Особенности организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях Крыма




Содержание

 

1. Особенности организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях Крыма..........................................................

2. Порядок лицензирования образовательной организации в РФ.......................

3. Штатное расписание педагогического персонала дошкольного учреждения на 12 групп: 4 группы раннего возраста и 8 дошкольных (из них- 2 логопедические). Контингент этого дошкольного учреждения в соответствии с нормативами...........................................................................................................

4. Список использованной литературы.............................................................

 

Особенности организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях Крыма

Одной из основных категорий педагогики является категория «педагогический процесс». Под педагогическим процессом понимается движение вперед, изменение.В дошкольном образовательном учреждении педагогический процесс необходимо рассматривать как направленное и организованное взаимодействие воспитателя и детей, реализующее цели дошкольного образования. Это целостная динамическая система, её системообразующим фактором является взаимодействие воспитателя и детей. В процессе этого взаимодействия происходит воспитание, обучение и развитие каждого ребенка. В педагогическом процессе - задачи воспитания, обучения и развития ребенка всегда решаются комплексно во всех видах деятельности, организуемых педагогом, а именно в игре, учении, общении, продуктивных и творческих видах деятельности.
Педагогический процесс имеет чётко обозначенные структурные компоненты.

Это - целевой, включающий определение целей и задач дошкольного образования;

- содержательный, определяющий содержание образовательной и воспитательной работы с детьми, которое изложено в «Программе воспитания детей в детском саду»;

- деятельностный, представляющий, те виды деятельности, через которые решаются поставленные задачи, а также выбранные методы и средства;

- оценочно-результативный, в котором ведущим является анализ результатов работы воспитателя, что характеризует эффективность педагогического процесса.

Раскрывая сущностные характеристики педагогического процесса в ДОУ, важно отметить, что он имеет свои особенности и строится исходя из видов деятельности, соответствующих особенностям дошкольного детства Специфика педагогического процесса в ДОУ определяется включенностью взрослого при реализации развивающих задач.

В качестве основания для выявления структурных составляющих педагогического процесса Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают такие типы взаимодействия взрослого с детьми, которые определяются по отношению к детям и определяют меру включения педагога в детскую деятельность.Во-первых, это позиция «педагога», который ставит перед детьми цели и задачи обучения (позиция «над»). Во-вторых, это позиция «равного» партнера, включенного в деятельность наравне с детьми, где педагог помогает детям в освоении различных способов деятельности. В-третьих, это позиция «создателя» развивающей предметно-пространственной среды, где взрослый, непосредственно не включаясь в процесс деятельности, инициирует активность ребенка, организуя среду, предоставляя детям возможность действовать свободно и самостоятельно исходя из их желаний, потребностей и интересов.

В соответствии с этим, педагогический процесс в ДОУ имеет триединую структуру, т.е. условно разделен на три блока: специально организованное обучение в форме занятий; совместная деятельность взрослого и детей, строящаяся в непринужденной и необязательной форме; самостоятельная деятельность, где ребенок свободен в выборе самоценных для него видов деятельности.

Дадим краткую характеристику структуры педагогического процесса. Блок специально организованного обучения в форме занятий, где воспитатель занимает позицию «над» ребенком, включает в себя цели, программные задачи, специальные методы, приемы и средства обучения, специальные задания для детей, отвечающие логике развития тех или иных способностей, например, сенсорных, мыслительных, речевых и др.
В блоке совместной деятельности, педагог занимает позицию «равного партнера», инициирует различные виды детской деятельности, а именно организует игры, конструирование, изобразительную, трудовую деятельность, приобщает детей к искусству. Данный блок включает в себя разнообразные формы активности: чтение книг, беседы с детьми, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций и репродукций, сюжетные игры, рисование, лепку, конструирование, элементарный труд, экскурсии, физические упражнения и подвижные игры и т.д.

Третий блок - блок свободной самостоятельной деятельности, где воспитатель занимает позицию «создателя окружающей среды». Он предполагает свободный выбор ребенком деятельности, отвечающей его склонностям, потребностям и интересам, обеспечивая возможность саморазвития ребенка.

Каждый из указанных блоков должен занимать свое место в педагогическом процессе, не поглощаясь другими, поскольку каждый из них имеет особое значение для эффективного решения тех или иных задач развития и воспитания ребенка.

Нужно отметить, что в настоящее время происходит интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности. Исходя из,чего предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса,направленного на социально личностное, физическое, познавательно речевое, художественно-эстетическое развитие дошкольника, наблюдаетсяориентация на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край,свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), – принцип интеграции образовательных областей. В дошкольном образовательном учреждении, согласно данному Федеральному документу, отменены учебные занятия как формы организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса в ДОУ должна выстраиваться как целостная система, учитывающая и обеспечивающая процессы воспитания и развития дошкольника в образовательной деятельности и режимных моментах.

Рассматривая содержание организации педагогического процесса на современном этапе укажем, что под интеграцией надо понимать такую органическую взаимосвязь и взаимопроникновение знаний на основе объединения объектов педагогического процесса (образовательных областей, различных видов детской деятельности, форм и методов), которые должны вывести ребёнка на понимание единой научной картины мира. Несмотря на определённые сложности, связанные с организацией современного педагогического процесса в ДОУ, укажем на значимость приобретаемого ребёнком-дошкольником социального опыта в условиях совместной деятельности. Совместная деятельность выступает неотъемлемым компонентом педагогического процесса, организуемого в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: