Состав и применение сонатной формы




Сонатно-симфонический цикл: характеристика видов, строение, жанры и количество частей

Сонатно-симфонический цикл — сложная форма, состоящая из многих частей. Она давно известна, и остается актуальной для сочинения музыкальных произведений до сих пор. Жанры сонатно-симфонического цикла применяются для написания сонат, инструментальных ансамблей (квартет, трио, квинтет) и концертов, а также симфоний. Становление современного вида этой формы произошло еще в начале XVIII века, а зарождение еще раньше.

Строение классического сонатно-симфонического цикла произошло во времена творения таких авторов, как В. А. Моцарт и Й. Гайдн. Отдельно следует выделить Бетховена, ведь он стал основоположником симфонии, написав 104 музыкальных произведения в этом жанре. Все эти музыканты относятся к венской школе. А теперь необходимо разобраться, какие жанры имеют форму сонатно-симфонического цикла.

Жанры

Такая музыкальная форма в виде цикла относится к одному из следующих видов:

· Симфония.

· Соната.

· Концерт.

· Инструментальный ансамбль.

Классический сонатно-симфонический цикл

Характерные черты:

1. Гомофонно — гармонический склад (это значит, что один из голосов является мелодией, а другие вторят, подчиняются ему. Этому термину обычно противопоставляют полифонию – многоголосие).

2. Темы внутри каждой части контрастны (не считая старинных форм).

3. Цельное развитие.

4. Все части имеют индивидуальное содержание, форму и скорость (темп).

5. Каждая часть сменяется контрастной.

Строение

А теперь стоит подробнее остановиться на строении сонатно-симфонического цикла.

Прежде всего, каждая партия в нем имеет определенную тональность, настроение и темп. Итак, сколько частей в сонатно-симфоническом цикле? Расположение составляющих не случайно и имеет важное значение. Классификация М. Г. Арановского, российского музыковеда, дает следующий порядок:

· 1 часть «Человек действующий»;

· 2 часть «Человек размышляющий»;

· 3 часть «Человек играющий»;

· 4 часть «Человек в обществе».

Сонатная форма

Как говорилось выше, обычно единственная часть (в большинстве случаев первая) создается в форме сонаты – высшей музыкальной форме, по мнению большинства музыкантов, ведь именно она позволяет автору описать сложные жизненные ситуации, события. Если говорить о том, какая часть сонатно-симфонического цикла является определяющей, то, скорее всего, это будет непосредственно часть, написанная в сонатной форме.

Говоря о сонате, можно провести аналогию с драмой. Это литературные произведения, предназначенные для театральной постановки. Строится она по следующему принципу:

· завязка (знакомство с героями, зарождение основного конфликта);

· развитие (события, которые более глубоко раскрывают личности героев, изменяют их);

· развязка (разрешение главного конфликта, результат, к которому приходят герои).

Сонатная форма, от которой напрямую зависит строение сонатно-симфонического цикла, состоит из:

· экспозиции – изложение основных тем музыкального произведения;

· разработки – развитие уже знакомых тем, их изменение;

· репризы – возвращение изначальных тем в измененном виде.

Состав и применение сонатной формы

Сфера использования:

1. Первая часть или финал концертов, сонат и симфоний.

2. Симфоническая пьеса или увертюра.

3. Хоровые произведения, хотя такое происходит довольно редко.

А теперь конкретно рассмотрим, из каких частей состоит сонатная форма.

· Экспозиция. Главная партия (основная линия, пишется обычно в основной тональности). Связующая (призвана соединить главную и побочную партии, обеспечить переход из одной тональности в другую). Побочная партия (тема, которая противопоставляется главной, пишется обычно в тональности V ступени – доминанты тональности главной партии для мажора и III ступени для минора); Заключительная (завершающая часть экспозиции, обычно закрепляет тональность побочной партии. При этом стоит отметить, что заключительная и связующая партии медленной части сонатно-симфонического цикла не являются самостоятельными, основаны на музыкальном материале главной и побочной тем и не влияют на развитие идеи. Это закономерность, а не строгое правило, может варьироваться в зависимости от желания автора. Ведь для композитора главное – передать суть содержания, а не соблюсти все тональные и тактовые закономерности. Например, это касается творчества В. А. Моцарта (сонаты №11 и №14).

· Разработка. В этой части произведение может развиваться по нескольким сценариям. Использование только главной и побочной партий для достижения художественных задач не всегда позволяет сделать соблюсти все музыкальные нормы. В качестве примера музыкальных произведений с наиболее простой разработкой можно назвать Й. Гайдна (соната №37), С. С. Прокофьева (симфония №1). Иногда вступление в произведении сонатной формы играет особенную роль. Оно контролирует скорость развития (Л. Бетховен, симфония №5, соната №8; Франц Шуберт, симфония №8). Сонаты ХХ века имеют активное развитие тем в разработке (С. С. Прокофьев, соната №2; Н. К. Метнер «Соната-фантазия»). Концепция автора может подразумевать следующие варианты развития: будущее развитие главной и побочной партий; возникновение новой темы; созревание связующей и заключительной партий.

· Реприза. Задача этой части – вернуться к темам экспозиции, преобразовав тональность побочной темы в основную, а не доминантовую. Здесь также возможны отклонения. Реприза может продолжить развитие средней части или же появиться на пике кульминации. Например, как в симфонии №4 П. И. Чайковского.

Также есть музыкальные произведения в сонатной форме, которые не заканчиваются на репризе, а имеют дополнительную часть под названием «кода». Это итоговый раздел, который звучит после репризы. Помогает дополнить или расширить структуру формы. Может содержать в себе общие темы или только одну, которой композитор по важности в драматургии отвел первое место (И. Брамс, рапсодия си минор; В. А. Моцарт, соната №14).

Анализируя сонатную форму, важно определить основные темы и тональности, в которых они написаны. А также постараться выявить закономерности появлений таких партий и замысел их взаимодействия в произведении.

Интересно отметить, что сочиняется сонатная форма обычно для сольного инструмента.

Гайдн

Всего этим композитором было написано 104 симфонии. Первое музыкальное произведение в этом жанре он создал в 1759 году, а заключительное – в 1795-м.

По творчеству можно проследить эволюцию сонатно-симфонического цикла Гайдна. Начиная с образцов бытовой и камерной музыки, он продвинулся до Парижской и Лондонской симфоний.

Парижские симфонии

Это цикл произведений с классическим (парным) составом оркестра. Композиция отличается медленным вступлением с последующим контрастным развитием.

Симфоническому стилю Й. Гайдна в целом свойственно возрастание образной контрастности, индивидуальности содержания.

«6 Парижских симфоний» были созданы в 80-е годы XVIII века. Большинство названий симфонических произведений этого композитора связаны с обстоятельствами, при которых были написаны или исполнены.

Лондонские симфонии

Цикл из 12 произведений по праву считается одним из высших творений данного композитора. Лондонские симфонии имеют особенную живость и жизнерадостность, не отягощены серьезными проблемами, ведь главной задачей автора было заинтересовать искушенного слушателя.

Парный оркестровый состав уравновешивает звучание струнных и деревянных духовых инструментов. Это способствует гармоничному и стройному облику симфонии. Гайдновские симфонии направлены на слушателя и создают ощущение открытости. Немаловажное значение в этом имеет использование композитором песенных и танцевальных, а также бытовых мотивов, которые часто были заимствованы из народного творчества. Их простота, вплетенная в сложную систему симфонического развития, приобретает новые динамические и образные возможности.

Классический состав оркестра, который включает в себя все пять группы музыкальных инструментов, установился в симфоническом творчестве Й. Гайдна в более позднем периоде. В этих симфониях самые разные стороны жизни представлены в едином уравновешенном виде. Это касается лирико-философских размышлений, серьезных драматических событий и юмористических ситуаций, если обобщить и говорить кратко.

Сонатно-симфонический цикл Й. Гайдна содержит 3, 4 или 5 частей. Иногда композитор менял привычную расположенность партий, для того чтобы создать особое настроение. Импровизационные моменты его произведений позволяют легко воспринять даже самые масштабные и серьезные инструментальные жанры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: