к Божественным действиям или энергиям. «Озарение, или Божественная и обoживающая благодать, есть не сущность, а энергия Бога»[5, P.G., т. 150, стлб. 1169 и 1188.], – говорит св. Григорий Палама. Как энергия Бога, нетварный свет есть личный или «ипостасный» свет, называемый св. Максимом Исповедником «ипостасным воссиянием благого Духа», в котором человек видит сияние Божественной красоты и удостаивается беседы с Богом лицом к лицу [4, стр. 124].

Заключение

Итак, если подытожить различия систем Григория Паламы и Мейстера Иоганна Экхарта, то можно выделить следующие пунктов:

1. Свт. Григорий Палама учит, что Бог и сотворенный Им мир – не тождественны между собой, а Сам Бог присутствует в мире не сущностью, но энергиями, которые, будучи естественными энергиями нетварной и вечной Божественной сущности, сами являются нетварными, а, следовательно, не принадлежащими к нашему миру. Мейстер Иоганн Экхарт учит, что Бог есть Бытие (нашего мира), а бытие нашего мира есть Бог. Таким образом, Мейстер Экхарт выступает как пантеист, что неприемлемо для афонской традиции. [6, PG. Cap. 82, – col. 1180 C.]

2. Фаворский Свет, по учению Свт. Григория – вне нас и не может воссиять в нас, исходя от Господа, покуда мы не очистимся от мирских страстей. «Духовный свет» Мейстера Экхарта – не вполне духовен, он есть естественное продолжение нашего ума, которое Экхарт мыслит исходящим от Самого Бога.

3. Сердце, по Экхарту – естественный храм Бога в теле и душе человека. По Св. Отцам и Григорию Паламе – если сердце не очистилось от страстей, то доступ в него открыт демонам, лжи и греху, но в нем никак не может поселится Божественная благодать.

4. В концепции Мейстера Экхарта полностью отсутствуют такие важнейшие для православной аскетики темы, как: тема грехопадения, духовной прелести, поврежденности человеческой природы и тема сатаны-искусителя, тема страстей, тема плоти.

5. Тема покаяния вообще отсутствует у Мейстера Иоганна Экхарта, тогда как у Свт. Григория Паламы она – центральная.

Согласно общему аскетическому учению Отцов Православной Церкви – духовный путь к Богу есть путь непрестанного совершенствования. Все дела нашей падшей природы нисколько не могут приблизить нас к Богу. Тогда как если мы показываем своей жизнью наше произволение к очищению от страстей и свое покаяние, то Бог очищает нас действием Святого Духа и дарует нам добродетели Христовы, такие как – любовь, мудрость, духовное разумение, смирение, вера, кротость, воздержание, радость, целомудрие и остальные дары, которые спасают человека подзаконного греху, ибо на имеющих эти сущностные, свойственные Господу Христу добродетели «нет закона» (Гал. 5:22-23).

Ввиду все вышеизложенного, необходимо признать различие между системами Иоганна Экхарта и святого Григория.

Список литературы

1. Брянчанинов Игнатий, святитель Кавказский и Черноморский. О прелести. Аскетические опыты, том II. СПб Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1990 г. https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/27

2. Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические. М. Изд.«Правило веры».2006г. https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/

3. Палама Григорий, святитель Фессалоникийский. Творения Три главы о молитве и чистоте сердца.М. Изд. Новоспасский монастырь1808 г. Перевод с греческого: Преподобный Паисий Величковский.

4. Палама Григорий, святитель Фессалоникийский. Творения Триады в защиту священно-безмолвствующих.М. Изд. Новоспасский монастырь1808 г. Перевод с греческого: Преподобный Паисий Величковский. https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/triady-v-zashhitu-svjashhenno-bezmolvstvujushhih/

5. Палама Григорий, святитель Фессалоникийский. Творения О Божественных энергиях и их причастии.М. Изд. Новоспасский монастырь1808 г. Перевод с греческого: Преподобный Паисий Величковский. https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/O_Bogestvennih_energijah_i_ih_prichastii/

6. Палама Григорий, святитель Фессалоникийский. Творения О Божественном и обоживающем Причастии, или о Божественной и сверхъестественной простоте. М. Изд. Новоспасский монастырь1808 г. Перевод с греческого: Преподобный Паисий Величковский. https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/o_prichastii/ (PatrologiaGraeca – том 150, главы с 64-69, колонки 1220-1344; https://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/migne/).

7. Максим Исповедник, преп. Трактат 23. Главы о сущности и природе, ипостаси и лице // Максим Исповедник, преподобный. Богословско-полемические сочинения. СПб., 2014. С. 463. М. Из-во "Мартис", 1993 г.Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. СИДОРОВА

8. Экхарт Иоганн Мейстер. Духовные рассуждения и проповеди. М.: Издательство РГГУ, 2011 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: