Теоретические основы проекта




ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ

СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Теоретические основы проекта 5

Практическое применение 12

Заключение 14


ВВЕДЕНИЕ

Спортивное ориентирование – это комплексный вид спорта, в котором гармонично сочетаются физическая и интеллектуальная деятельность спортсмена. Одно из важных его достоинств это доступность в любом возрасте и с любым уровнем физической подготовленности. Для любителей зимних видов есть ориентирование на лыжах, кто любит высокую скорость – ориентирование на велосипедах (велоориентирование), для людей с ограниченными способностями (инвалидов-колясочников) есть также ориентирование по тропам. Главный лозунг: ориентировнаие - и спорт для всех! Так в истории отмечен случай, когда в соревнованиях принимал участие 100-летний мужчина! И в этом году еще один 100-летний спортсмен намерен принять участие в традиционной с 1965 г шведской многодневке O-Ringen. Значит ориентированием можно заниматься до глубокой старости, но вот с какого возраста можно начинать занятия? Попробуем ответить на этот вопрос.

В нашей стране по рекомендации Министерства Спорта набор в секции спортивного ориентирования можно осуществлять лишь с детьми 8-9 лет, в то время как в другие виды спорта набор идет с 5-6 лет и даже в 4 года. И как правило, к 8-9 годам самые подвижные, способные и одаренные дети уже занимаются в секциях других видов спорта.

Официальные соревнования начинаются с 10-ой возрастной группы, где детям предлагается заданная дистанция с дополнительно промаркированной трассой. Эта необходимая мера предостережения детей от потери в лесу. Но чтобы справиться успешно с такой дистанцией вовсе не обязательно уметь ориентироваться, достаточно просто максимально быстро пробежать промаркированную трассу. Самостоятельно же ориентироваться и полностью осваивать данный вид спорта дети начинают только в 11-12 лет. Таким образом, мы теряем много лет подготовки, и если думать про перспективы и стремиться воспитывать настоящих будущих чемпионов мы должны изменить существующие подходы.

Всё это стало предпосылками для создания Проекта «Ориентирование для самых маленьких».

 

Теоретические основы проекта

Прежде всего, обучение детей такого маленького возраста требовало изменений некоторых условий самого процесса обучения.

Во-первых, бег по маркировке необходимо было полностью исключить, но безопасность участников сохранить, поэтому дистанции предлагались на небольшом, хорошо просматриваемом участке местности, прямо рядом с ареной соревнований.

Во-вторых, так как уменьшилась площадь используемой местности, карта стала не такой интересной и возникла необходимость в подготовке специальной карты, более детальной и имеющей более крупный масштаб. Для этого мне надо было освоить специальную компьютерную программу по вычерчиванию карт для спортивного ориентирования OCAD. Также изменился формат карта с привычного для взрослых А4 на удобный для детей А5. Меньший размер карты также способствовал увеличению концентрации внимания у занимающихся при взгляде на нее.

Следующим важным шагом было решение не вести хронометраж учебной дистанции и в качестве отметки на контрольном пункте использовать не электронную отметку, которая сразу выдает временной результат, а компостеры. Тренировка проводилась со свободного старта, и время, затраченное на преодоление дистанции, не фиксировалось. Что позволяло обучающимся полностью сконцентрироваться на правильном и последовательном выполнении своих действий в спокойных условиях, без спешки и суеты, из-за которых чаще всего и страдает техническая составляющая, особенно на начальном этапе обучения.

Высокие требования предъявлялись к планировке самой дистанции. Ее длина варьировалась от 500 метров до 1 километра, количество же контрольных пунктов от 7 до 11. Как правило, эти параметры зависели от сложности и насыщенности ориентирами местности предстоящей учебной тренировки и увеличивались от начала года к концу. На рисунке 1-3 представлены более простые местности, а на рисунках 4-5 более сложные.

рис.1 рис.2

рис.3

рис.4 рис.5

При планировании дистанций тщательно соблюдался педагогический принцип доступности: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. На учебных дистанциях к ранее изученным ориентирам постоянно добавлялись новые, тем самым увеличивая запас знаний условных знаков карты у обучающихся. Сама дистанция постепенно усложнялась за счет создания разнообразных конфигураций её рисунка. Использовались следующие приемы:

1) «петли», когда линии, соединяющие контрольные пункты пересекались, либо через один и тот же контрольный пункт необходимо было пройти дважды (рис.6-8);

рис.6 рис.7

рис.8

2) «бабочка» – конфигурация дистанции напоминала крылья бабочки, а центральный контрольный пункт – ее тельце (рис.9);

рис.9

3) «ромашка – несколько коротких дистанций начинались и заканчивались в одном месте, образуя лепестки ромашки. Как правило, на каждой дистанции контрольные пункты устанавливались либо на одном и том же ориентире (рис.10), либо на ориентирах одной группы (рис.11), что позволяло участникам быстрее выучивать условные знаки и сразу же закреплять, полученные знания.

рис.10

рис.11

 

Если же местность для тренировки не имела интересного ландшафта и была слишком проста, в дистанцию добавлялась зона с построенными искусственными преградами или небольшой лабиринт (рис.12-14).

 

рис.12 рис.13

 

рис.14

 

И наоборот, на слишком сложной местности, непригодной для занятий с детьми на начальном этапе обучения, создавались только искусственные преграды: строились специальные лабиринты (рис.15-17), которые помогали освоить такие технические приемы спортивного ориентирования как «движение вдоль линейных ориентиров», «поворот карты», «работа большого пальца».

рис.15

Немаловажной составляющей для дополнительной мотивации к занятиям детей любого возраста, а особенно младшего, является система поощрения и вознаграждения за выполненную работу. Такая система была разработана и для участников проекта. После каждой пройденной учебно-тренировочной дистанции участника ждал небольшой приз.

 

Практическое применение

После продолжительной трехмесячной подготовки, наконец в марте 2016 года в городе Минске стартовал проект "Ориентирование для самых маленьких", цель которого подготовить детей в возрасте от 5 до 8 лет к самостоятельному ориентированию в 10-ой группе.

Каким образом? На небольшом, хорошо просматриваемом участке местности готовилась дистанция, оборудованная стандартными призмами и компостерами с кодом. Участнику на старте выдавалась подробная, нарисованная в крупном масштабе карта со специально отведенными клетками для отметки. Дистанции по своей сложности соответствовали данному возрасту и начальному этапу обучения. Ребенок проходил дистанцию самостоятельно или с родителями в соответствии со своим уровнем подготовленности и приобретенных знаний, умений и навыков. Старт был свободный, время, затраченное на преодоление дистанции. не фиксировалось. На финише для каждого участника ждал приз, представляющий собой наклейку-кусочек из пазла. Собрав все кусочки пазла, можно было склеить целую карту, для чего, соответственно, необходимо было посетить все или как можно большее количество тренировок.

На каждого участника проекта заводилась специальная карточка, куда ребенок также постепенно вклеивал наклейки с условными обозначениями карты, которые он узнавал, потом повторял и выучивал – своего рода наглядное учебное пособие.

Проект существовал два года и состоял из серий тренировок: весенняя серия была организована на некоторых турах "Зеленого стадиона", летняя серия - на стартах «Silwan Liuks Park Races» и осенняя - на " Осенней призме".

В конце каждого года, по окончанию проекта “Ориентирование для самых маленьких” подводились его итоги и проводилось награждение участников призами спонсоров.

 

Статистические данные по проекту за два года

Год Количество тренировок Участвовало детей Максимальное количество участников на одной тренировке Минимальное количество участников на одной тренировке Среднее количество участников на одной тренировке Всего детей
             
             

 

Итоги проекта

За это время тренировок все участники усвоили минимальный набор условных знаков, научились ориентировать карту по линейным ориентирам местности и крупным объектам, научились точно определять свое местоположение на карте. Большинство может справиться с аналогичными дистанциями самостоятельно, а некоторые дети к концу года успешно проходили дистанции 10-ой возрастной группы без маркировки. Около 10 детей продолжают заниматься в секциях по спортивному ориентированию по месту жительства.

Заключение

Проект "Ориентирование для самых маленьких» – уникальная возможность приобщить своих детей к регулярным и увлекательным занятиям спортивным ориентированием!

На его примере мы видим, что начинать заниматься ориентированием можно и с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Такие занятия требуют более тщательной подготовки от педагога, дабы быть доступными для детей данного возраста, также педагог должен постоянно применять творческий подход, чтобы тренировки были интересными, разнообразными, и тогда они могут стать эффективным методом обучения спортивному ориентированию.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: