Содержание научно-исследовательской работы (НИР)
Общие требования по содержанию и защите отчета по НИР
Научно-исследовательская работа нацелена на закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний, приобретение практических навыков самостоятельной работы по избранному направлению подготовки через непосредственное участие в работе бухгалтерии предприятий и подразделения внутреннего контроля.
Руководитель НИР, назначенный заведующим профилирующей кафедрой, выдает и утверждает индивидуальное задание.
Индивидуальное задание НИР:
Предварительно студент согласовывает с руководителем тему и план работы ВКР.
Отчет по НИР должен включать первую главу бакалаврской работы. В процессе прохождения практики студентам необходимо в полной мере изучить теоретические основы исследуемой темы по выпускной квалификационной работе.
Отчет должен быть структурирован на пункты (3-4 пункта) или главы и параграфы.
Исходными данными для выполнения индивидуального задания являются:
- нормативно-законодательные документы;
- экономическая литература и материалы периодических изданий в области учета, анализа и аудита.
Структура отчета о практике:
-Титульный лист отчета с печатью организации;
-Основная часть отчета – первая глава ВКР
-Список использованных источников.
В начале отчета составляется содержание, в котором указываются темы и страницы отчета: основная часть; список использованной литературы (источников); приложения (подтверждающие документы).
Отчет о практике проверяется руководителем от базы практики, заверяется подписью, печатью на титульном листе и руководителем от кафедры.
Объем отчета о практике устанавливается в зависимости от индивидуального задания, но не менее 20 страниц (без списка использованной литературы (источников) и приложений).
Не позднее последнего рабочего дня практики проводится итоговое собрание.
Отчет по практике представляется руководителю практики от кафедры для проверки не позднее последнего дня практики. Руководитель выявляет, насколько полно и глубоко студент изучил круг вопросов, определенных индивидуальным заданием практики.
Защита отчета по практике проводится на кафедре «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», которая предполагает выявление глубины и самостоятельности работы студента. Студент, не сдавший или не защитивший отчет по практике в установленный учебным планом срок, считается имеющим академическую задолженность.
Для итогового контроля на кафедру представляются проверенные и подписанные руководителем практики отчеты по практике. Результаты прохождения практики студентов обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Общие требования по оформлению отчета по практике
Отчет по практике выполняется в виде рукописи в печатном виде на белой писчей бумаге формата А4 (210х297мм) на одной стороне листа с использованием персонального компьютера в редакторе Microsoft Word или аналогичном. Отчет о практике предоставляется в распечатанном и в электронном виде руководителю практики.
Размеры полей: левое – 30 мм., правое – 10 мм., верхнее – 20 мм., нижнее – 20 мм.
Выравнивание – по ширине; красная (первая) строка (отступ) – 1,25 см, межстрочный интервал – 1,5.
Нумерация страниц сквозная по всему тексту, включая приложения, производится арабскими цифрами внизу страницы справа. В номере не допускаются точки, черточки или иные знаки.
Первый лист - Титульный лист: включают в общую нумерацию страниц документа. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Бланк титульного листа отчета о практике оформляется соответственно образцу (Приложение 1).
Нумерация страниц проставляется, начиная с содержания. Нумерация соблюдается по всему тексту, включая приложения, и заканчивается последним листом - нумеруется.
Текст работы выполняется шрифтом Times New Roman, стиль – обычный, размер (кегль) – 14, начертание – обычное, шрифт – черный.
Заголовки глав – по центру, Times New Roman, стиль обычный, размер (кегль) – 14, с отступом 1,25.
Главы (параграфы) – по ширине, Times New Roman, стиль – обычный, размер – 14, с отступом 1,25.
Расстояние между заголовком главы и названием параграфа – один интервал (18 пт).
Расстояние между названием параграфа и текстом – один интервал (18 пт).
Расстояние между текстом и названием параграфа – один интервал (18 пт).
Заголовки параграфов интервалами не выделяются.
«Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» записывают в виде заголовка (выравнивание по центру).
Цифры, обозначающие номера страниц (листов), с которых начинается глава или параграф, следует располагать на расстоянии 15мм от края листа, соблюдая разрядность цифр. Слово «стр.» не пишется.
Между наименованием главы и номером страницы можно выполнять заполнитель, например точки.
Главы и параграфы следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Заголовки по тексту отчета должны точно отражать содержание глав, параграфов.
Главы должны иметь порядковые номера: 1, 2, 3.
Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела: 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.
Каждую главу текстового документа следует начинать с нового листа (страницы). Глава должна заканчиваться текстом, последний лист главы должен быть заполнен минимум наполовину.
Заголовки параграфов не должнывыполняться в конце листа, необходимо, чтобы за ними следовало несколько строк текста.
Номер главы и параграфа необходимо разделять с их названиями точкой. Заголовки глав и параграфов следует писать через один пробел после номера главы (параграфа) с абзацного отступа с прописной буквы. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Но если заголовок состоит из одного предложения, точка в конце предложения не ставится.
При изложении в тексте отчета о практике следует употреблять следующие слова «таким образом», «следует», «необходимо», «требуется», «запрещается», «рекомендовано», «в случае», «исследовано», «в процессе исследования выявлено» и т.д. Если по тексту отчета употребляются какие-либо специфические научные термины, то недопустимо подменять их синонимами или близкими по смыслу, т.к. это может привести к заблуждениям в понимании существа вопроса.
В тексте отчета о практике не допускается применять: обороты разговорной речи; произвольные словообразования. В тексте отчета о практике рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.
В отчете о практике следует приводить иллюстративный материал: таблицы, схемы, графики, формулы, диаграммы. Весь этот материал повышает наглядность и убедительность и позволяет в лаконичной форме отразить полноту изучения исследуемых вопросов. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц отчета.
Большие таблицы выносятся в приложения, со ссылкой на них.
Таблица располагается непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые или на следующей странице. Таблица должна иметь заголовок, отражающий ее содержание. Текст внутри таблицы оформляется шрифтом – Times New Roman, размера – 12, отступа первой строки нет, межстрочный интервал – одинарный. Название таблицы следует размещать над таблицей по центру, Times New Roman, стиль – обычный, размер– 14.
Нумерация таблиц должна быть сквозная по всему отчету, арабскими цифрами (1).
Таблица 1
Название таблицы
№ п/п | Заголовок 1 | Заголовок 2 | Заголовок 3 |
Строка 1 | |||
Строка 2 | |||
Строка 3 |
Продолжение таблицы 1
Строка 4 |
Окончание таблицы 1
Строка 5 |
На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Например: «в таблице 1 приведены данные о …».
Таблицы, приводимые в отчете без выводов, не могут расцениваться как иллюстративный материал.
Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы и т.д.) располагаются в отчете сразу под текстом, где они упоминаются впервые или на следующей странице, Times New Roman, стиль – обычный, размер– 14. Нумерация иллюстрации должна быть сквозная по всему тексту, арабскими цифрами.
На все иллюстрации в тексте делаются ссылки - «…в соответствии с рис. 1. …». Например, организационная структура управления предприятием, представлена на рис.1.
Рисунок 1. Организационная структура управления предприятия
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку по центру. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должна быть оставлена одна свободная строка. Условные обозначения, встречающиеся в формулах, должны быть пояснены.
Нумерация формул должна быть сквозная по всему тексту, арабскими цифрами. Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.
Пример- фондоотдача вычисляется по формуле:
Фо=ОП/ОС, (1)
где, Фо - фондоотдача,
ОП – объем выпущенной продукции,
ОС – среднегодовая стоимость основных средств.
Оформление бухгалтерских проводок:
Дебет счета 50 «Касса» Кредит счета 51 «Расчетные счета» - перечисление денежных средств с расчетного счета в кассу организации.
Или
Дебет счета 10 «Материалы» субсчета 1 «Сырье и материалы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Список использованных источников должен включать действительно используемые в отчете источники в количестве не менее 20 источников.
Список использованных источников имеет следующую структуру: вначале указываются нормативно-законодательные документы (Кодексы, Федеральные законы, инструкции, положения (с последними изменениями и дополнениями на дату написания магистерской диссертации)); затем в алфавитном порядке учебники, учебные и практические пособия, периодические издания; последними в списке литературы следует указать официальные Интернет - ресурсы, данные из которых используются выпускником в работе. Материал группируется в алфавитном порядке по фамилиям авторов работ или заглавиям работ. Работы одного и того же автора располагаются в алфавитном порядке названий работ или хронологии изданий. Описание произведений авторов-однофамильцев размещают в алфавите их инициалов.
Оформление использованной литературы (источников) производится в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. В отчете о практике необходимо делать ссылки на используемые источники литературы и точки зрения цитируемых авторов. Оформление ссылок производится в соответствии с ГОСТ 7.0.5 – 2008.
При ссылке в тексте отчета о практике на использованный источник приводится его порядковый номер в списке источников и номер страницы. Указанная ссылка заключается в квадратных скобках, например: [18] или [18, с.77]. Если делается ссылка на несколько источников, то в отчете о практике указываются порядковые номера источника без приведения номеров страниц, например: [14, 29, 34].
В приложения помещают материал, дополняющий текст отчета, который при включении в основную часть загромождал бы ее, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность предприятия за исследуемый период, калькуляции, схемы организационной структуры управления, первичную документацию, аудиторское заключение и т.д. Приложения оформляют как продолжение отчета на последующих его листах. В тексте отчета на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают сквозной нумерацией арабскими цифрами.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы (листа) с указанием наверху справа страницы слова «Приложение» и его порядкового номера, например, «Приложение 1». Если приложение расположено на нескольких листах, то необходимо указывать продолжение приложения и окончание приложения, например, «Продолжение приложения 1», «Окончание приложения 1». При выполнении отчета о практике необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему документу. Линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкие, не расплывшиеся. Не допускаются подчеркивания и цветовое оформление заголовок, фраз и слов.