ТЕМА 11а. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть такие виды труда, где оно из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Иначе говоря, общение уже выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно функциональным и профессионально значимым является общение в педагогической деятельности. Оно выступает как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную “нагрузку”, поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.
Педагогика – одна из сфер повышенной речевой ответственности, где важность речевого поведения преподавателя, последствия его умения (неумения) владеть словом, трудно переоценить. Недаром Макаренко писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно».
Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и обучающимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Основная цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога обучающимся, так и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление (т.е. возникновение новых свойств и качеств) индивидуальности как обучающихся, так и педагогов. |
Направленность педагогического общения
Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности.
Педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью:
1) на само учебное взаимодействие;
2) на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития);
3) на предмет освоения (усвоения).
Педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия людей, описываемого схемой «человек – человек». Среди основных характеристик этой группы профессий выделяются следующие:
1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;
2) умение слушать и выслушивать;
3) широкий кругозор;
4) речевая (коммуникативная) культура;
5) «Душеведческая направленность ума», наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту;
6) проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше;
7) способность сопереживать;
8) наблюдательность и др.
К. ЮНГ. В преподавательской профессии среди представителей разных темпераментов первое предпочтение отдается холерикам – около 60%; второе - сангвиникам – около 20%, третье – флегматикам и меланхоликам – 20%. Именно холерики наиболее динамичны, экстравертны, но в то же время рациональны. Рациональность, понимаемая как систематичность и склонность к порядку, должна преобладать, но не захватывать все 100% учебного времени. Принципиально, чтобы были иррациональные «отдушины». Такие отдушины лучше реализует сангвиник. Учитель – профессия экстравертов, но и интроверты нужны для эффективной учебной и педагогической деятельности. Интроверт лучше работает с малыми группами (до 8 человек), а экстраверт – с большими. Положительная сторона преподавателей-интровертов проявляется в том, что они гораздо более терпеливы, выдержаны и осторожны в своих мнениях. Золотое правило соционики: подобный обучает, а противоположный воспитывает. Поэтому лучше всего информация усваивается от преподавателя, имеющего тождественный обучающемуся тип интеллекта. Но подобный не демонстрирует альтернативных моделей поведения, а значит, не порождает противоречий, которые ведут к изменению. Эту задачу автоматически решает преподаватель с противоположным студенту типом интеллекта. Но ученику очень трудно его понять, поскольку его мышление протекает в совершенно иных категориях. |
Коммуникативные умения педагога
Исходя из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной) можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога:
1. Умения межличностной коммуникации включают в себя:
· умение передавать учебную информацию;
· умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;
· умение организовывать и поддерживать педагогический диалог;
· умение активно слушать обучающихся.
2. Среди перцептивных умений важное значение имеют:
· умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты обучающихся;
· умение понимать эмоциональное состояние обучающегося и др.
3. Интерактивные умения:
· умение ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия;
· умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;