№ п\п | Разделы и темы курса | Формы самостоятельной работы студентов | Содержание самостоятельной работы | |
Методологические основы социологии и психологии управления как научной дисциплины | Аннотирование и конспектирование учебно- и научно-методической литературы | Ромашов О.В., Ромашова Л.О. Социология и психология управления. Учебное пособие для вузов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002. Удальцова М. В., Аверченко Л. К. Социология и психология управления: Практикум по курсу / Новосибирская государственная академия экономики и управления. – Новосибирск, 1997. Гвишиани Д. М. Организация и управление. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. | ||
Составление ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы | Раскройте основные подходы к определению понятия «управление». Проанализируйте и обоснуйте основные функции управления. Назовите наиболее актуальные проблемы управления в сфере дошкольной педагогики. Каковы основные подходы к классификации методов социологии и психологии управления? Какие методы были заимствованы у психологии и у социологии? Какие методы являются специфическими для социологии и психологии управления? | |||
Подготовка докладов и рефератов | – Основные принципы, обеспечивающие эффективность управления в современном дошкольном образовании. – Социально-психологические методы управления. – Достоинства и недостатки теория рационализации Ф. Тейлора – Применение административной теории управления А. Файоля в современных социально-экономических условиях. –– Хотторнские эксперименты Э. Мэйо. | |||
Управление как общественное явление | Аннотирование и конспектирование учебно- и научно-методической литературы | Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. Удальцова М. В. Социология управления: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. – М: АО «ИНФРА-М» - АОЗТ «Премьер», 1995. | ||
Составление ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы | Раскройте свой статус и социальную роль в учреждении образования. Опишите и обоснуйте необходимость применения организационных законов управления в учреждениях образования. Определите потребность современного общества в управлении. | |||
Подготовка докладов и рефератов | – Виды, функции и особенности социальных институтов. – Специфика влияния института образования на личность. – Диагностика и учет влияния института семьи и брака на личность в профессиональной деятельности социального педагога. – Ресурсы для эффективного управления в сфере обучения детей. – Психологические законы управления. | |||
Социологические и психологические аспекты управленческой деятельности специалиста ДОУ | Аннотирование и конспектирование учебно- и научно-методической литературы | Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! / Авт. предисл. Ю. А. Шерковин – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1989. Герасименко И. Я., Юсупов Р. М. Социология конфликта: методы и модели. СПб.: Изд-во «Омега», 1999. Донцов А. И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования. – М.: Изд-во МГУ, 1984. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов: Сокр. пер. с нем./ Науч. ред. и авт. предисл. А. Л. Журавлев. – М.: Экономика, 1990. | ||
Составление ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы | Определите основные качественные и количественные показатели результата труда коллектива. Какие показатели являются экономическими показателями эффективности? Назовите психологические критерии оценки эффективности деятельности ДОУ? Раскройте закон выживания в современных рыночных условиях. Раскройте психолого-социологические основы трудового процесса. Опишите и обоснуйте критерии эффективности коллективного труда в сфере ДОУ; раскройте факторы, способствующие ее повышению. | |||
Подготовка докладов и рефератов | - Особенности профессиональной деятельности организатора-методиста ДОУ. - Роль в системе управления кадров учреждений дошкольного образования (руководителей, специалистов, заведующих, воспитателей, методистов, технических и медицинских работников - Положительная и отрицательная мотивация: возможные причины возникновения у работников сферы образования. - Традиции ДОУ. | |||
Социальная организация как объект управления | Аннотирование и конспектирование учебно- и научно-методической литературы | Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. – М: АО «ИНФРА-М» - АОЗТ «Премьер», 1995. Гвишиани Д. М. Организация и управление. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. Смирнов Э. А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. Холл Р. Х. Организации: структуры, процессы, результаты. – СПб.: Питер, 2001. | ||
Составление ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы | Назовите возможные организационные структуры, раскройте их различия. Назовите основные положения эффективного собеседования по поводу трудоустройства. В чем специфика набора сотрудников, проведения профессионального отбора, оценки кандидатов в сфере дошкольного образования. Проранжируйте основные социологические параметры трудового процесса (рациональный режим труда и отдыха, оптимальная интенсивность труда, условия труда, социальные факторы, повышающие эффективность труда и влияющие на отношение к труду) по степени значимости для Вас. Какие методы принятия решений, по вашему мнению, являются наиболее оптимальными? | |||
Подготовка докладов и рефератов | - Классификация организаций в теории социологии и психологии управления. - Принципы построения организации. - Принципы самоуправления организации. - Механизмы саморегуляции группы. - Конформизм и нонконформизм в детской группе. - Примитивные реакции и правила поведения. | |||
Аппарат управления как социальная группа | Аннотирование и конспектирование учебно- и научно-методической литературы | Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М.: Наука, 1979. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1999. | ||
Составление ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы | В чем сущность деятельностно - административных функции аппарата управления? В чем достоинства моделей группового приятия решений? Опишите основные методы диагностики и коррекции психологического климата в коллективе. Раскройте основные показатели психологического климата в вашем учреждении. Сделайте предположение о правилах поведения руководителя и подчиненного в дошкольном образовательном учреждении. | |||
Подготовка докладов и рефератов | - Принципы построения коллективного аппарата управления. - Правила эффективного функционирования «коллективного мозга». - Сущность социально-психологического климата в организации сферы ДО. - Характеристики организационной культуры учреждения. - Силовые отношения в организации. | |||
Личность в системе управления | Аннотирование и конспектирование учебно- и научно-методической литературы | Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя – практика: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1991. Жариков Е.С. Психология управления: Книга для руководителя и менеджера по персоналу. – М.: МЦФЭР, 2002. Кротова Н.В., Клеппер Е.В. Управление персоналом: Учебник. М.: МГУКИ, 2002. Нельсон Б., Экономии П. Умение управлять для «чайников»: Пер. с англ. – К.: Диалектика, 1997. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В. А. Ядова. – Ленинград: Наука, 1979. | ||
Составление ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы | Назовите основные компоненты психологической структуры управленческих способностей. Раскройте критерии диагностики управленческих способностей. Какие способности являются ведущими для менеджера в сфере педагогики и методики дошкольного образования Назовите методы диагностики и развития управленческих способностей. Назовите факторы, которые, по вашему мнению, влияют на уровень притязаний личности ребенка. Опишите положения своей ожидаемой жизненной карьеры и реальной жизненной и служебной карьеры (проведите сравнительный анализ). В чем, по-вашему, секрет долгой и успешной профессиональной деятельности педагога дошкольного образования? Определите ограничения своей эффективности, обоснуйте необходимость их существования для вас. Составьте план вашего самосовершенствования на следующий год | |||
Подготовка докладов и рефератов | - Психологическая структура управленческих способностей. - Критерии диагностики управленческих способностей - Профессиональные способности менеджера в сфере педагогики и методики дошкольного образования. - Приемы развития активного мышления руководителя ДОУ. - Черты развитых и эффективных сотрудников (М.Вудкок и Д.Френсис). - Факторы, влияющие на уровень притязаний личности ребенка, специфика их воздействия в дошкольном учреждении. - Ожидаемая и реальная жизненная карьера. - Профессиональная устойчивость личности организатора-методиста ДОУ. |
РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ«Психология управления»
специальность «Государственное муниципальное управление» одо курс 1, семестр1, 2015/2016 уч.год
Виды учебной деятельности студентов | Балл за конкретное задание | Число заданий за семестр | Баллы | |
Минимальный | Максимальный | |||
Модуль 1 «Психология управления как наука» | ||||
Текущий контроль | ||||
1. Аудиторная работа | ||||
2. Письменная контрольная работа | ||||
Рубежный контроль | ||||
1. Контрольная работа | ||||
Модуль 2 «Человек как субъект управления » | ||||
Текущий контроль | ||||
1. Аудиторная работа | ||||
2. Письменная контрольная работа | ||||
Рубежный контроль | ||||
1. Контрольная работа | ||||
Модуль 3 «Психология деловых отношений» | ||||
Текущий контроль | ||||
1. Аудиторная работа | ||||
2. Письменная контрольная работа | ||||
Рубежный контроль | ||||
1. Тестовый контроль | ||||
Итоговый контроль | ||||
Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных очков) | ||||
1. Посещение лекционных занятий | ||||
Посещение практических (семинарских, лабораторных) занятий | -10 | |||
1. Экзамен |