Юхан Август Стриндберг (1849 – 1912)




Среди представителей новой драмы особое место принадлежит шведу Юхану Августу Стриндберг у. Драматург и прозаик, поэт и ученый, теоретик искусства и общественный деятель, он оказал большое воздействие на формирование принципов драматургии и театра своего времени, способствовал становлению современного европейского театра. Творчество Стриндберга, порожденное переходной кризисной эпохой, отмечено чрезвычайной сложностью и складывалось под влиянием различных философских и эстетических систем. В нем борются материалист и мистик, реалист и символист, утонченный психолог и трезвый публицист; по определению Т. Манна, "оставаясь вне школ и течений, он все их вобрал в себя".

Социальная активность сочеталась в личности Стриндберга с поразительным непостоянством философской и политической позиций. Будучи следствием мучительных исканий, его взгляды по основным вопросам устройства общества, его нравственного состояния на разных этапах были взаимоисключающими. Демократические тенденции, характерные для реалистических произведений 80-х годов и публицистики последних лет, сменялись увлечениями мистицизмом, идеями ницшеанства. Не видя в современности реальных перспектив политического, общественного, нравственного прогресса, он надеялся на будущее. Для Стриндберга всегда было характерно острое неприятие буржуазного общества, его лицемерия, лживости его политики, морали, религии. Центральная тема его творчества - критика института буржуазной семьи и брака.

Характерное свойство драматургии Стриндберга - откровенный автобиографизм. Стриндберг родился в Стокгольме в семье разорившегося аристократа-негоцианта и его бывшей служанки. Свою принадлежность двум социальным слоям - "высшему" и "низшему" - Стриндберг остро чувствовал в течение всей жизни ("Сын служанки" - так называется первая часть его многотомной автобиографической эпопеи). Несчастливое детство и юность - ссоры в семье, ранняя смерть матери, конфликт с отцом - во многом определили внимание писателя к проблемам брака, неудачная личная жизнь усилили его.


Ю. А. Стриндберг

В молодости Стриндберг пробует свои силы в различных областях: с перерывами учится в Упсальском университете, преподает в народной школе, занимается журналистикой, пытается стать актером. Несколько лет работает в Королевской библиотеке, где знакомится с работами Киркегора, Шопенгауэра, Гартмана, с творчеством Ибсена, Золя. Существенное воздействие на молодого Стриндберга оказали русские писатели - Л. Толстой, Достоевский, Тургенев, Чернышевский. Начиная с 80-х годов писательская деятельность целиком поглощает Стриндберга. Еще при жизни им завоевывается слава первого писателя Швеции. Он был любим широким демократическим читателем; его считали "своим" представители зарождавшейся рабочей интеллигенции Скандинавии. Высокую оценку получило творчество Стриндберга у русских писателей. Горький вспоминал о днях своей молодости: "Август Стриндберг был для меня самым близким человеком в европейской литературе, писателем, наиболее сильно волновавшим мое сердце и ум... Даже в противоречиях своих, столь характерных для него, он глубоко поучителен, и в нем было редкое качество внутренне свободного человека: он ненавидел догматы, даже и те, которые устанавливал сам".

Хронологически творчество Стриндберга делится на два периода: Первы й - до 1894 года - характеризуется преобладанием реалистических тенденций. Второй - со второй половины 90-х годов - отмечен усилением мистических мотивов и вместе с тем стремлением к выявлению общих закономерностей и материалистических основ развития социальных процессов. К этому же времени относится ряд символистских драм, сконцентрированных на философско-психологической проблематике. Эстетические взгляды, изложенные им в ряде статей, Стриндберг попытался осуществить в экспериментальном "Интимном театре" (1907 - 1910). Репертуар театра составляли пьесы самого писателя. Принцип камерной сцены, рассчитанной на небольшое количество зрителей, способствовал раскрытию тончайших переживаний героев, самых мимолетных, неуловимых, казалось бы, движений сознания и перемен настроения персонажей, что отвечало вниманию драматурга к внутренней жизни человека.

Драмы, относящиеся к первому периоду, как правило, посвящены современной проблематике. Частная судьба, семейная жизнь, обыденность в этих пьесах обнаруживают остроконфликтный характер и рассматриваются как явления глубоко трагичные. Стриндберг не случайно считал, что основной конфликт его времени - это борьба всех со всеми, всюду и во всем - борьба между классами, между личностью и обществом, между мужчиной и женщиной. В драмах этого периода воюющие стороны - муж и жена. Стриндберга, посвятившего многие из своих произведений проблеме взаимоотношений между полами, часто называли женоненавистником. На деле Стриндберг выступал против буржуазного брака, при котором, по его мнению, женщина, возлагая на мужа все материальные заботы, паразитирует и становится мучительницей и детей, и мужа.

В пьесе "Отец" (1887) ротмистр, желая вырвать дочь из-под опеки жены, калечащей, по его мнению, девочку, наталкивается на категорический отпор. Жена его, Лаура, заставляет его усомниться в том, что Берта - его дочь. Затем ей удается убедить мужа и окружающих в его психическом расстройстве. В конце концов он действительно сходит с ума. Семейный конфликт обретает у Стриндберга вселенский масштаб. В пьесе "Фрекен Юлия" (1888) Стриндберг рассказывает историю героини, соблазненной лакеем и покончившей самоубийством. Целью драматурга было выяснение мотивов, приведших героиню к трагическому концу. Графиня Юлия не чувствует себя вполне аристократкой - ей неуютно "наверху"; однако "внизу" она тоже чужая. Лакей Жан движим стремлением во что бы то ни стало прорваться "наверх". Жан образован, умен, красив, артистичен и обладает незаурядным даром подражания. Природа чувств Жана проще, чем у Юлии. Он наделен удобной способностью приспосабливаться к любым обстоятельствам. Но и он несвободен. Символическая деталь - сапоги графа, во время действия стоящие на авансцене, - подчеркивает внутреннюю зависимость Жана. Он прежде всего лакей, слуга своего господина. Одержав победу над Юлией, сломив ее и унизив, Жан не добивается желаемого результата, остается "на дне". Стриндберг не дает однозначного ответа на вопрос: кто же "сильнее" - лакей или графиня? Не случайно Юлия видит в Жане собственное отражение, одну из реальных возможностей логического воплощения себя.

Среди исторических драм Стриндберга выделяется "Королевский цикл" - пьесы, посвященные шведским королям. Среди них: "Сага о Фолькунгах ", "Густав Васа", "Эрик XIV " (все - 1899), "Кристина" (1901), "Карл XII " (1901), "Густав III" (1902). Основная тема цикла - трагедия власти, трагедия обреченного на власть, но неспособного вынести ее бремя монарха.

Мотивы судьбы, рока, заведомо определившего трагический финал жизни героя - короля, созвучен в исторических драмах мотиву игры, театра, неестественного, театрального мира, к которому принадлежит герой, не призванный, а вынужденный играть уготованную ему роль. Во многих исторических драмах развивается тема маски, скрывающей истинное лицо героя, неведомое ни ему самому, ни окружающим его людям. Ищет все новые маски многоликая Кристина; словно под гипнозом, не отдавая себе отчета в действиях, живет Карл XII; стремление определить свое истинное "я" движет Эриком XIV. Последний герой Стриндберга особенно показателен.

Эрик - поэт и фантазер - прежде всего не хочет, не умеет, не способен править, ему чужды интересы государственного деятеля. Он лишь пытается, подобно большинству героев - королей Стриндберга, "играть в короля". Игрок, как по натуре, так и по необходимости, он часто действует против своей воли, искусственно распаляя в себе временный интерес к делу. Он предпринимает политические акции, осуждает непокорных, убивает подозреваемых, не смея до конца осознать смысл содеянного. Значительный интерес в "Эрике XIV" представляют народные сцены. Стриндберг рисует сдержанное недоброжелательство народных масс, полнейшее равнодушие к переменам на королевском троне. Народ и монарх живут в абсолютной изоляции друг от друга, взаимное понимание между ними невозможно в принципе. Все чаще и чаще возникает в творчестве Стриндберга мотив бессмысленности происходящего, бесцельности сопротивления судьбе, нарастают пессимистические интонации.

Третья группа драматических произведений Стриндберга - символистские и камерные драмы. Тема судьбы, рока по-новому звучит в символистских драмах Стриндберга - трилогии "Путь в Дамаск " (1898 - 1904), "Игра снов " (1902), к которым примыкают некоторые из камерных драм - "Буря " (1907). Пьесы этого типа подчиняются логике сна, кошмара, с постоянным возвращением к одним и тем же ситуациям, образам, словам, неотступно преследующим героя. Мир, в котором живут персонажи этих пьес, лишен конкретных деталей, бытовых примет. Герои чаще всего безымянны: Неизвестный, Дама, Мать, Отец ("Путь в Дамаск"); Офицер, Журналист, Доктор ("Игра снов"), Девушка, Молочница, Студент ("Соната призраков"). Однако коллизии, которые здесь разрабатывает Стриндберг, как правило, традиционны для него: разлад между мужем и женой, предательство друга и т. д. Между тем значение, которое придает им Стриндберг, значительно шире бытовой, подчас банальной ситуации. Для Стриндберга все, что касается внутренней жизни человека, его душевных переживаний, страданий, духовных поисков, необычайно важно и значительно. Герои пытаются уйти из реального мира, где господствуют чуждые им законы, в мир фантазии, в потусторонний мир. Бессмысленность, жестокость буржуазного бытия, как и прежде, разоблачаются Стриндбергом.

В символистских драмах продолжается развитие темы маски. Вместе с тем здесь причудливая комбинация достоверного и фантастического, реального и призрачного. В мистической атмосфере поздней драматургии Стриндберга заключено острое ощущение трагической сложности переходной эпохи конца XIX - начала XX века. Не будучи реалистическими, символистские и камерные пьесы шведского драматурга помогают лучше понять реалистические произведения Стриндберга, дополняют их мучительные раздумья тревожным настроением, порожденным непрочностью человеческой судьбы, беспомощностью человека в страшном современном мире.

Мастер психологической проблемной драмы, Стриндберг оказал бесспорное влияние на многих художников-реалистов в Швеции и далеко за ее пределами. Вместе с тем он является предшественником писателей и драматургов различных направлений, которые в XX веке противостояли реализму (экспрессионизм, сюрреализм и др.). Однако сам Стриндберг был далек от борьбы художественных течений, не принадлежал ни одному из них. Ему было узко не только то или иное направление в искусстве - его тяготила узость самого буржуазного искусства, ограниченность, бесчеловечность, трагизм порождающего его мира. Потому-то он и искал своей дороги в творчестве, в драматургии - искал, совершал открытия, ошибался и снова искал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: