Для обеспечения беспрепятственной перевозки опасных грузов
в транспортной цепи, включающей любой вид транспорта, в между-народные соглашения, регламентирующие перевозку опасных грузов,
включены положения по перевозке опасных грузов в освобожденныхколичествах. Они содержатся в главе3.5ДОПОГ.
Перевозки опасных грузов в освобожденных количествах (исклю-чение составляют некоторые особо оговоренные виды ОГ) не подпа-дают под действие положений ДОПОГ, за исключением:
- требований гл. 1.3 ДОПОГ, касающихся подготовки работников;
- процедур классификации и критериев назначения группы упа-ковки, содержащихся в части 2;
- требований к упаковке, содержащихся в пунктах 4.1.1.1, 4.1.1.2, 4.1.1.4 и 4.1.1.6.
Указанные освобождения применяются только к опасным грузам, упакованным в комбинированную тару, состоящую из внутренней, промежуточной и прочной жесткой наружной тары. При этом, вну-тренняя тара должна надежно укладываться в промежуточную тару с прокладочным материалом таким образом, чтобы в нормальных ус-ловиях перевозки не происходило ее разрыва, прокола или утечки ее содержимого. Промежуточная тара должна быть способна вместить все содержимое в случае разрыва или утечки, независимо от положе-ния упаковки. В случае жидкостей промежуточная тара должна со-держать достаточное количество абсорбирующего материала для по-глощения всего содержимого внутренней тары.
Для целей применения освобождений, связанных с опасными гру-зами, упакованными в освобожденных количествах, для каждой пози-ции Перечня опасных грузов в колонке 7b указан буквенно-цифровой код, начинающийся с буквы «E». В подразделе 3.5.1.2 ДОПОГ каждо-му такому коду соответствуют максимальные предельные количества, на перевозку которых распространяются освобождения (табл. 1).
|
Освобождения, связанные с опасными грузами, упакованными
в освобожденных количествах, не применяются к опасным грузам, для которых в колонке 7b Перечня опасных грузов указан код «E0».
3.2.4. Маркировка при перевозке опасных грузов.
При предъявлении опасных грузов к перевозке должны быть при-няты определенные меры, чтобы все кто в процессе транспортировки соприкасается с опасным содержимым упаковок, были надлежащим образом предупреждены о его потенциальной опасности. Необходимо также обеспечить возможность определения содержимого упаковок и способов безопасного обращения с грузом.
Это делается путем нанесения на упаковки или неупакованные из-делия транспортной маркировки и знаков опасности13, что позволяет идентифицировать опасный груз, определить сопряженную с содер-жимым упаковок опасность, обеспечить сохранность груза при вы-полнении погрузочно-разгрузочных работ и транспортировке, а также дает возможность принять соответствующие меры защиты.
Согласно требованиям ДОПОГ (раздел 5.2.1) на каждую упаковку должна быть нанесена разборчивая и долговечная маркировка, ука-зывающая номер ООН, соответствующий содержащимся в упаковке опасным грузам, с предшествующими ему буквами «UN», которые должны иметь высоту не менее 12 мм, за исключением: упаковок вместимостью не более 30 л или максимальной массой нетто 30 кг
и баллонов вместимостью не более 60 л, (когда буквы и номер ООН должны иметь высоту не менее 6 мм); на упаковках вместимостью не более 5 л или массой нетто не более 5 кг высота указанных реквизитов должны быть соотносимого размера.
|
В случае неупакованных изделий маркировка наносится на само изделие.
Все маркировочные надписи на упаковке должны быть четко ви-димыми, разборчивыми и выдерживать воздействие любых погодных условий без снижения их качества.
На использовании знаков опасности также основаны требования по допустимости (недопустимости) совместной загрузки различных опасных грузов в транспортное средство, а также меры по разделению опасных грузов и продуктов питания, кормов для животных и пред-метов потребления.
13 Знаки опасности - легко распознаваемые стандартные символы, разработанные для предупреждения об опасных материалах или местах.
Маркировка, нанесенная на упаковки с опасными грузами, как пра-вило, не видна снаружи транспортных средств и контейнеров. Доступ
к опасному грузу также может быть ограничен. Поэтому во многих случаях одной только маркировки упаковок с опасными грузами не-достаточно. Поэтому, наряду с маркировкой упаковок, для доведения информации о свойствах перевозимого опасного груза используется маркировка транспортных средств, контейнеров и цистерн.
Учитывая, что участники дорожного движения не обучены навы-кам использования кодированной информации об опасных свойствах грузов, они могут принимать решения только на основе информации, передаваемой в графической форме. Аварийно-спасательные службы, которые первыми прибывают на место аварии, нуждаются в информа-ции, которую можно различить и истолковать на большом расстоянии. Для этого транспортные средства, контейнеры и цистерны при пере-возке опасных грузов маркируются знаками опасности.
|
Для указания на то, что перевозка груза, загруженного в транс-портное средство, осуществляется по специальным правилам, транс-портные средства, перевозящие опасные грузы, обозначаются инфор-мационными таблицами опасного груза. Таблички оранжевого цвета делают транспортные средства с такими грузами легко распознавае-мыми в транспортном потоке.
При перевозке наливных и навалочных грузов маркировка может быть прикреплена только к транспортным средствам, контейнерам или цистернам. Для обеспечения идентификации вещества, загружен-ного в них, и определения видов его опасности, на цистернах, а также транспортных средствах и контейнерах, в которых перевозится опас-ный груз навалом, указывается идентификационный номер ООН и номер опасности. Номер опасности позволяет сотрудникам аварийно-спасательных служб, хорошо обученным использованию кодирован-ной информации, быстро и с большого расстояния определить виды и степень опасности груза даже в случае возникновения пожара (по-рядок маркировки транспортных средств – см. п.3.2.4.).
3.2.5. Грузы повышенной опасности.
К грузам повышенной опасности отнесены грузы, которые могут быть использованы не по назначению, а в террористических целях, и могут привести к многочисленным людским жертвам, массовым раз-рушениям или, особенно в случае грузов класса 7, массовым социаль-но-экономическим потрясениям.
Перечень грузов повышенной опасности приведен в табл. 3.3.
Наряду с отдельными радиоактивными материалами к указанным грузам отнесены взрывчатые вещества и изделия, легко-воспламеняю-щиеся жидкости и газы, токсичные и инфекционные вещества опреде-ленных групп и категорий и др.
Для многих из них установлены пороговые значения (по количе-ству перевозимого груза) для отнесения их к грузам повышенной опасности.
В составе опасных грузов класса 7 к радиоактивным материалам повышенной опасности относятся радиоактивные материалы, у кото-рых значение активности на отдельную упаковку равно порогу без-опасности для перевозки, приведенному в ДОПОГ. Разрешительная система перевозки таких грузов в соответствии с законодательством устанавливается органами Ростехнадзора.
В соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления перевозок грузов повышенной опасности перевозчик должен получить специальное разрешение, выдаваемое органами Ространснадзора сроком на 1 год.
Копия такого документа должна быть у водителя, осуществляюще-го перевозку указанных грузов.
Таблица 3.3