Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина




СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................3

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина....4

Заключение..............................................................................................................9

Список использованной литературы..................................................................10


ВВЕДЕНИЕ

 

Имя П.Я. Гальперина известно как в нашей стране, так и за рубежом прежде всего в связи с созданной им и приобретшей всемирную известность теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий. Реально же его вклад в научно-психологическое знание значительно шире. Теория внимания и учение о языковом сознании; новый подход к классической проблеме отношения психики и мозга и оригинальное решение проблемы предмета психологии; своеобразная трактовка проблемы бессознательного и учение о соотношении обучения и умственного развития; вопросы дифференциальной диагностики интеллектуального развития с последующей индивидуализированной коррекцией и преодолевающая традиционный функционализм классификация форм и видов психической деятельности – вот далеко не полный перечень из богатейшего наследства, оставленного Петром Яковлевичем последующим поколениям ученых.

Среди психологических теорий П.Я. Гальперина концепция поэтапного формирования умственных действий занимает особое место, так как в ней содержится глубокий анализ собственно психологических свойств человеческого действия. Это своеобразный русский вариант метода последовательных приближений, почти одновременно предложенный в США Б.Скиннером. Этот метод дает очень высокую устойчивость усвоенных понятий и способов действий, их легкий перенос в измененные ситуации. Важно отметить, что эта теория не только выдержала натиск и устояла в борьбе мнений, но и превратилась из общей схемы (гипотезы, как в начале называл ее сам автор) в оригинальную, достаточно конструктивную теорию усвоения.

В данной работе ставились задачи проанализировать наиболее существенные вопросы, затрагиваемые П.Я. Гальпериным в теории поэтапного формирования умственных действий, а также осознать их роль в развитии психологической и педагогической наук.

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина

 

Поэтапное формирование умственных действий – психолого-педагогическая концепция, выдвинутая впервые П.Я. Гальпериным, речь в которой идет о закономерностях прижизненного формирования конкретных элементов психической жизни человека, к которым относят умственные (идеальные) действия, образы и понятия. Важно отметить, что эта теория П.Я. Гальперина не только выдержала натиск и устояла в борьбе мнений, но и превратилась из общей схемы (гипотезы, как в начале называл ее сам автор) в оригинальную, достаточно конструктивную теорию усвоения.

Данная концепция в широком ее понимании состоит из четырех взаимосвязанных частей:

– учения об ориентировочной деятельности как сущностной характеристике психики и предмете психологии;

– учения об эволюции человеческой психики, филогенезе, антропогенезе и онтогенезе как составных частях эволюционного процесса;

– учения о формировании умственной деятельности человека;

– учения о видах и формах психической (ориентировочной) деятельности [5, с. 18].

А в узком, собственном, смысле эта концепция является детально разработанной системой положений о механизмах и условиях сложных многоплановых изменений, которые связаны с образованием у человека новых образов, действий и понятий, что важно в современной педагогике.

Теория поэтапного формирования мыслительной деятельности была разработана в 1950-е годы, однако ее истоки восходят к более ранним взглядам Л.С. Выготского о развитии высших психических функций [3, с. 8].

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина предполагает такое построение учебной деятельности, при котором на основе внешних предметных действий, организованных по определенным правилам, формируются знания, умения, навыки [8, с. 91].

В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа действия (ООД) – система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего выполняемого действия.

П.Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа "ориентировочной", вторая – исполнительная. П.Я. Гальперин придавал особое значение ориентировочной части, считая ее "управляющей инстанцией", позднее он назовет ее "штурманской картой".

Условием формирования действий является ориентировочная основа действия (ООД) – это система ориентиров и указаний, сведений обо всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций). Чтобы безошибочно выполнять какое-либо действие, человек должен знать, что при этом произойдет и на каких аспектах происходящего будет сконцентрировано его внимание, – это позволит не выпустить желаемые изменения из-под контроля. Данные положения и составили основу рассматриваемой теории, согласно которой обучение строится в соответствии с ООД, усвоенной обучаемым [1, с. 15].

П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной проведена типология ООД по трем критериям: степень ее полноты (наличие в ней сведений обо всех компонентах действия: предмете, продукте, средствах, составе, порядке выполнения операций); мера обобщенности (широта класса объектов, к которым применимо данное действие); способ получения (каким образом субъект стал обладателем данной ООД). Соответственно, выделяются три типа ООД и три типа обучения [6, с. 10].

Виды ориентировок:

1) ООД – конкретный образец (демонстрация или описание действия без каких-либо указаний о методике его выполнения);

2) ООД содержит полные и подробные указания о правильном выполнении действия;

3) ООД обучаемый создает самостоятельно на основе полученного задания [2, с. 60].

Типы ориентировок:

1) действия методом проб и ошибок;

2) предполагается постановка задачи и разумное изучение сторон действия, прежде чем оно будет выполнено;

3) есть возможность составить и реализовать ориентировочную основу нового действия [4, с. 13].

Согласно концепции П.Я. Гальперина предметное действие и выражающая его мысль – звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное. Действие функционально связано с предметом, на который оно направлено, и включает в себя продукт (цель преобразования действия и средства преобразования). Это исполнительская часть формирующего действия [7, с. 9].

П.Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий:

1) формирование мотивационной основы действия;

2) составление схемы ориентировочной основы действия;

3) формирование действий в материализованной форме;

4) громкая внешняя речь, когда содержание ООД отражается в речи;

5) формирование действия во "внешней речи про себя";

6) формирование действия во внутренней речи (рис. 1).

Итак, цикл усвоения действия состоит из ряда этапов (базисом цикла является формирование мотивационной основы – привлечение внимания, пробуждение интереса, результат – желание получить знание).

1-й этап. Предварительное ознакомление с действием (по инструкции, описанию, визуально). В результате в сознании формируется ООД, т. е. система указаний, как выполнить разучиваемое действие.

 

 

Рис. 1. Этапы формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину [8, с. 102]

 

2-й этап. Материальное действие. Учащиеся на тренажерах, макетах выполняют реальные действия во внешней, материальной, развернутой форме. Осуществляется контроль выполнения каждой операции. В результате после решения нескольких однотипных задач (например, подготовка ЭВМ к работе) обращение к ООД отпадает.

3-й этап. Внешнеречевой. Обучаемый проговаривает вслух действия, которые осваиваются. В результате происходит обобщение, сокращение и автоматизация действия.

4-й этап. Внутренней речи. Действие проговаривается «про себя». В результате обобщение действия и его свертывание происходят наиболее интенсивно.

5-й этап. Усвоенное действие. Выполняется автоматически, мысленно не контролируя правильность его выполнения. В результате действие переходит во внутренний план и не требует внешней опоры [5, с. 19].

Сильные стороны теории:

1) сокращается время формирования навыков и умений за счет показа образцового выполнения действия;

2) достигается высокая автоматизация выполняемых действий в связи с их алгоритмизацией;

3) обеспечивается доступный контроль качества выполнения как действия в целом, так и его определенных операций;

4) возможна оперативная коррекция методик обучения с целью их оптимизации [2, с. 62].

Слабые стороны теории:

1) существенно ограничены возможности усвоения теоретических знаний;

2) сложна разработка методического обеспечения (полно) алгоритма операций);

3) у обучающихся формируются стереотипные мыслительные и моторные действия в ущерб развитию творческого потенциала [4, с. 14].

Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок [7, с. 11].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в теории П.Я. Гальперина отражены закономерности усвоения понятий в процессе обучения. Основные положения этой теории:

1) любое понятие есть умственное ориентировочное действие;

2) любое действие усваивается в ходе интериоризации, когда оно сначала выполняется во внешнем, предметном плане, а затем с помощью символических средств интериоризуется.

3) в ходе интериоризации, на пути от внешнего во внутреннее, возможно выделить ряд закономерных этапов;

4) знание этих этапов позволит эффективно управлять процессом усвоения СКО.

В данной теории есть свои плюсы и минусы применительно к психолого-педагогической практике. Среди сильных сторон – хорошие возможности для коррекционной работы, это своеобразный русский вариант метода последовательных приближений. Этот метод дает очень высокую устойчивость усвоенных понятий и способов действий. Среди относительно слабых – отсутствие индивидуального подхода, абсолютное преобладание парадигмы формирования учащегося, игнорирование его как субъекта.

Использование метода формирования умственных действий позволяет "выравнивать" успеваемость, добиться устойчиво успешного решения разными детьми определенного класса задач. Этот метод применяется в программах обучения, разработанных для средней школы Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. Значение теории П.Я. Гальперина состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства – ориентировочной основы. Таким образом, данная теория предельно материалистически фиксирует один путь возникновения понятий как важнейших элементов психического – из внешнего, материального – во внутрипсихическое, идеальное.

Список использованной литературы

Основная литература

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 1999. – 423 с.

2. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Университет, 2000. – 336 с.

3. Гальперин, П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий / Подг. к печати М.А. Степановой // Вестник Моск. ун-та. – Сер. 14. – Психология. – 1998. – № 2. – С. 3-8.

 

Дополнительная литература

 

4. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. – № 1. – 2016. – С. 12-14.

5. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2013. – 624 c.

6. Соколков, Е.А. Психология познания. Методология и методика преподавания / Е.А. Соколков. – М.: Логос, 2007. – 244 c.

7. Талызина, Н.Ф. Новые подходы к психодиагностике интеллекта / Н.Ф. Талызина // Вестник Моск. ун-та. – Сер.14. – Психология. – 1998. – № 2. – С. 8-13.

8. Талызина, Н.Ф., Яковлев, Ю.В. Особенности формирования начальных шахматных умений при разных типах ориентировочной деятельности / Н.Ф. Талызина, Ю.В. Яковлев // Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. – М. – 1968. – С. 81-123.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: