Обучение пациента измерению А/Д




Цель: обучение измерению и самоконтроль артериального давления.

Оснащение: тонометр; фонендоскоп; ручка; дневник наблюдения.

 

ЭТАПЫ ОБОСНОВАНИЕ
I. Подготовка к процедуре. 1. Подготовьте необходимое оснащение. 2. Подтвердите согласие пациента на обучение измерению АД. 3. Ознакомьте пациента с устройством тонометра (манжета, груша, манометр) и фонендоскопа. 4. Займите удобное положение (сестра сидит за столом, рука, на которой будет производиться измерение, должна лежать на столе от кисти до локтя, под локоть положить валик или небольшую подушечку).       Соблюдение прав пациента.   Достижение эффективного проведе­ния процедуры.    
II. Обучение пациента 5. Наложите манжету на правое обнаженное плечо (натянуть ее, как рукав) на 2-3 см выше локтевого сгиба, предварительно свер­нув ее трубочкой по диаметру руки; одежда не должна сдавливать плечо выше манжеты; между манжетой и плечом должен проходить толь­ко один палец.       Обеспечивается возможность надеть манжету на собственное плечо.
6. Соедините манометр с манжетой и проверьте положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы.   Проверка исправности аппарата и го­товности его к работе.
7. Нащупайте пульс плечевой артерии в области локтевой ямки и поставьте мембрану фонендоскопа на это место.   Обеспечивается возможность само­стоятельного измерения АД.
8. Вставьте фонендоскоп в уши.    
9. Возьмите в руку, на которой наложена манжета, манометр, в дру­гую – «грушу» так, чтобы I и II пальцами можно было открывать винт.   Обеспечение достоверности резуль­тата.
10. Закройте вентиль на «груше», повернув его вправо, и нагнетайте воздух в манжету после исчезновения тонов еще на 20 мм рт. Ст. Обеспечение правильного проведе­ния измерения и получение досто­верного результата.
11. Медленно откройте винт; повернуть его влево, выпускайте воз­дух со скоростью 2-4 мм рт. Ст. в 1 сек. Одновременно с помощью фонендоскопа выслушивайте тоны Короткова на плечевой артерии и следите за показателями по шкале манометра. Акцентируйте внимание пациента на том, что: появление первых звуков соот­ветствует величине систолического давления; переход ясных зву­ков в глухие – отмечают величину диастолического давления. Покажите пациенту, как регистрировать показатели измерения АД.   Обеспечение достоверности резуль­тата.
12. Убедитесь в том, что пациент понял технику измерения АД, спросив его об этом и попросите повторить полученную информацию. При необ­ходимости дайте письменную инструкцию.   Определение результата обучения.
13. Протрите мембрану фонендоскопа спиртом. Обеспечение инфекционной безопас­ности.
14. Попросите пациента практически повторить измерение АД. Осуществите контроль самостоятельных действий пациента. Дайте им оценку. Определение результата обучения.

 

Этап – оценка.

Пациент измеряет АД самостоятельно, правильно оценивает результаты измерения, знает о необходимости постоянного контроля АД и применении гипотензивных средств, назначенных врачом.

 

 

Приложение 7.

КАРТА САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ДОКЛИНИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ПО ТЕМЕ: «Обучение в сестринском деле»

 

  Раздел тем     Литература   Установочная инструкция   Вопросы для самоконтроля
Т Е О Р Е Т И Ч Е С К А Я П О Д Г О Т О В К А
  1. Понятие «сестринская педагогика».   Методическое пособие.       - Внимательно прочитайте и запомните определение понятия «обучение в сестринском деле». - Обратите внимание, в чём заключается сущность сестринской педагогики – её цель. - Ознакомьтесь с задачами сестринской педагогики.     - Дайте определение понятию «обучение в сестринском деле». - Назовите цель сестринской педагогики и её задачи.  
  2. Основы сестринской педагогики.   Методическое пособие   - Ознакомьтесь со сферами обучения и их характеристиками. - Запомните определения терминов: «метод обучения», «приём обучения», «мотив». - Ознакомьтесь с методами и приёмами обучения. - Обратите внимание, для чего необходима мотивация в обучении, и какой она должна быть. - Запомните, на какие группы делятся мотивы и как формируется устойчивая положительная мотивация к обучению.     - В каких сферах может происходить обучение пациента? Охарактеризуйте каждую из сфер обучения. - Назовите необходимые составляющие процесса обучения. - Что называют «методом обучения»? Какие методы вы знаете? Приведите примеры. - Что называют «приёмом обучения»? Какие приёмы вы знаете? - Что называют «мотивом»? Для чего необходимо мотивировать обучение и какой должна быть мотивация? - На какие группы делятся мотивы? - Какими путями формируют устойчивую положительную мотивацию?  
  3. Условия эффективности обучения.   Методическое пособие   - Ознакомьтесь с условиями эффективности обучения. - Обратите внимание, от чего зависит готовность пациента к обучению.     - При выполнении каких условиях обучение наиболее эффективно? - Что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала обучающимися? - От чего зависит готовность пациента к обучению?  
  4.Этапы процесса обучения.     Методическое пособие     - Ознакомьтесь с содержанием этапов процесса обучения. - Обратите внимание на особенности (требования) каждого этапа.     - Перечислите этапы процесса обучения, соблюдая установленную последовательность. - Как определить потребность пациента в обучении? - В чём заключается оценка исходного уровня знаний, умений пациента? - Для чего необходимо мотивировать обучение? Как сформировать устойчивую положительную мотивацию? - Как оценить способность к обучению? - Что необходимо для организации обучения? - На что следует обратить внимание при составлении индивидуального плана обучения и его реализации? - Как оценить качество и эффективность обучения?  
Тест-контроль знаний
П Р А К Т И Ч Е С К И Е З А Д А Н И Я
  1. Решение ситуационных задач   Методическое пособие     Разберите пример (задача №1.- приложение 5.) применения сестринского процесса в обучении. Используя его как образец, решите предложенные ситуационные задачи. Запишите планы обучения в тетрадь для решения задач.  
  1. Подготовка беседы для пациентов (родствен-ников)   Конспекты лекций, учебник, дополнитель-ная лит-ра   Подготовьте беседу (на 5мин.) с пациентом (родственниками), используя ранее изученные вами темы (беседа должны носить обучающую направленность, а не только изложение информации). Примерные темы бесед и обучения: · уход за пациентом в 1 периоде лихорадки (2,3). · определение и регистрация основных показателей жизнедеятельности (АД, температуры, пульса, водного баланса …); · здоровый образ жизни; · др. темы по выбору. Продумайте содержание обучения, использование наглядного материала, составьте план, запишите в тетрадь.  

 

 

ЭТАПЫПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ».

для очно-заочной формы обучения студентов

 

  Название этапа Краткое описание деятельности     Цель   Мин.
преподавателя студентов
 
  Организаци- онный момент. Приветствует студентов. Обращает внимание на внешний вид. Обращает внимание на состояние учебной комнаты. Проверяет готовность студентов к занятию. Отмечает отсутствующих.   Приветствуют преподавателя. Бригадир называют отсутствующих.   Мобилизация внимания студентов. Установка на создание рабочей обстановки.  
  Изложение темы, плана, целей занятия. Мотивация темы. Сообщает тему, план, цели практического занятия. Мотивирует учебную деятельность (кратко сообщает о значимости обучения, как эффективного средства лечебно-профилактической помощи пациентам).   Слушают преподавателя Записывают в дневник дату, тему, цели занятия. Осмысливают, ставят пред собой цели.   Раскрытие теоретической и практической значимости темы. Формирование познавательного интереса к учебной деятельности. Определение конечных результатов работы на занятии.    
  Разъяснение вопросов, возникших в ходе домашней подготовки к занятию.   Спрашивает, о возникших вопросах по теме в ходе домашней подготовки к занятию. Отвечает на вопросы. Объясняет непонятное. Задают вопросы по теме. Слушают, записывают, участвуют в обсуждении. Понимание неясных моментов темы занятия.  
  Фронтальный опрос (приложение №1). Задаёт вопросы. Оценивает ответы. Выставляет оценки в оценочный лист студентам активно участвующим в фронтальном опросе.   Отвечают на вопросы, дополняют, исправляют отвечающего.     Проверка знаний всей группы. Выявление слабых мест с целью дальнейшего их исправления.  
  Письменный опрос всей группы (приложение №3).   Раздаёт студентам карточки с заданием Следит за дисциплиной во время работы. Проверяет и оценивает выполнение заданий.   Отвечают на вопросы письменного задания. Определение уровня усвоения и понимания материала темы всей группы и каждого студента в отдельности. Проявление самостоятельности. Отработка умения излагать мысли. Развитие письменной речи.  
  Подведение итогов опроса.   Объявляет и обосновывает итоговые оценки. Указывает недостатки теоретической подготовки, предлагает способы их устранения.     Слушают, принимают к сведению. Анализ деятельности студентов при подготовке к занятию, осмысление студентами своих знаний.  
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.
  Вводный инструктаж Ставит цели и задачи предстоящей работы. Знакомит с порядком выполнения работы. Слушают, осмысливают, принимают к сведению. Задают вопросы по предстоящей работе, если они возникают. Вызвать познаватель-ный интерес к предстоящей работе. Побудить к рациональной и целенаправленной деятельности. 3-5
  Проверка выполнения заданий самостоятель-ной внеауди-торной работы (СВР) - решения клинико-ситуационных задач (приложение №6).   Самостоятель-ная работа студентов (ролевая игра). Вызывает для ответа студента. Слушает ответы на задачи. Уточняет ответы, задавая дополнительные вопросы. Просит студентов проанализировать ответ, дополнить, исправить.   Слушает, оценивает, Высказывает замечания.   Слушают отвечающего. Проверяют свой вариант ответа, исправляют ошибки. Исправляют, дополняют отвечающего. Рецензируют ответы.   Один из студентов выступает в роли медсестры, остальные - в роли пациентов (обучение групповое) или один из студентов в роли пациента или члена семьи (индивидуальное обучение). «Медсестра» организует обучение «пациентов», «члена семьи» по конкретной проблеме. Остальные слушают, анализируют работу товарищей. Определние уровня самостоятельности мышления; клинического мышления; умения анализировать, владения логикой решения проблемы; применять теоретические знания при решении практических задач.     Развитие умения применять теоретические знания в практической деятельности. Развитие профессио-нальных умений. Развитие навыков общения, устной речи.    
  Тест-контроль (приложение №4).   Раздает задания тестового контроля. Следит за дисциплиной во время выполнения задания. Проводит проверку (или организует взаимопроверку) правильности выполнения задания. Выставляет оценки в оценочный лист. Выполняют задания тест-контроля. Закрепление полученных знаний. Определение степени усвоения учебного материала.    
  Подведение итогов занятия.     Определяет степень достижения целей и задач занятия. Отмечает, все ли студенты в равной степени справились с заданием. Обращает внимание на положительные и отрицательные стороны деятельности учащихся, отмечает лучшие работы, говорит кому подтянуться. Отмечает вопросы, которые надо доработать. Выставляет и объявляет оценки.   Слушают, принимают к сведению. Участвуют в обсуждении анализа работы бригады. Бригадир заполняет журнал бригадира.   Осмысление результатов самостоятельной работы. Развитие умения анализировать и устранять свои ошибки. Воспитание самокритичности, справедливости, выдержанности.  
  Домашнее задание. Сообщает домашнее задание на следующее занятие: называет тему, вопросы, литературу, страницы учебника; даёт методические указания по выполнению домашнего задания.   Записывают домашнее задание. Организация управления самоподготовкой.  

 

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Министерство здравоохранения Челябинской области

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: