Александр Александрович Алябьев




Романс

Романс – это небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Лирика - это вид произведений, выражающих личные переживания и чувства автора.

Слово «романс» - испанское. В средние века (15-16 в.в.) испанцы этим словом называли бытовую песню на «романском», местном языке (в то время, как в церкви все песнопения пелись на латинском языке). То есть, в средние века это была светская песня (не религиозная) на местном наречии.

Позднее такую вот светскую песню с инструментальным сопровождением стали называть «романсом» во всём мире.

В 18 веке началось широкое увлечение романсом. Особый расцвет романса пришёлся на первую половину 19 века. Это произошло благодаря тому, что великие поэты создавали свои произведения именно в это время. На стихи Гёте, Пушкина, Лермонтова, Фета было написано очень много романсов.

Романсы мог исполнить не только певец-профессионал, но и просто любитель. Их пели и военные офицеры, и барышни, и юноши дворянского происхождения. Исполнялись обычно под аккомпанемент гитары, арфы или фортепиано.

В романсах обычно пели о любви, разлуке, тоске, о грустных или радостных воспоминаниях.

Для музыки романса характерна душевность, широкая распевность, нередко – сентиментальность.

Создатели классического русского романса — это Алябьев, Варламов, Гурилёв, Глинка, Даргомыжский. В дальнейшем романсу уделяли большое внимание почти все русские композиторы (Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский и другие).

Александр Александрович Алябьев

ü Александр Александрович Алябьев (1787, Тобольск – 1851, Москва) — русский композитор, пианист, дирижёр.

ü В 19 веке пользовался большим успехом. Сочинил 6 опер, 20 музыкальных комедий, множество произведений для симфонических и духовых оркестров, свыше 200 романсов на стихи Вяземского, Грибоедова, Дельвига, Жуковского, Огарёва, Пушкина.

 

ü Алябьева можно считать предшественником русских композиторов-классиков.

ü Впервые в русской музыке именно в его сочинениях зазвучала тема социального неравенства (в этом отношении он – предшественник Даргомыжского, Мусоргского).

 

ü Наибольшую известность получил романс «Соловей». Его распевали повсюду. Глинка написал фортепьянные вариации на тему алябьевского «Соловья», а позже венгерский композитор Ференц Лист создал фортепианную транскрипцию романса.

Судьба Алябьева сложилась драматично. Он был сыном тобольского губернатора, из старинного дворянского рода. Его предки дали России много знаменитых людей. Сам Александр Алябьев также честно служил отечеству, был участником Отечественной войны 1812 года, награжден орденами за боевые заслуги.

Именно перу Александра Алябьева принадлежит одна из самых известных песен-романсов – «Соловей» (на текст Дельвига, сочинена около 1825 года). «Соловей» – один из шедевров русской песенной лирики.

Этот романс сочинён Алябьевым в тюрьме, в одиночной камере, где он провел 3 года в ожидании суда по ложному обвинению в убий­стве. Впоследствии романс стал настолько популярным, что многими воспринимается как народная песня.

Романс сочинен в стиле русских народных песен — и стихотворно, и музыкально. И даже образ соловья указывает на это. В русской народной лирике соловей - символ ласки и нежности, вольная пташка, друг.

Это произведение очень любил Глинка. В 1833 году, будучи в Берлине, он написал на него вариации, которые были изданы в Петербурге издателем Бернардом.

После суда Алябьева лишили всех прав и дворянского звания и сослали в ссылку в Тобольск, город его детства.

Спустя годы композитор вернулся из ссылки. Но трагедия, пережитая им, никогда не уходила из его творчества. Он понимал боль, сочувствовал ей. Еще один известный романс, написанный Алябьевым уже после ссылки, в Москве – «Нищая» на стихи Пьера Беранже в переводе на русский язык Д. Ленского.

В это время русская литература все больше места отдает социальным проблемам, героями ее становятся персонажи обездоленные, несправедливо выброшенные жизнью в нищету и унижение, создается определенный типаж так называемого «маленького человека» — забитого, не обладающего высоким положением, без героического пафоса, мелкого служащего, но человека обычно духовно и нравственно благородного. Социальное неравенство стало темой русской литературы первой половины 19 века.

 

В этот период и Алябьев обращается к сюжетам социального значения. Стихотворение «Нищая», переведенное Д.Ленским в 1840 году, не могло не вызвать в душе композитора отклика своей болью и трагедийностью.

 

Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: