С ПРОГРАММОЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА




Для ускорения реформы бухгалтерского учета разработана и утверждена правительством «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами», в которой указываются конкретные направления реформ:

- совершенствование правового регулирования; формирование нормативного базы (стандарты) методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

- кадровое обеспечение;

- международное сотрудничество;

«Цель нормативного регулирования – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности»[10].

Программа состоит из трех больших блоков. Первая часть – нормативное обеспечение. Должно обеспечить реформу методологически. В течение ближайших двух лет предстоит разработать большой комплекс документов. Методологическое направление реформы, конечно, затро-

 

нет законодательную базу: наверняка будут внесены изменения и дополнения в Закон «О бухгалтерском учете», так как за время действия закона появились предложения о его дополнении и включении вопросов, требующих законодательного решения, в связи с чем предполагается, что в 1999 году будет подготовлен проект о внесении изменений и дополнений, в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров.

Предполагается пересмотреть главный технический документ – план счетов.

Уже дважды обсуждалась концепция плана счетов на Международном совете бухгалтерского учета при Минфине России. Трудность реформирования здесь заключается в том, что нам предстоит отойти от заложенной в действующий план счетов базы – от постатейного (калькуляционного) принципа учета. Новый план счетов должен базироваться на поэлементном принципе учета затрат. Принимая во внимание, что принятые в мире системы финансового учета базируются на поэлементном учете, мы должны предусмотреть соответствующие «мостики» в плане счетов между поэлементным и постатейным учетом. Специалисты предлагают перейти на европейскую структуру плана счетов, состоящую из 10 классов с 3-единой нумерацией кодов синтетически, 2-я-3-я резервными классами счетов для организации управленческого, в том числе калькуляционного учета.

Определяющим тормозом в разработке нового плана счетов является отсутствие цивилизованной практики применения рыночных инструментов и соответствие их национальных стандартов.

В соответствии с программой должны быть разработаны около 20 национальных стандартов.

1-я группа стандартов связана с общими вопросами раскрытия информации. Предстоит очень многое уточнить в связи с такими понятиями как слияние, выделение, объединения понятий. Как-то, намечен возврат к регулированию составления бухгалтерской отчетности, то есть стандарту по сегментам. Ранее составление такой отчетности было обязательно: «разбивали» промышленность, сельское хозяйство, науку на несколько видов, подотрослей. В нашей отчетности мы расшифровали до 20 видов деятельности и теперь возвращаемся - через международные стандарты – к той практике, которая была в советское время.

2-я группа стандартов связана с имуществом, обязательствами организаций. Решатся такие сложные вопросы о доверительном управлении имуществом, аренды основных средств, финансовых вложений, нематериальных активов.

3-я группа стандартов связана с финансовыми результатами. Здесь дадутся четкие определения доходов и затрат предприятий. Естественно должен быть стандарт по расчетам налогов. Нововведением в Налоговом Кодексе является режим отложенных налогов – налоговый дисконт. Так же необходим стандарт государственной помощи, то есть необходимо определить особенности учета средств, получаемых организацией из бюджета в виде субвенций, трансфертов, бюджетных ассигнований.

Многое предстоит сделать в области методических указаний: почти для каждого стандарта будет подготовлен документ методического характера, раскрывающей технику учета.

Вторая составная часть программы – становление профессии бухгалтеров.

Должен быть создан соответствующий механизм осуществления регулирования профессиональных функций, в частности, через организованный в 1997 году институт профессиональных бухгалтеров.

Существенную роль в повышении статуса профессионального бухгалтера играет проводимая в настоящее время работа по аттестации. Ее главная цель – повышение квалификационного уровня специалистов, от которых зависит принятие решений. Здесь же будут решаться проблемы учебно-методические вопросы. В ближайшие 2-а года надо подготовить новые программы и учебные пособия, повысить уровень механизации и автоматизации учета.

Третье направление – международное сотрудничество. Здесь предполагается вступление и активная работа в международных организациях. Должна быть налажена целенаправленная систематическая работа с Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, Международной федерации бухгалтеров, секцией по бухгалтерскому учету Комитета по торговле и развитию ООН, организацией экономического сотрудничества и развития.

Хотелось бы подчеркнуть, что программа будет выполняться не на пустом месте, в России есть определенные полезные наработки. Функционирует российская система бухгалтерского учета, которая сложилась на протяжении нескольких десятилетий. Техническая часть российского бухгалтерского учета не самая сложная в мире. Уже несколько лет организации работают в условиях обновленного плана счетов, новых утвержденных стандартов по бухгалтерскому учету.

При реформировании будут приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России. «Будет обеспечена непротиворечивость российской системы бухгалтерского учета общепризнанным в мире подходам к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности»[11].

Проблема адаптации бухгалтерского учета и отчетности России к международным учетным стандартам зависит не только от решения методологических, организационных и технических вопросов в области бухгалтерского учета, но и от степени развития действительно рыночных отношений в стране.

И так, подведем итоги 1 главы: реформирование отечественной системы бухгалтерского учета – процесс своевременный и необходимость его не вызывает сомнений, так как существует множество предпосылок проведения реформ.

Цель реформирования – гармонизация российского бухгалтерского учета с международными стандартами.

Но условия общего экономического кризиса в стране усложняют проведение реформ. Законодательные органы постепенно решают вопросы и проблемы реформ. В частности, принимается Программа реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Одним из основных направлений реформ является совершенствование нормативного регулирования. В соответствии с ним уже приняты и введены в действие новые стандарты бухгалтерского учета:

1. Положение по бухгалтерскому учету. Учет основных средств (ПБУ 6/97). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 03.09.97 №65Н;

2. Положение по бухгалтерскому учету. Учетная политика организаций (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 09.12.98 №60Н;

3. Положение по бухгалтерскому учету. Учет материально-производственных запасов (ПБУ 5/98). Утверждено приказом Министерством финансов РФ от 15.06.98 №25Н;

4. Положение по бухгалтерскому учету. События после отчетной даты (ПБУ 7/98). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 25.11.98 №56Н;

5. Положение по бухгалтерскому учету. Условные факты хозяйственной деятельности (ПБУ 8/98). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 25.11.98 №57Н.

 

Раскроем смысл некоторых, приведенных выше, положений, указав на предлагаемые ими нововведения.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97) устанавливает методологические основы формулирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и договора аренды.

Главное новшество заключается в предоставлении организациям широких полномочий в ведении учета основных средств, в расширении возможностей применения амортизационной политики хозяйствующим субъектам.

В положении приведено определение понятия основных средств. Новое в политике амортизации, в отличие от порядка, в соответствии с которым стоимость основных средств организации погашается путем начисления износа (амортизационной стоимости) и списания на издержки производства (обращение) в течение нормативного срока их полезного использования, в соответствии с настоящим Положением срок полезного использования должен определяться самой организацией при принятии объекта к учету.

В практику начисления амортизации отчислений в дополнение к ныне действующим – линейному способу, и способу начисления амортизации пропорционально объему продукции, выпускаемой с помощью объекта основных средств, вводятся еще амортизации: способ уменьшаемого остатка и способ описания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования.

Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) настоящее положение устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты. Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год. Событием после отчетной даты признается, например, объявление годовых дивидендов по результатам деятельности акционерного общества за отчетный год, принятие решения по реорганизации организации; крупная сделка, связанная с приобретением и выбытием основных средств и финансовых вложений; пожар, аварии, стихийные бедствия, в результате которых уничтожена значительная часть активов организации.

Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98) устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности условных фактов хозяйственной деятельности. Условным фактом хозяйственной деятельности признается имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, то есть возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий. К условным фактам хозяйственной деятельности относятся, например, незавершенные на отчетную дату судебные разбирательства; гарантии и другие виды обеспечения обязательств сроки и исполнение по которым не наступили; обязательства в отношении охраны окружающей среды.

Последствиями условного факта могут быть условный убыток, условная прибыль, условное обязательство, условный актив.

Рамки дипломной работы, к сожалению, не достаточны для исследования всех положений о бухгалтерском учете, поэтому остановимся на одном – положении о бухгалтерском учете основных средств, проанализируем его в области нововведений в способы начисления амортизации; сделаем расчеты по каждому методу. На основании проведенных исследований сделаем вывод о целесообразности совершенствования нормативного регулирования.

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОБ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВАХ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: