1.Государственная политика в области высшего и послевузовского образования: понятие и принципы. Высшее учебное заведение, его задачи и структура. Виды и наименования высших учебных заведений. Особенности создания, реорганизации высших учебных заведений. Управление вузом. Лицензирование деятельности вузов. Система высшего и послевузовского образования. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы высшего и послевузовского образования.
2.Ступени высшего профессионального образования (бакалавриат, подготовка дипломированных специалистов, магистратура), сроки и формы его получения.
3.Работники вузов. Профессорско-преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров. Докторанты, аспиранты, соискатели. Присуждение ученых степеней и присвоение ученых званий.
Тема 2.Организация образовательного процесса в вузе.
1. Общие требования к организации образовательного процесса. Учебный план, годовой календарный учебный график, расписание занятий. Прием в образовательные учреждения высшего профессионального образования.
2.Реализация основных и дополнительных профессиональных образовательных программ. Обеспечение преемственности образовательных программ.
3.Гигиенические требования по организации учебного процесса. Предельная нагрузка обучающихся. Особенности организации образовательного процесса при различных формах получения высшего профессионального образования (заочной, очно-заочной, самообразовании и экстернате).
4. Практика и стажировка. Текущий контроль знаний студентов. Организация самостоятельной работы студентов. Промежуточная аттестация студентов: общие требования к организации и проведению. Государственная итоговая аттестация выпускников вузов. Документы о высшем профессиональном образовании: понятие и виды.
Тема 3. Юридическое образование и правовое просвещение в РФ. 1.Структура современного юридического образования в Российской Федерации. Особенности юридического образования в России в сравнении с образовательными моделями зарубежных стран. Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку по образовательным программам юридического образования: государственные и негосударственные. Оказание платных образовательных услуг по программам юридического образования. Специфика подготовки по специальности (направлению) «Юриспруденция» в непрофильных вузах.
2.Структура профессиональной образовательной программы по специальности (направлению) «Юриспруденция». Структура учебного плана. Специализация при подготовке студентов-юристов: понятие, виды, принципы формирования. Факультативные дисциплины. Письменные работы. Ознакомительная, производственная и преддипломная практика. Воспитательный компонент в подготовке студентов-юристов.
3.Правовое обучение на других уровнях системы образования. Вопросы государства и права в рамках программы учебных дисциплин общеобразовательных учреждений («Человек и общество», «Обществознание» и др.).
4.Правовое воспитание и просвещение в РФ. Роль юридических вузов в организации правового просвещения населения. Участие общественных объединений в организации правового просвещения граждан. Основные направления правового воспитания и просвещения населения. Юридическая помощь и правовое просвещение: проблемы соотношения.
Тема 4. Методика подготовки и чтения лекций по юридическим дисциплинам в системе высшего профессионального образования.
1. Лекция как основная форма учебных занятий в вузе. История возникновения и развития лекции. Проблема активизации участия студентов в лекции.
2.Подготовка к лекции: основные требования и методические приемы. Письменный текст лекции. Использование нормативного материала в ходе лекции. Взаимодействие с аудиторией. Основные приемы привлечения и удержания внимания студентов.
3.Классификация лекций. Вводная, установочная, обзорная, итоговая лекции. Особенности структуры и содержания лекций для студентов различных форм обучения (очной, заочной, очно-заочной). Лекции как элемент основной и дополнительной профессиональной образовательной программы. 4.Информационная лекция. Лекция-визуализация. Нетрадиционные методики чтения лекции. Использование современных технических средств при чтении лекции.