I. Целевой раздел рабочей программы




Содержание

 

1.Пояснительная записка

1.1.Цели и задачи

1.2.Принципы и подходы к формированию программы

1.3.Возрастные особенности детей 1,6-3 лет с нарушением слуха

1.4 Характеристика детей первой младшей группы

1.5. Целевые ориентиры

 

II. Содержательный раздел рабочей программы

2.1. Содержание образовательной работы с детьми с ОВЗ (глухих и слабослышащих)

2.2. Система педагогической диагностики (мониторинга)

Достижения детьми планируемых результатов освоения Образовательной программы

дошкольного образования адаптированной для детей с ОВЗ (глухих и слабослышащих)

2.3. Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников, посещающих ГБДОУ детский сад №6

2.4. Взаимосвязь в работе с воспитателями группы

 

III. Организационный раздел рабочей программы

3.1. Циклограмма рабочего времени учителя-дефектолога

3.2 Структура реализации образовательной деятельности

3.3. Максимально допустимая образовательная нагрузка воспитанников группы

3.4. Подгрупповые занятия с учителем – дефектологом по Формированию элементарных математических представлений, Развитию речи, Развитию слухового восприятия и обучению произношения (см. приложение)

3.5. Индивидуальные занятия с учителем – дефектологом по Развитию слухового восприятия и обучению произношения

3.6. Создание предметно-развивающей среды

3.7. Обогащение предметно-развивающей среды

3.8. Перечень нормативных и нормативно-методических документов

3.9. Методическое обеспечение образовательной деятельности

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

1.Пояснительная записка.

Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития детей с ОВЗ (глухих и слабослышащих на основе изучения их возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их слышащим сверстникам. В программе представлены организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с учетом уровня психического развития ребенка с ОВЗ (глухих и слабослышащих) структуры дефекта, индивидуальных особенностей. Здесь также нашли отражение основные виды детской деятельности и развивающие факторы, заложенные в каждом из них.

В программе раскрыта последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование разных форм словесной речи (устной, письменной, при необходимости дактильной) в зависимости от этапа обучения. Важным условием организации коррекционно-воспитательной работы в дошкольном учреждении является применение звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования на всех занятиях и в режимные моменты, широкое использование и развитие остаточного слуха.

В основе создания программы был использован опыт индивидуальной работы с детьми с нарушениями слуха, основанный на современных коррекционно-развивающих программах образования Министерства образования РФ, научно- методических рекомендациях детей дошкольного возраста с нарушением слуха в частности Г.Н. Пенин, О.А. Красильникова Программа образования детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Методические рекомендации СПБ.,2015.

Предлагаемая программа – итог опыта работы с детьми с ОВЗ (глухих, слабослышащих) раннего дошкольного возраста учителя – дефектолога дошкольного образовательного учреждения.

Анализ организационной и содержательной сторон деятельности учителя-дефектолога выявляет, что она в определенной степени синтезирует элементы работы учителя-дефектолога дошкольной группы для детей с ОВЗ (глухих, слабослышащих), имеет при этом определенную специфику работы. Занятия при чёткой организации обладают высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств.

Данная модель организации органично вписывается в систему ДОУ. Согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», САНПИН 2.4.1.3049-13 от 15. 05. 2013г., учтены требования к организации режима дня и учебных занятий. Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиНами. В соответствии СанПиНами продолжительность занятий 1,6-3 года жизни 10 минут.

1.1 Цели и задачи программы.

Цель: реализация содержания адаптированной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ (глухих и слабослышащих) в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение следующих задач:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей детей с ОВЗ (глухих и слабослышащих);

- обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

- создания благоприятных условий развития детей с ОВЗ (глухих и слабослышащих) в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирования общей культуры личности детей с ОВЗ (глухих и слабослышащих), развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей с ОВЗ (глухих и слабослышащих);

- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с ОВЗ (глухих и слабослышащих);

- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ (глухих и слабослышащих);

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- развитие фонематического восприятия;

- расширение и активизация словаря;

- воспитание связной, грамматически правильно оформленной речи;

- формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление взаимодействия в работе с родителями воспитанников и

сотрудниками ГБДОУ детский сад № 6.

 

1.2 Принципы и подходы к формированию рабочей программы.

Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОВЗ (глухих и слабослышащих), то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает особенности развития детей с ОВЗ и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:

- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка с ОВЗ;

- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

- принципы интеграции усилий специалистов ГБДОУ детский сад № 6,

- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований,

- методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

- принцип постепенности подачи учебного материала;

- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях. 

Вышеперечисленные принципы предусматривают:

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов;

- предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.

1.3. Возрастные особенности детей раннего возраста.

Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.

В зависимости от степени потери слуха принято различать две категории: глухоту и тугоухость (слабослышание). Любая степень нарушения слуха, лишая кору полноценных слуховых раздражителей, задерживает и искажает развитие речевой функции.

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным периодом в развитии ребенка. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.

Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддается коррекции в поздние периоды. Поэтому так важно правильно и грамотно организовать работу с детьми с нарушением слуха. В раннем возрасте контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий максимально полноценного развития всех сторон психики ребенка.

На втором году жизни происходит бурное развитие речи, в результате к 1 году 6 мес. или к 2 годам (разные дети в разные сроки) ребенок овладевает простой фразовой речью. Ребенок, глухой от рождения, обычно имеет остатки слуха в диапазоне низких и средних звуковых частот. Это дает ему возможность слышать только громкие низкие звуки. В этой громкой речи он может различить только отдельные гласные звуки и некоторые слоги, отчетливо произносимые. Психо – физическое развитие глухого ребенка, его восприятие окружающего оказывается более бедным, чем у слышащего ребенка. Это происходит из – за обеднения и его зрительного восприятия, поскольку оно не привлекается звучащими предметами, и он не смотрит на них, т.е. не воспринимает их зрительно. В этот период очень многое зависит от окружения ребенка. Если его окружают слышащие люди, то они способны устанавливать эмоциональную связь, активно выражать радость не только обращенной к ребенку речью, которую он почти не слышит, но и благожелательной мимикой лица, ласковыми жестами, приветливыми движениями рук, тела. В это же время и ребенок, также радостно реагирует на их проявления движениями тела, улыбкой, издаваемыми звуками. Очень важно сформировать умение общаться с глухим ребенком. Глухие дети обычно гулят в те же сроки, как и слышащие, но постепенно замолкают, и лепет у них не возникает, если взрослые специально его не вызывают.

Дети второго года жизни с нарушением слуха отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. Если глухой ребенок не имеет дополнительных органических повреждений, он начинает ходить в конце первого года жизни или в начале второго (в 10—14 мес.). Такие дети постепенно овладевают пространством комнат, их положением относительно друг друга, по-новому знакомятся с предметами. Ребенок пользуется указательными жестами, обращенными к взрослому, если хочет лучше разглядеть новый предмет; использует жесты, обрисовывающие предметы, и жесты, имитирующие наиболее для него важные действия. Если родители имеют сами нарушение слуха, то они пользуются жестовой речью в общении с ребенком. Тем самым он узнает многие жестовые обозначения отдельных предметов, действий, признаков предметов, некоторых явлений природы, взаимоотношений между людьми. Психическое развитие глухого ребенка второго года жизни во многом зависит от того, как строится его жизнедеятельность, как он овладевает умениями самообслуживания (одевание, еда, туалет, умывание и т.п.), какие возможности ему предоставляют взрослые для действия с различными предметами, с игрушками. Чем более самостоятелен ребенок, чем большим количеством бытовых действий он овладевает, чем более разнообразна и содержательны его занятия с игрушками, тем лучше он развивается и физически и психически. На втором году очень важно, чтобы ребенок занимало конструктивной деятельностью (создавал различные постройки из различных материалов) и рисованием.

Глухие дети очень отличается от слышащих по развитию речи. Глухой ребенок, если воспитывается в среде слышащих, обычно пользуется в общении естественными жестами, произносит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Только в тех случаях, когда с глухим ребенком с самого раннего детства проводится всесторонняя педагогическая работа специалистами -сурдопедагогами, которая предполагает развитие остатков слуха у ребенка, грамотное использование подходящего слухового аппарата и другой звукоусиливающейей аппаратуры, формирование комплексного — слухового, зрительного, тактильно-вибрационного — восприятия устной речи и вызывание его собственной речи с помощью системы специальных средств, глухой ребенок к двум годам может овладеть отдельными звукоподражаниями для общения и обозначения предметов и явлений ближайшего окружения (но со значительными неточностями в произношении слов, с ошибками в их звуковом составе).

Глухой ребенок, находящийся в среде глухих, к двум годам способен овладевает некоторыми жестами, позволяющей общаться с ним его родителям или другим людям. С помощью жестовой речи он может выразить свои потребности и желания, возникающие у него затруднения, просьбу к другому человеку о каком-либо предмете, свое отношение к той или иной ситуации. Говоря другими словами, жестовая речь у глухого ребенка выполняет роль средства и способа социального общения, что на данном этапе жизни способствует его всестороннему психическому развитию.

Чем богаче и разнообразнее будут действия взрослых с вещами, тем содержательнее будут и ответные или самостоятельные действия ребенка, тем больше будет развиваться не только его моторика, но и процессы познания, предметно-практическая деятельность в целом. При взаимодействии взрослых со слышащим ребенком они обязательно общаются с ним, называют предметы и различные движения, оценивают действия ребенка. При правильном воспитании глухого ребенка взрослые тоже произносят отдельные слова или слоги близко к уху ребенка, привлекают внимание ребенка к предмету, по нескольку раз показывают простые действия с предметами и добиваются того, чтобы ребенок им подражал.

У детей раннего возраста со слуховой депривацией снижены адаптивные возможности. Поступив в дошкольное учреждение, они чаще болеют. Требуется специальная система мер со стороны родителей, медицинских работников, педагогов, психологов для создания необходимых условий, облегчающих процесс адаптации в условиях учреждения.

Одним из главных условий развития ребенка с нарушенным слухом в раннем возрасте является слухопротезирование, которое дает преимущества использования правильно подобранных слуховых аппаратов: возможность воспринимать звуки окружающего мира очень необходима для познания свойств предметов и явлений; для регуляции поведения ребенка. Особое значение раннее протезирование имеет для развития слухо-зрительного восприятия речи, эффективность которого значительно выше, чем просто зрительного; возможности развития слухового восприятия, контроля за своей речью.

Занятия с ребенком раннего возраста обязательно должны включать упражнения по развитию движений, действия с предметами и игрушками, игры и упражнения по развитию восприятия (зрительного, тактильно - двигательного), вибрационной чувствительности, ознакомление с окружающими предметами. Более систематическая работа начинается на втором году жизни ребенка. Его учат различать лепетные и полные слова, обозначающие знакомые предметы. Малыша учат слушать с аппаратом и без него. Работа по развитию слухового восприятия тесно связана с развитием дыхания и с произносительной стороной речи: малыша побуждают повторять услышанные слова. Постепенно увеличивается число слов и фраз, предъявляемых на слух. Параллельно дети знакомятся с музыкальными игрушками, учатся различать их звучание.

Дети второго – третьего года жизни с нарушением слуха отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность множества компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно - перцептивная деятельность. Такие дети не имеют всестороннего навыка обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств. Однако, дети раннего возраста активно вступают в сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач. Такие дети не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. Способность ребенка активно использовать речь в крайней степени снижена. У детей с нарушением слуха манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания - многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях. Важным показателем является коммуникативная активность ребенка, его возможности сотрудничества со взрослым. В этот возрастной период в норме происходит усвоение лексического значения слов, простейших действий. У ребенка с нарушением слуха явно прогрессирует недоразвитие речи, при этом несформированной оказывается не только активная речь, но и понимание обращенной к ребенку речи. Вследствие этого значительно возрастает формирование жестовой речи, сопровождаемой мимикой и проявлением эмоций.

Важный показателем развития детей второго – третьего года жизни является коммуникативная активность ребенка, его возможности сотрудничества со взрослым. В этот возрастной период в норме происходит усвоение лексического значения слов, простейших действий. У ребенка с нарушением слуха явно прогрессирует недоразвитие речи, при этом несформированной оказывается не только активная речь, но и понимание обращенной к ребенку речи. Вследствие этого значительно возрастает формирование жестовой речи, сопровождаемой мимикой и проявлением эмоций.

Все это дает основание считать, что чрезвычайно важно начинать коррекционно – педагогическую работу с детьми раннего возраста как можно раньше.

 

1.4. Характеристика детей 1 младшей группы.

Общее количество детей в группе – 7 человек. Два ребенка - второго года жизни. В группе - 5 мальчик и 2-девочки. Все 7 детей – инвалиды детства по слуху. 6 детей группы, имеют родителей с нарушениями слуха. У 3 детей группы есть сестры и братья. 1 ребенок из многодетной семьи. 3ребенка слухопротезированы бинаурально. Один ребенок группы приучен к ношению слухового аппарата к началу учебного года. Все дети впервые стали посещать ГБДОУ детский сад № 6.

7 детей имеют двустороннюю сенсоневральную тугоухость 4 степени;

Большинство детей группы активно пользуются жестами, выражают свое состояние при помощи мимики.

 

1.5. Целевые ориентиры

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Особенности развития дошкольника (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов развития ребенка, непосредственность и непроизвольность его развития), а также система дошкольного образования делают неправомерным требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Это определяет результат освоения образовательной программы виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и ДОУ, реализующего Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (с учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации").

К целевым ориентирам детей раннего дошкольного возраста относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ОВЗ (глухих и слабослышащих):

Образовательные области/направления Требования к уровню подготовки детей раннего возраста(второго года жизни)
  -Учить детей на различных дидактических игрушках соотносить предметы по форме, величине, количеству (один - много), пространственному расположению. -Обращать внимание на предмет окружающей обстановки, имеющие ту или иную форму (круг, квадрат), показывая рукой соответствующий обрисовывающий жест. -Помогать детям составлять группы однородных предметов (множества).
Познавательное развитие -Приучать к ориентировке в реальном пространстве (находить свое место за столом, знать кровать в спальне, знакомые предметы в групповой комнате и т.п.). -Учить противопоставлять пары предметов по величине, различая из них большой и маленький. Обращать внимание детей на соотношение предметов по размеру. -Учить различать предметы по цвету (контрастные цвета).
Речевое развитие -В процессе разнообразных действий с натуральными предметами, (обыгрывания игрушек, группировки предметов, соотнесения их с картинками, перекладывания, наблюдения за предметами, действиями и т.д.) из всей сопровождающей речи взрослого выделять отдельные слова или словосочетания для специальной отработки с детьми (голосом, интонацией, акцентом на этих речевых единицах). -Многократно проговаривать отрабатываемые слова (словосочетания), сохраняя у детей интерес к самим предметным действиям. - Побуждать детей к приближенному произнесению изучаемых слов сопряженно и отраженно (голосовые реакции, артикулирование беззвучное и озвученное, проговаривание гласных, слогов, контура слова и т.п.) при выполнении действий по подражанию. - Учить детей подкладывать таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение), - Учить показывать предмет или его изображение по устному называнию, подкрепленному соответствующей табличкой (в дидактических играх, естественных и специально созданных ситуациях общения). - Слухо - зрительно воспринимать отрабатываемые на занятиях речевые средства общения.
Коррекционная работа - Использовать в самостоятельной речи следующий минимум слов (с учетом индивидуальных слуховых возможностей детей): Полные: мама, папа, тетя, имя ребенка, дом, мяч, привет, пока,на, дай, тут, там; лепетные: ляля, бо-бо, а-а; звукоподражания (см. программу по развитию слухового восприятия). Слова могут произноситься детьми точно, приближенно, усеченно, в темпе, близком к естественному, слитно, с выраженным ударением; - Воспроизводить гласные звуки. Первыми речи детей могут появиться звуки: а, у, о, э. - Выполнять по подражанию разнообразные движения, точно воспроизводя их характер (темп, динамику, слитность). - Обязательный словарь понимаемой речи (на занятиях): аппарат, слушай(те), говори(те), покажи(те), барабан, бубен, гармошка, дудочка. Ты слышишь? - Обязательный словарь самостоятельной речи (на занятиях):название игрушек и предметов, предусмотренных программой для различения и опознавания на слух (звукоподражания или лепетные слова), да, нет. Примерный речевой материал для различения и опознавания на слух на фронтальных занятиях по всем разделам программы: встань(те), сядь(те), иди ко мне, имена детей группы.
Познавательное развитие -Учить детей на различных дидактических игрушках соотносить предметы по форме, величине, количеству (до3), пространственному расположению. -Обращать внимание на предмет окружающей обстановки, имеющие ту или иную форму (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), показывая рукой соответствующий обрисовывающий жест. - Помогать детям составлять группы однородных предметов (множества). - Приучать к ориентировке в реальном пространстве (находить свое место за столом, знать кровать в спальне, знакомые предметы в групповой комнате и т.п.). - Учить противопоставлять пары предметов по величине, различая из них большой и маленький. Обращать внимание детей на соотношение предметов по размеру. Учить фиксировать количество предметов на пальцах (до 3 предметов). - Демонстрировать на конкретных предметах, как из частей составлять целое (на яблоках, булочках, сушках и т.п.), как из группы однородных предметов и их частей найти один предмет и при этом показать один палец. - При выполнении различных физкультурных упражнений (для рук, ног, туловища, головы), повторяя их за педагогом, соблюдать заданное количество движений (до 3). - Учить умению фиксировать палочками, кружочками и на пальцах количество хлопков, шагов, прыжков, число звуков (до 3 – 5), сыгранных поочередно на музыкальных инструментах. - Учить детей без пересчета и поэлементарного соотнесения набирать необходимое количество предметов (ложки, карандаши, флажки) для группы из 5 человек.  
Речевое развитие     Коррекционная работа   -В процессе разнообразных действий с натуральными предметами, а затем и их изображениями (обыгрывания игрушек, группировки предметов, соотнесения их с картинками, перекладывания, наблюдения за предметами, действиями и т.д.) из всей сопровождающей речи взрослого выделять отдельные слова или словосочетания для специальной отработки с детьми (голосом, интонацией, акцентом на этих речевых единицах). Многократно проговаривать отрабатываемые слова (словосочетания, фразы), сохраняя у детей интерес к самим предметным действиям. - Побуждать детей к приближенному произнесению изучаемых слов сопряженно и отраженно (голосовые реакции, артикулирование беззвучное и озвученное, проговаривание гласных, слогов, контура слова и т.п.) при выполнении предметных действий по подражанию. - Учить детей подкладывать таблички со словами, написанными печатным шрифтом, к соответствующим предметам или картинкам с последующим их прочитыванием (глобальное чтение), - Уметь показывать предмет или его изображение по устному называнию, подкрепленному соответствующей табличкой (в дидактических играх, естественных и специально созданных ситуациях общения). - Находить объект только по устному или только по письменному его обозначению (табличке) в специальных речевых упражнениях (говори, дай табличку). - Обозначать предмет самостоятельно выбранной табличкой. - Учить называть предметы, действия (картинки, игрушки) словами, произнесенными приближенно учитывая потерю слуха. - Слухо - зрительно воспринимать отрабатываемые на занятиях речевые средства общения. - Различать на слух слова, отработанные на занятиях (с учетом индивидуальных слуховых возможностей детей). - Использовать в самостоятельной речи следующий минимум слов (с учетом индивидуальных слуховых возможностей детей): полные – мама, папа, тетя, имя ребенка, дом, мяч, вода, суп, упал, привет, пока, на, дай, вот, тут, там, да, нет; лепетные:ляля, бо-бо, а-а; звукоподражания (см. программу по развитию слухового восприятия). Слова могут произноситься детьми точно, приближенно, усеченно, в темпе, близком к естественному, слитно, с выраженным ударением; - Использовать (в зависимости от возможностей ребенка) в самостоятельной речи фразы типа: тетя, на. Ляля тут. Вот дом. Дай суп. Ав-ав нет; - Воспроизводить в составе слов и фраз не менее трех гласных и четырех согласных звуков. Усвоение звуков детьми не регламентировано. Первыми, предположительно, в их речи могут появиться звуки: а, у, э, м, п, н, т; - Выполнять по подражанию разнообразные движения, точно воспроизводя их характер (темп, динамику, слитность). -Обязательный словарь понимаемой речи (на занятиях): аппарат, наушники, надень(те) наушники, сними(те) наушники, слушай(те), говори(те), покажи(те), барабан, бубен, гармошка, дудочка, Ты слышишь? - Обязательный словарь самостоятельной речи (на занятиях): название игрушек и предметов, предусмотренных программой для различения и опознавания на слух (звукоподражания, лепетные и полные слова), да, нет. Примерный речевой материал для различения и опознавания на слух на фронтальных занятиях по всем разделам программы: встань(те), сядь(те), иди ко мне, имена детей группы (при выборе из 2 – 3).

 

II. Содержательный раздел

Основной формой работы во всех вышеперечисленных образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников.

Все коррекционно-развивающие индивидуальные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ, возможностей и способностей, и предусматривает совместную работу учителя-дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, инструктора по лечебной физкультуре, воспитателей и родителей дошкольников.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка

их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребѐнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих), создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.1. Содержание образовательной работы с детьми с ОВЗ (глухих, слабослышащих)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развитиядетей:

-сенсорное развитие;

-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной)деятельности;

-формирование элементарных математических представлений;

-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Формирование элементарных математических представлений второго

года жизни

Квартал учебного года Задачи Речевой материал Темы (математические)
1й квартал (сентябрь-ноябрь) 1.Учить детей выделять один предмет и много из группы однородных предметов по подражанию. 2.Познакомить со словами «один, много». 3.Учить сопоставлять предметы по величине в игровой ситуации 4.Учить различать шар и куб. 5.Учить детей ориентироваться в пространстве комнаты и пространственном расположении предметов (тут - там) один, много, шар, куб 1Количество и счет. 2.Величина 3.Форма 4.Ориентировка в пространстве
2й квартал (декабрь-февраль) 1.Учить детей выделять один предмет и много из группы однородных предметов по подражанию. 2.Учить практически сравнивать множества. 3. Познакомить детей со словами «большой, маленький». 4.Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве комнаты и пространственном расположении предметов: тут — там. 5.Учить различать предметы по форме «куб – шар». куб, шар большой, маленький, тут - там 1Количество и


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: