Задание 1.
Анализ - процесс установления причинно-следственных связей между деятельностью педагога и изменениями, происходящими с обучающимися и коллективом.
Взаимодействие — взаимосвязь явлений как в природе, так и в обществе, приводящая к развитию и обоюдному качественному изменению этих явлений.
Взаимодействие педагогическое - взаимосвязь субъектов в процессе совместной деятельности и общения, направленная на решение воспитательных задач и обеспечивающая развитие всех участников образовательного процесса.
Внеурочная воспитательная работа - функция педагога, связанная с организацией деятельности, в которую дети включаются по своему желанию в период времени, свободный от выполнения учебных обязанностей.
Внеурочная деятельность школьников - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участии в содержательном досуге.
Внеучебная деятельность - различные занятия учащихся, осуществляемые в свободное от учебных занятий время.
Воспитание - целенаправленный процесс сопровождения развития личности ребенка, который предполагает гуманистическое взаимодействие воспитателя и воспитанника.
Воспитательная (деятельность) работа:
· - комплекс действий педагога, направленных на сопровождение развития личности и индивидуальности воспитанников;
· - деятельность педагога по организации, корректировке, реализации процесса решения задач развития личности.
Воспитательная система класса - комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.
Воспитательный процесс - целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является взаимодействие воспитателя и воспитанника, направленное на решение задач развития личности.
Дело - общая работа, важное событие, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Дискуссия - целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. Общение в ходе дискуссии побуждает учащихся искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения.
Задача - частное выражение цели, конкретизация цели, путь достижения цели.
3адача педагогическая:
· - осмысленный педагогом результат конкретных педагогических действий, направленных на персонифицированное влияние на ребенка или воздействие на жизнедеятельность группы воспитанников.
· - осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности.
Закономерности воспитания - устойчивые, объективные, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.
Игра - форма воспитания, реализуемая в процессе воображаемой или реальной деятельности детей, организуется с целью их отдыха, обучения, развлечения.
Игра детская - вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и понимание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.
Индивидуализация - процесс выявления и развития лучших качеств личности обучающегося, развитие его индивидуальности как уникальности, неповторимости и особенного в человеке.
Индивидуальность - своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.
Индивидуальный образовательный маршрут - замысел школьника относительно его собственного продвижения в образовании. Данный проект представляет собой определение этапов, которые ребенок предполагает целенаправленно пройти сам, или совместно с педагогами, или при их поддержке, при этом используются соответствующие для ребенка образовательные технологии и средства.
Индивидуальная образовательная траектория - это реально пройденный учеником путь достижения намеченной образовательной цели.
Интеграция - это процесс и результат взаимодействия различных элементов, который приводит к возникновению чего-то нового, целостного.
Классный руководитель - организатор деятельности детей, координатор воспитательных влияний на них.
Классный воспитательный час - форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность по формированию у детей системы отношений к окружающему миру и которая реализует следующие функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.
Классный час - время, отведенное на организацию деятельности детей.
Коллектив:
· - группа людей, объединенных общественно значимой целью и совместной деятельностью по ее реализации.
· - высший уровень развития группы, отличающейся нравственной направленностью, организационным единством группы; групповой подготовленностью в сфере реализации совместной деятельности, психологическим единством. (Л. И. У майский).
Коллективное творческое дело (по И. П. Иванову) - дело, осуществляемое всеми членами коллектива, предполагающее поэтапную организацию деятельности (шесть этапов) и реализацию четырех основных идей: забота, коллективность, творчество, сотрудничество.
Комплексная форма воспитания - это совокупность объединенных в единое целое отдельных форм, приемов и методов, которые связаны концептуальным замыслом, планом, алгоритмом длительного осуществления деятельности и обладают, благодаря их интеграции, возможностями эффективного и разностороннего влияния на развитие детей.
Концепция - система взглядов на явление, процесс, ведущая идея или замысел.
Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности, приобретаемых человеком в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
Мероприятие - событие (занятие, ситуация в коллективе), организованное педагогом или кем-либо для детей с целью непосредственного воспитательного влияния на них.
Метод воспитания - способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, в процессе которого происходит развитие личностных и социально значимых качеств ребенка.
Методика воспитания - в узком смысле методика - совокупность форм, методов и приемов работы педагога. В широком смысле методика - учение о методах воспитания.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание, технология овладения им, система контроля и коррекции объединены в систему высокого уровня целостности.
Педагогическая проблема - это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.
Планирование - процесс разработки плана.
План - документ, определяющий содержательные ориентиры деятельности, ее порядок, объем, временные границы.
Подход - основное, исходное методологическое положение.
Портфолио - коллекция работ обучающегося, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области.
Прием воспитания - вариативная часть метода, конкретное действие педагога, позволяющее приспособить общий метод к определенной педагогической ситуации.
Принцип воспитания - исходные педагогические позиции, требования, которые служат руководящими положениями для педагога.
Программа (воспитания) - это часть основной образовательной программы, раскрывающая содержание и формы деятельности образовательной организации по четырем направлениям: а) освоение обучающимися социального опыта; б) формирование готовности к выбору направления своей профессиональной деятельности, в) формирование здорового и безопасного образа жизни, г) формирование экологической культуры.
Проект формы воспитательной работы - документ, определяющий конкретную стратегию взаимодействия участников воспитательного процесса в четко ограниченный период времени и результаты данной тактики.
Проектирование - процесс, предполагающий пошаговое описание будущей деятельности, продумывание хода и процесса выполнения поставленной цели (включает планирование и конструирование).
Проектирование форм воспитательной работы - это технология создания прототипа определенного порядка (процедуры) взаимодействия воспитателя и воспитанников с целью развития и социализации последних, а также доведения его до практической реализации.
Проектная деятельность школьников - это творческая работа по решению практических задач, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки информации; предусматривает создание идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной.
Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Результаты педагогической деятельности - изменения, которые произошли с участниками образовательного процесса и в отношениях между ними.
Самоуправление - субъектное участие членов коллектива в системе управления своей жизнедеятельностью.
Самоуправление детское - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Собрание в коллективе - высший орган самоуправления в коллективе, обеспечивающий принятие решений и контроль за их исполнением.
Содержание воспитательной работы - совокупность направлений, сфер, видов деятельности педагога, в рамках которых решаются педагогические задачи.
Средства воспитании:
· - в широком понимании: все, что способствует решению задач воспитания (содержание, формы, методы, технологии и приемы, виды деятельности наглядность, книги, видеофильмы и т.д.);
· - в узком понимании: совокупность предметов материальной и духовной культуры, которые используются в процессе воспитания.
Технология педагогическая - алгоритм целенаправленных и строго последовательных совместных действий субъектов педагогического процесса, обеспечивающий достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.
Технология воспитательная - комплекс последовательных действий по реализации целей воспитания, включающий совокупность методов, форм и приемов воспитательной деятельности.
Форма воспитательной работы - совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, внешнее выражение содержания воспитательной работы и способ организации деятельности детей.
Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности.
Целеполагание - процесс, включающий обоснование и выдвижение цели, определение адекватных путей ее достижения, проектирование ожидаемого результата для конкретных условий.
Цель - это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата деятельности; представление состояния системы на определенном этапе развития.