III. Народные песни в произведениях А.Н. Островского.




Что представляет собой песня?

То, что нами воспринимается сегодня как народная песня, носителями вокальной культуры может восприниматься совершенно по-разному. Про одни песни говорят, что поют их, про другие, что голосят, выкликают, плачут и т.д. Другими словами, каждая песня связана с каким-либо действием.

Еще есть целый пласт «песен» «производственно-технического» назначения. Часть их является просто записью технологического процесса, в котором участвует артель, часть являются непосредственно элементом такого процесса. Например, выкликание торговца на площади. Координация действий бурлацкой или рыболовецкой артели. Выглядит это как песня, но таковой не является.

Общение с духами леса и прочее, проводы в армию или еще куда-нибудь, закликание весны. Все это непосредственные жизненные действия человека, живущего на природе и непосредственно общающегося с ней и со своими товарищами. Народная песня – это всегда общение, а не музыка в современном понимании. Даже протяжная лирическая песня – это общение с аудиторией, слушающей о душевных переживаниях певца.

В связи с этим только глубокая культура вокализации общения является ключом к пониманию самого явления русской песни. Вокализируется все, что не является повседневным бытовым общением (хотя частушка опровергает это, в большинстве своем – это бытовая песня).

Народная вокализация не является заученной и бездумно повторяемой. Даже если словам песни не одна сотня лет, все равно они пропеваются каждый раз по-новому, осмысленно и одухотворенно. И ясно, что слова совершенно неотделимы от «музыки», мелодии. И эта мелодия непостоянна, как и слова.

Мелодия

Мелодия песни формируется на основании народных ладов. Они известны и современной музыке, хотя могут и немного отличаться по строю. Главное отличие состоит в том, что количество звуков в народной песне сильно ограничено. В наиболее древних образцах народного творчества может быть всего два-три звука. Чаще всего – пять-шесть.

Но как мы уже видели раньше, мелодия в песне не главное, это вспомогательный материал, акцентирующий внимание на словах, стихе.

Стих

Стих народной песни тоже необычен. Он часто не имеет привычной нам рифмы. И по количеству слогов он не так строг. Стих, написанный и прочитанный на бумаге, может выглядеть странно и непонятно. Но для этого нам и нужна мелодия со своим ритмическим построением, чтобы «улучшить» восприятия стиха. Особенно это заметно на протяжной лирической песне. Там уже мелодия начинает значительно влиять на стих. Первоначально ритмизированный и рифмованный стих может превратиться в бесконечную цепь оборванных слов, повторов и междометий.

Разнообразие песни

В первую очередь песня делится по региональному признаку. Поскольку песня – это продолжение речи, деление происходит в основном по распространению говоров и диалектов. Иногда целые жанры принадлежат только одному региону. Так былины бытовали практически только на территории бывшего Новгородского государства.

По жанрам песни могут быть обрядовыми, календарными. Например, пасхальные, весенние, жатвенные. Могут быть связаны с этапами жизни: детские, свадебные, похоронные, солдатские. Также существуют плясовые и хороводные. Особняком стоят эпические (былины) и лирические протяжные. К ним примыкает более современная частушка со страданиями. При этом некоторые песни могут использоваться «не по назначению». Например, лирическая может стать и хороводной.

Народные песни А.Н.Островский использует во многих своих произведениях: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Гроза», «Горячее сердце», «Снегурочка».

В основном это

· лирические песни («Вспомни, вспомни, мой любезный…»- пьеса «Не в свои сани не садись»; «Ах, размолодчики вы молоденькие…», «Не цветочек в поле вянет…» - «Бедность не порок»; «Среди долины ровныя» - «Гроза»)

· частушки («Одна гора высока»- пьеса «Бедность не порок»)

· обрядовые песни («Научить ли те, Ванюша…» отрывок из святок - пьеса «Не в свои сани не садись»)

· святочные гадания («Сей, мати, мучицу…», «Сидит воробей на беле-городе…»- пьеса «Бедность не порок»)

· плясовые («Как у нас-то козел»- пьеса «Бедность не порок»)

· свадебные обрядовые («А кто у нас холост…» - «Бедность не порок»)

· казачьи («Черный ворон» - «Горячее сердце»)

· причитания («Провожу-то ли я дружочка…» - «Горячее сердце»)

· детские песни («Купался бобер» - «Снегурочка»)

Особое место занимает в творчестве Островского пьеса «Снегурочка». Работая над пьесой, Островский внимательно изучал многочисленные фольклорные, исторические, этнографические источники.

Среди фольклорных источников «Снегурочки» следует отметить народные сказки, обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни. Так, например, хор птиц в прологе заимствован из известной народной песни «Каково птицам жить на море», Островский внес лишь частные изменения.

В репертуаре Леля – песнопевца песни, которые представляют собой если не цитаты, то перефразировку подлинников фольклора. Сравним два текста народный и измененный Островским:

«Земляничка-ягодка»

Земляничка-ягодка

Без пригреву вызрела,

Сиротинка-девушка

Без призору выросла,

Ладо мое, Ладо!

Земляничка-ягодка

Под кусточком выросла;

Сиротинка-девушка

Без призору выросла.

Ладо, мое Ладо!

Сюжет «Снегурочки» давал возможность воспеть жизнь народа, простую, бесхитростную, в согласии с природой, отобразить обряды, быт, вплетающиеся в развитие действия. Поэтому в пьесе так много обрядовых и игровых песен. События длятся от последних зимних дней – проводов масленицы – до первого летнего дня.

Уже в 1-й сцене (хор птиц) мы слышим народную песню «Орел воевода».

Чем не доволен мороз? В чем обвиняет берендеев? («Кануны править да бражничать, веснянки петь, кругами ходить всю ночь с зари до зари – одна у них забота»). Веснянка – это песня закличка. С наступлением марта месяца закликали весну, исполняя особые песни – веснянки. Гонцами весны считались птицы.

Композиционной рамкой третьего акта являются обряды, связанные с празднованием Семика (четверг на седьмой неделе после пасхи), одного из главных летних праздников. В этот день завивали венки и пускали их по воде с гаданием о возможном замужестве, наряжали срубленное дерево (обычно – березу), водили хороводы, пели песни. Вот песня парней и девушек в «Снегурочке» (в основе свадебная народная песня):

Ай, во поле липонька.

Под липою бел шатер.

В том шатре стол стоит.

За тем столом девица.

Рвала цветы со травы.

Плела венок с яхонты.

Кому венок износить?

Носить венок милому.

Островский дает эту песню в качестве иллюстрации хода действия: Снегурочка сплела венок и отдала его Лелю. Песня наполнена светлым чувством. Старинные лады ее возникли много столетий назад, бережно хранились в народе вместе со словами, с обрядом в почти неизменном виде.

Заканчивается день, догорает заря. Берендей просит Леля спеть песню. «Туча со громом сговаривались», - запевает Лель. Во всех массовых сценах присутствуют подлинные народные песни, а песни Леля авторские, но они настолько похожи на народные, что их и принимали за таковые.

На протяжении всей пьесы автор иллюстрирует с помощью народной поэзии русскую народную жизнь, их обычаи и обряды.

Чтобы еще более усилить характерные особенности семицкого обряда Островский включил в него игровую песню Брусилы: «Купался бобер»

Песня сопровождается мимической игрой Курилки. Подобные песни-игры, являясь как бы «зерном» драматического зрелища, сопровождаются имитированием движений зверя.

Издавна в честь Ярилы устраивались гулянья, сопровождавшиеся различными драматическими действами. Вся лучезарная весенняя сказка замыкается изображением появления солнца Ярилы, которому берендеи поют хвалебный гимн.

Свет и сила

Бог Ярило.

Красное солнце наше!

Нет тебя в мире краше.

Даруй, бог света,

Теплое лето.

Красное солнце наше!

Нет тебя в мире краше

Краснопогодное,

Лето хлебородное.

Красное солнышко наше!

Нет тебя в мире краше.

Кроме календарных обрядов, Островский использовал в «Снегурочке» элементы свадебного обряда. В пьесе есть эпизод, в котором звучит отголосок старинной формы брачного процесса, как купли-продажи. Это – выкуп Купавы Мизгирем:

Голубушки-девицы,

Пришел красы девичьей погубитель.

С подружками, с родными разлучитель.

Не выдавайте подружку, схороните!

А выдайте, так за великий выкуп.

Большую часть песен Островский использует для того, чтобы передать колорит эпохи, проиллюстрировать жизнь русских людей, их традиции и обычаи. Но многие песни используются для лучшего раскрытия смысла произведения.

Например, в начале пьесы «Гроза» Кулигин как бы в качестве эпиграфа поет песню «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…»:

Среди долины ровныя,

На гладкой высоте

Цветет, растет высокий дуб

В могучей красоте.

Высокий дуб, развесистый,

Один у всех в глазах;

Один, один бедняжечка,

Как рекрут на часах.

Взойдет ли красно солнышко,

Кого под тень принять?

Ударит ли погодушка, -

Кто будет защищать?

Ни сосенки кудрявыя,

Ни ивки вкруг него;

Ни кустики зеленые

Не вьются вкруг него.

Ах, скучно одинокому

И дереву расти!

Ах, горько, горько молодцу

Без милой жизнь вести!

Есть много сребра, золота:

Кого им подарить?

Есть много славы, почестей:

Но с кем их разделить?

Встречаюсь ли с знакомыми:

Поклон - да был таков;

Встречаюсь ли с пригожими:

Поклон - да пара слов.

Одних я сам чуждаюся,

Другой бежит меня.

Все други, все приятели

До черного лишь дня!

Где ж сердцем отдохнуть могу,

Когда гроза взойдет?

Друг нежный спит в сырой земле,

На помощь не придет.

Ни роду нет, ни племени

В чужой мне стороне;

Не ластится любезная

Подруженька ко мне!

Не плачется от радости

Старик, глядя на нас,

Не вьются вкруг малюточки,

Тихохонько резвясь.

Возьмите же все золото,

Все почести назад, -

Мне Родину, мне милую,

Мне милой дайте взгляд!

Прочитав пьесу до конца, мы определенно понимаем, что суть песни выражает события, о которых мы уже знали. Это краткий рассказ об участи Бориса, который, словно могучий дуб, живет один в абсолютно чуждом ему городе: «Трудно мне здесь…Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак». В песне также много сюжетных перекличек с образом Катерины. Одиночество девушки, ее мечты о любви, семье, ребенке остаются только мечтами, как и у лирического героя песни. Это песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно, нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существование... Песня с первых страниц входит в «Грозу» и сразу же выносит конфликты и характеры трагедии на общенародный песенный простор, предвосхищая судьбу героини. Другие строки песни («Ах, горько-горько молодцу без милой жизнь вести») как бы перекликаются со словами Тихона, восклицающего в финале пьесы: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Добрый, наивный от природы, он по-настоящему любит Катерину и горько жалеет ее.

Декорации заключительного действия пьесы повторяют декорации первого действия, но время суток уже другое – сумерки. Кулигин поет: «Ночною темнотою покрылись небеса, Все люди для покою закрыли уж глаза…»

Текст этой песни на стихи М.В.Ломоносова «Из Анакреона»

Ночною темнотою

Покрылись небеса,

Все люди для покою

Закрыли уж глаза.

Внезапно постучался

У двери Купидон,

Приятной перервался

В начале самом сон

«Кто так стучится смело?»-

Со гневом я вскричал.

«Согрей обмерзло тело,-

Сквозь дверь он отвечал.-

Чего ты устрашился?

Я мальчик, чуть дышу,

Я ночью заблудился,

Обмок и весь дрожу».

Тогда мне жалко стало,

Я свечку засветил,

Не медливши нимало

К себе его пустил.

Увидел, что крилами

Он машет за спиной,

Колчан набит стрелами,

Лук стянут тетивой.

Жалея о несчастье,

Огонь я разложил

И при таком ненастье

К камину посадил.

Я теплыми руками

Холодны руки мял,

Я крылья и с кудрями

Досуха выжимал.

Он чуть лишь ободрился,

«Каков - то,- молвил, -лук,

В доже, чать, повредился».

И с словом стрелил вдруг.

Тут грудь мою пронзила

Преострая стрела

И сильно уязвила,

Как злобная пчела.

Он громко засмеялся

И тотчас заплясал.

«Чего ты испугался?-

С насмешкою сказал.-

Мой лук еще годится,

И цел, и с тетивой;

Ты будешь век крушиться

Отнынь, хозяин мой».

IV. Заключение

Истолковывая слегка игриво нескромные строки песни, хочется заметить, что божок любви Купидон неосмотрителен в метании стрел, и в кого стрела попадет, тот, сраженный ею, и будет «век крушиться». Автор с помощью песни своего героя подчеркивает неизбежность всепоглощающего чувства любви, которое подстерегает каждого. Кроме того, эта песня на стихи М.В. Ломоносова. Она подчеркивает близость самородка, талантливого ученого Кулигина и Ломоносова.

Значение песен в драме «Гроза» весьма ценно. Включая песенные строки в произведение, автор не только вносит оживление в повествование, но и помогает нам мысленно «дорисовать» образ или картину. Опытный читатель может предвидеть события, если он знает полный текст песни. Песни помогают глубже понять идейный замысел драматурга, раскрыть художественное совершенство произведения, усилить эстетический эффект.

Таким образом, исследовав пьесы Островского, я пришла к следующим выводам:

· Автор использует музыку для раскрытия душевного состояния героя, его переживаний, чувств, мыслей. Островский изображает тот мир, где выражение чувства облекает форму песни. Песня – это чувство, порыв, душа человека. Музыка у Островского становится мощным средством выражения человеческих переживаний, помогает раскрывать те или иные сюжетно-психологические ситуации.

· Песни используются для иллюстрации народной жизни, передачи колорита эпохи. Русская песня для Островского не только театральный прием, с огромной силой воздействующий на зрителей-слушателей, но и средство раскрытия самобытной русской натуры, один из способов передачи народной стихии.

· Песни помогают более точно и полно понять смысл произведения, взаимоотношения между героями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: