Педагогическая модель воспитания в вузах ГПС МЧС России




По своей сущности модель воспитания представляет собой аналог согласованной деятельности всех субъектов воспитания, направленный на создание воспитательной среды вузов ГПС МЧС России как совокупности условий и факторов жизнедеятельности обучающихся, необходимых для формирования у них компетентности, профессиональных и личностных качеств сотрудника ГПС МЧС России. Ключевым звено в модели системы воспитания является личность курсанта (слушателя), представляющего основу организации воспитания в вузе.

Модель воспитания в вузах ГПС МЧС России включает в себя следующие основные компоненты, структурные элементы: субъекты и объекты воспитания в вузах ГПС МЧС России; цели и задачи воспитания; принципы и закономерности; виды, направления, формы воспитания; технологии и методы воспитания; способы и средства воспитания; планирование, сбор и анализ информации; распределение функциональных обязанностей субъектов воспитания; воспитательные взаимодействия субъектов воспитания (воспитателей и воспитуемых); управление, организация воспитательных взаимодействий (воздействий); контроль процесса воспитания, оценка результатов воспитания; факторы и условия воспитания; научно-методическое, педагогическое, кадровое, информационное, психологическое, правовое, социологическое, культурно-досуговое, материально-техническое и обеспечение воспитания.

3. Система воспитания в вузах ГПС МЧС России - целостная совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии между собой для повышения результативности образовательного процесса в вузах ГПС МЧС России, достижения педагогических целей формиро­вания и развития личности сотрудников ГПС МЧС России в соответствии с тре­бованиями создания современной спасательной организации государства, обеспечения готовности сотрудников к решению задач по предназначению в интересах обеспечения защиты личности, общества и го­сударства, пожарной безопасности.

Основные элементы системы воспитания в вузах ГПС МЧС России интегрированы в группы – компоненты системы воспитания: целевой (требования, цель, задачи, факторы, условия); организационный (закономерности, принципы, субъекты, объекты, управление); содержательный (концепции, идеи, взгляды, качества личности, виды, направления); технологический (технологии, этапы, методы, формы, средства); результативный (диагностика, контроль, оценка, критерии и показатели, коррекция).

4. Критерии и показатели эффективности системы воспитания в вузах ГПС МЧС России:

целенаправленность воспитания (обоснованность постановки целей и задач; преемственность в постановке целей и решении задач; успешность решения воспитательных задач; способность анализировать достижение целей и задач);

сформированность воспитательной среды вузов (уровень использования передовых технологий воспитания; постановка и решение воспитательных задач в рамках учебных дисциплин, учебных занятий, воспитательных мероприятий);

организованность воспитательной работы в вузах (способность сосредоточить усилия на главном в воспитательной работе; оптимальность применения средств воспитания; достижение поставленных воспитательных целей в сроки; привлечение начальников всех степеней к воспитательной работе);

взаимодействие и взаимоотношения участников процесса воспитания (степень координации воспитательной работы; взаимосвязь воспитательных аспектов в служебной, педагогической, общественной деятельности; воспитательный контакт руководителей, педагогов с подчиненными; привлечение к процессу воспитания общественных организаций и родителей, гуманизация взаимоотношений и уважение личного и общественного мнения);

индивидуализация и дифференциация воспитания (знание особенностей личности обучающихся (сотрудников); степень дифференциации воспитательной деятельности; степень индивидуализации воспитательной деятельности; оказание педагогической помощи, организация взаимопомощи);

сформированность корпоративной этики сотрудников МЧС России (взаимоотношения в коллективах; характер групповой оценки явлений в коллективе; социометрический статус в подразделениях; развитие взаимопомощи, взаимовыручки в коллективах; направленность мнений, настроений, традиций);

подготовка должностных лиц к проведению воспитания (наличие высокой педагогической культуры; уровень педагогического мастерства).

5. Пути совершенствования воспитания в вузах ГПС МЧС включают повышение эффективности профессионального воспитания, нравственного воспитания, формирования основ дисциплинированного поведения в вузах ГПС.

Профессиональное воспитание - это педагогический процесс, направленный на формирование системы ценностей и самосознания обучающихся в вузах ГПС МЧС России как субъекта профессионального труда. Профессиональное воспитание в вузах ГПС включает: формирование профессионального и гражданского сознания сотрудников ГПС; воспитание у курсантов интереса к профессии сотрудника ГПС и мотивации к её освоению; формирование ответственного отношения к учебе, профессиональной подготовке в вузе ГПС; развитие организаторских и коммуникативных качеств курсантов; оказание помощи в самопознании, и решении задач профессионального и личностного развития; формирование и развитие профессиональной и общей культуры обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

Нравственное воспитание в вузах ГПС МЧС России - специально организованный процесс целенаправленного развития нравственной личности сотрудников, обучающихся в вузах ГПС МЧС России посредством формирования устойчивых этических знаний, нравственных убеждений, качеств, чувств, привычек, отношений и деятельности, способствующих успешной подготовки и деятельности сотрудников и их здоровому морально-психологическому состоянию.

В системе воспитания в вузах ГПС МЧС России особую значимость имеет формирование основ дисциплинированного поведения сотрудников ГПС МЧС, которым предстоит в профессиональной деятельности при выполнении служебных задач принимать и выполнять ответственные решения, от которых будет зависеть противопожарная безопасность, жизнь и здоровье граждан России.

Применительно к воспитанию дисциплинированного поведения в вузах ГПС МЧС России необходимо использовать как педагогические идеи авторитарного воспитания для создания основ дисциплинированности личности (формирования знаний, умений и навыков дисциплинированного поведения в стандартных ситуациях), так и идеи свободного воспитания для осуществления перехода курсантов на более высокие уровни дисциплинированности (самостоятельное определение форм поведения в ситуациях морально-правового выбора).

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

1) осуществлен историко-педагогический и научно-теоретический системный анализ исследования и решения пробле­м воспитания кадров пожарной охраны, сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России в процессе их профессиональной подготовки и деятельности;

2) дана характеристика современного состояния теории и практики воспитания сотрудников ГПС МЧС России; определено, что современное состояние разработанности проблемы воспитания в вузах ГПС МЧС России характеризуется переходом от рассмотрения отдельных содержательных элементов воспитания в ходе профессиональной подготовки к глубокому и целостному комплексному изучению сущности, содержания и специфики воспитания в вузах ГПС МЧС России в контексте реализации современных требований, тенденций и подходов (компетентностного, комплексного, системного, субъект-субъектного) в подготовке и деятельности сотрудников ГПС МЧС России;

3) уточнен понятийный аппарат, теория педагогики, профессионального образования обогащена представлениями о сущности, содержании, воспитания в вузах ГПС МЧС России, путях его совершенствования, системе воспитания и воспитательной среде в вузах ГПС МЧС России;

4) впервые с учетом современных тенденций развития образования, требований и подходов к профессиональной подготовке сотрудников ГПС МЧС России разработана педагогическая концепция воспитания в вузах ГПС МЧС России, включающая цель, задачи, функции, принципы, закономерности, дидактические и развивающие аспекты воспитания в вузах ГПС МЧС России;

5) впервые в системе подготовки кадров МЧС России на основе предложенной концепции разработаны технологические основы воспитания обучающихся в вузах ГПС МЧС России как средства профессионального и личностного развития в процессе подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1) обоснована методология исследования проблем воспитания в вузах ГПС МЧС России на основе комплексного подхода к развитию личности, содержательно-функционального подхода к анализу педагогического знания, структурно-функционального подхода к рассмотрению педагогических систем; систематизированы и раскрыты теоретические положения, раскрывающие педагогические основы воспитания в вузах ГПС МЧС России как профессиональной деятельности руководящего и педагогического составов, других должностных лиц органов управления и вузов ГПС МЧС России по обеспечению подготовки сотрудников ведомства на уровне современных требований

2) определены сущность, содержание, закономерности, особенности, функции, принципы, условия, этапы, направления воспитания в вузах ГПС МЧС России в процессе профессиональной подготовки, сформулированы требования к совершенствованию его организации, содержания и методики с учетом реализации современных тенденций развития образования, пожарного дела, обеспечения национальной безопасности;

3) разработана концепция воспитания в вузах ГПС МЧС России, обогащающая педагогику знаниями о целевой основе и содержании процесса воспитания в вузах ГПС МЧС России, направленного на формирование профессионально важных качеств, личностного развития обучающихся в вузах ГПС МЧС России;

4) сформирована система воспитания в вузах ГПС МЧС России, определены её компоненты, проведено моделирование системы и экспериментальная проверка;

5) выделены критерии и показатели эффективности деятельности руководителей, профессорско-преподавательского состава, других должностных лиц органов управления и вузов по воспитанию обучающихся в вузах ГПС МЧС России, позволяющие выявлять степень соответствия реальной подготовки выпускников вузов выдвигаемым требованиям к сотрудникам ГПС МЧС России;

6) определены организационно-педагогические условия и пути совершенствования воспитания в вузах ГПС МЧС России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на решение проблемы повышения эффективности профессионального образования, подготовки сотрудников ГПС МЧС России, развитие обучающихся в вузах ГПС МЧС России, формирование их профессиональной компетентности, качеств личности, необходимых для решения стоящих перед МЧС России задач. Результаты исследования позволяют системно осуществлять воспитание в вузах ГПС и в целом сотрудников ГПС МЧС России в процессе их профессиональной подготовки, обеспечить формирование профессиональной и личностной компетентности сотрудников ГПС на основе высокого уровня воспитанности. Разработанная концепция воспитания в вузах ГПС МЧС России, а также предложенные система, модель, технологии, критерии и показатели эффективности воспитания могут быть использованы в образовательном процессе вузов МЧС России, вузов силовых ведомств, в целом в системе высшего профессионального образования России.

Обоснованность и достоверность результатов обусловлены применением комплекса теоретических и эмпирических методов исследования; адекватностью методик; репрезентативностью выборки; качественным и количественным анализом; статистической обработкой материалов; экспертизой и публикацией основных результатов и выводов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в течение 2005-2010 годов посредством публикаций, экспериментальной работы по реализации и оценке эффективности системы воспитания в вузах ГПС МЧС России. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедр, ученых советов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, Академии ГПС МЧС России, Ивановского и Уральского институтов ГПС МЧС России. Полученные научные результаты и экспериментальные данные докладывались автором: на международных, всероссийских, региональных и межвузовских научно-теоретических и практических конференциях «Состояние и перспективы развития психологической службы МЧС России (Москва, 2006), «Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (Москва, 2008), «Развитие военной педагогики в XXI веке» (Санкт-Петербург, 2009), «Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании» (Санкт-Петербург, 2009), «Сервис безопасности в России» (Санкт-Петербург, 2009), «Инновационная деятельность в Вооруженных Силах РФ» (Санкт-Петербург, 2009, 2010), «Образование и общество в условиях глобализации» (Воронеж, 2009), «Специфика педагогического образования в регионах России» (Тюмень, 2010) и др. Выводы, обобщения и рекомендации по совершенствованию воспитания кадров ГПС МЧС России использованы при разработке документов и материалов МЧС России по вопросам кадровой и воспитательной работы. Они внедрены в образовательный процесс вузов и органов управления МЧС России о чем получены 3 акта реализации результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в публикациях.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. Диссертация иллюстрирована рисунками, схемами и таблицами.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе «Воспитание в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России как предмет педагогического исследования» обоснована методология исследования проблем воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России; проведен психолого-педагогический анализ требований к профессиональным и личностным качествам сотрудника ГПС; определено состояние теории и практики воспитания в высших учебных заведениях Государственной противопожарной службы МЧС России.

Определение методологии предполагает выделение научных подходов и теоретических положений, служащих основанием для решения задач исследования. Применительно к проблеме воспитания в вузах ГПС МЧС России методология включает совокупность подходов и положений, являющихся базовыми для разработки и развития теории и практики воспитания в вузах ГПС МЧС России.

Воспитание является одной из основных категорией педагогической науки. Вместе с тем, воспитание тесно связано с политикой государства, идеологией, особенностями общества.

Понятие «воспитание» рассматривается как в широком смысле - как общий процесс социализации человека, как формирование личности определенного типа, так и в узком смысле - как воспитание конкретных личностных качеств - нравственности, патриотизма, дисциплинированности, ответственности и др.

С начала 1990-х годов в связи с происходившими в российском обществе изменениями понимание сущности воспитания подрастающего поколения подвергалось пересмотру, служило предметом дискуссий на всех уровнях его рассмотрения в обществе, в том числе и в педагогической теории. Отечественная педагогика стала вести поиск путей и средств воспитания в новых социально-экономических условиях. Утверждалась новая парадигма воспитания. В качестве ведущих принципов воспитания в этот период обосновываются гуманизация, демократизация и индивидуализация взаимоотношений в процессе обучения и воспитания. Осуществлялся поиск путей реализации этих принципов в педагогической практике. При этом предлагались следующие решения: формировать индивидуальные стратегии жизни (К.А.Абульханова-Славская); развивать рефлексию на собственный жизненный путь (А.Г.Асмолов); создавать индивидуально-ориентированную систему ценностных оснований воспитания (А.А. Бодалев, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Е.В. Бондаревская); осуществлять воспитание на основе потребностей человека, на основе этики (К.А. Шварцман, Л.В. Коновалова, О.Н. Крутова), на основе помощи в разрешении проблем развития личности и индивидуальности (Н.Ф. Гейжан, С.В. Кульневич, В.А. Фокин); ориентация на формирование потребности в саморазвитии (С.В. Кошелева) и др.

Отечественными учеными традиционно разрабатывался деятельностный подход в воспитании. С позиций данного подхода различные виды деятельности (профессиональная, учебная, эстетическая, спортивная, общественная и др.) являются при соответствующей организации направляющей и формирующей воспитательной средой.

Ведущей тенденцией педагогической теории начала 90-х годов XX столетия является разработка теории и практики личностно-ориентированного воспитания. Вместе с тем, в педагогических публикациях разрабатываются и другие подходы.

И.Ф. Харламов обосновал деятельностно-отношенческую концепцию воспитания, считая, что стержнем всей воспитательной работы является формирование отношения подрастающего человека. При этом основным способом является упражнение в правильном поступке. И.Ф. Харламов считает формирование личностных качеств основой процесса воспитания и перечисляет ряд социальных, нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических качеств на основе отношения молодого человека к тем или иным формам действительности.

Ю.С. Мануйлов обосновывает «средовый подход» в воспитании, который представляет собой способ педагогической организации среды, создания и реализации педагогических условий, оптимизации их влияния на личность обучающегося. Важно учитывать, что педагогическая среда вузов ГПС МЧС России является специфической, ее организация отличается от гражданских вузов. Свои особенности имеют педагогические условия воспитания личности сотрудника ГПС.

Е.Н. Степановым изучены вопросы моделирования воспитательной системы образовательного учреждения.

С середины 1990-х годов в педагогической теории активно развивается компетентностный подход в образовании, который своё глубокое обоснование получил в последние годы. В России компетентностный подход разрабатывается с расчетом на то, чтобы осуществить модернизацию российского образования на компетентностной основе. Учет положений данного подхода особо важен для разработки концепции и реализации технологий воспитания в вузах ГПС МЧС России на современных методологических основаниях.

В.А. Болотов и В.В. Сериков отмечают, что компетентностный подход отражает такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнение ключевых (относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.

Б.Д. Эльконин считает, что в рамках компетентностного подхода надо строить и заранее задавать «ситуации включения». При этом слово включение означает оценку ситуации, проектирование действий, и отношений, которые требуют тех или иных решений.

Е.В. Бондаревская и С.В. Кульневич показывают, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Ключевые компетенции - это личные цели человека, личные смыслы образования.

Компетентностный подход соответствует положениям Болонского процесса и эффективен для подготовки специалистов практиков, что важно учитывать в воспитании и в целом подготовке сотрудников ГПС МЧС России.

Наряду с широким распространением понятий «компетентность» и «компетенция», в обучении и воспитании сотрудников ГПС МЧС России не теряют своего значения такие термины как «квалификация», «профессионализм» и др.

Разнообразие ситуаций, факторов и условий деятельности сотрудников ГПС М ЧС России требует формирования в процессе их подготовки в вузе не только гибких и обобщенных квалификаций, компетенций, но и личностных качеств, которые составляют собственно предмет воспитания в вузах ГПС МЧС России. Для научно-обоснованной разработки концепции воспитания в вузах ГПС МЧС России необходима систематизация общекультурных, личностных, гражданских, трудовых, профессиональных, корпоративных ценностей сотрудников ГПС МЧС России.

С начала 2000-х годов в отечественной системе образования усилилось внимание к воспитанию обучающихся. В публикациях последних лет в качестве важнейших методологических оснований педагогических исследований проблем воспитания выделяются такие системные характеристики, как междисциплинарность, системность и комплексность исследований и практики воспитания, среды и воспитательного пространства вуза, внутривузовских взаимоотношений и взаимодействия всех субъектов воспитания.

Современными исследователями отмечается сложность организации и управления системой воспитания в вузе. Важным при этом является рассмотрение вуза как воспитательного пространства, понимание его как воспитательной системы с внешними и внутренними взаимосвязями и взаимозависимостями.

С точки зрения воспитания будущего сотрудника ГПС МЧС России, имеющийся в гражданских вузах опыт можно признать недостаточным. Воспитание обучающихся как будущих сотрудников ГПС МЧС России должно занимать гораздо более важно место в воспитательном пространстве вуза ГПС МЧС России по сравнению с воспитанием студентов гражданских вузов. В этой связи следует вести поиск таких форм воспитания в вузах ГПС МЧС России, которые с одной стороны, отвечали бы современным подходам в воспитании, а с другой стороны - избегали бы сосредоточенности только на конкретных мероприятиях, которая в определенной степени присуща упорядоченной организации образовательного процесса и воспитательной работы в вузах ГПС МЧС России.

Важнейшим показателем и результатом воспитательной деятельности в образовательном учреждении является отношение обучающихся к знанию, самосовершенствованию, развитию. Исследования свидетельствуют о различиях по этому показателю в среде студентов гражданских вузов и курсантов вузов силовых ведомств. Соответственно, должны меняться технологии, способы педагогического воздействия на курсантов вузов разного типа.

В 1990-е годы в противовес авторитарному подходу начала интенсивно развиваться педагогика сотрудничества, субъект-субъектный подход. В процессе реформ отечественного образования происходил активный поиск более гуманных, демократичных способов организации взаимоотношений и педагогического взаимодействия между учителем и обучающимся, воспитателем и воспитуемым. Воспитанник перестал быть объектом воздействия и стал рассматриваться как субъект педагогического взаимодействия. Отношения между педагогом и учащимся из субъект-объектных преобразовывались в субъект-субъектные отношения, признающие важную роль субъектной, собственной активности обучающегося, воспитанника в образовательном процессе.

В качестве важнейшего пути совершенствования воспитания в настоящее время рассматривается утверждение и реализация гуманистической парадигмы как теоретической модели, принятой в качестве образца решения воспитательных задач. Основная идея заключается в том, что воспитание рассматривается как процесс теснейшим образом связанный с деятельностью человека, обусловленный человеческими потребностями, интересами, ценностями. Тем более это верно для осмысления воспитания в студенческих, курсантских, офицерских, многообразных коллективах сотрудников ГПС МЧС в которых командир (начальник), руководитель, воспитатель взаимодействует с людьми, чьи личностные качества в основном уже сформированы.

Рассмотрение процесса воспитания как взаимодействия позволяет понять его не как нечто навязанное человеку извне, а как процесс, обусловленный, прежде всего, собственной практикой человека, его личностными усилиями. Такой подход позволяет осмыслить воспитание в вузе ГПС МЧС России предельно широко, в силу того, что обучающийся (курсант, слушатель, студент) взаимодействует с участниками образовательного процесса, другими людьми во всех жизненных сферах, в процессе профессиональной подготовки, учебы, службы, физической культуры и спорта, труда, на отдыхе, занимаясь общественной деятельностью, проводя время в кругу друзей, семьи. Педагогическое взаимодействие может носить как вертикальный (межпоколенный), так и горизонтальный (внутрипоколенный) характер, может быть как непосредственным, так и опосредованным.

Следовательно, воспитание, выступая стороной взаимодействий участников образовательного процесса в вузе ГПС МЧС России, буквально пронизывает социальную практику сотрудников ГПС МЧС России, и не может быть локализовано только в педагогической сфере. Таким образом, воспитание в вузах ГПС МЧС России должно рассматриваться и осуществляться во взаимодействии всех его типов и направлений, ибо каждый из них позволяет обогащать сознание и психику людей, совершенствовать их различные социальные характеристики.

Признание единства различных форм бытия воспитания позволяет раскрыть его социальную сущность. Воспитание есть специфический аспект взаимодействия людей, непременный компонент его духовной и практической составляющей, Это такое взаимодействие, результатом которого является изменение личностных качеств человека.

Воспитание в вузах ГПС МЧС России вплетено в контекст реальной жизни человека и отражает в себе её особенности. Соответственно, качество воспитания, его цели, средства, методы и собственно результаты детерминированы как объективными, так и субъективными причинами (факторами, условиями).

Методология воспитания в вузах ГПС МЧС России требует глубокого изучения человека как участника образовательного процесса. В этой связи чрезвычайно важным является исследование характеристик человека (биологических, этнических, половых, психофизиологических, интеллектуальных, психологических, педагогических, морально-волевых и др.). Эти характеристики определяют возможности освоения обучающимися профессии сотрудника ГПС МЧС России и личностного роста.

Осмысление методологии изучения проблем воспитания в вузах Государственной противопожарной службы МЧС России требует комплексного подхода к рассмотрению этих проблем в целостной системе воспитания сотрудников МЧС, молодежи, граждан России на современном этапе развития российского государства и общества. Анализ развития теории воспитания показывает, что основными характеристиками современного понимания воспитания в отечественной педагогике является его гуманизация, утверждение субъект-субъектных отношений в педагогическом взаимодействии, признание развития личности как определяющего эффективность педагогической деятельности, признание интересов и потребностей личности равноправными интересам и потребностям общества и государства.

Воспитание в высших учебных заведениях является сложным процессом и видом деятельности. Его отличительные черты в современных условиях - это плюрализм и вариативность воспитательных практик, возрастание роли образовательных, психологических и педагогических технологий, увеличение степени свободы субъектов учебно-воспитательного процесса, личностно-деятельностная направленность образования, культивирование личной ответственности, организация среды воспитания; оптимизация процессов социализации и индивидуализации; поликультурный характер образования, возрастание роли самоуправления учебных и преподавательских коллективов.

Воспитание в вузах ГПС МЧС России является органической частью процесса подготовки кадров, кадровой и воспитательной работы в МЧС России и подчиняется основным требованиям государства и ведомств.

Методологическими основами исследования и решения проблем воспитания в вузах ГПС МЧС России являются личностно-деятельностный, компетентностный, субъект-субъектный, гуманистический, комплексный и системный подходы. Данные подходы отражают изменившуюся цель воспитания человека в современных условиях, подчеркивают возросшую роль активности личности в построении собственной жизнедеятельности и взаимодействия с другими людьми. Они представляют собой педагогические средства эффективного исследования, организации и осуществления воспитания в вузах ГПС МЧС.

Деятельность сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России представляет собой особую разновидность профессионального труда. Как социокультурное явление данный труд усложняется по мере развития общества и всех его сфер, техники и технологий, возрастания угроз безопасности личности, общества, государства, повышения значимости деятельности по обеспечению противопожарной охраны. Психолого-педагогический анализ источников, в которых прослеживается история становления и развития противопожарной службы, свидетельствует, что в каждый исторический период признавалось значение профессиональных и личностных качеств и способностей пожарных, специалистов пожарной безопасности для эффективного исполнения служебных обязанностей.

В настоящее время в жизни человечества все большее место занимают проблемы, связанные с преодолением различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приводящих к людским потерям и ущербу.

С 90-х годов XX столетия определяющими как в развитии общества, так и государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций становятся процессы информатизации и внедрения современных наукоемких технологий. В этой связи изменяется как социальный, так и ведомственный заказ, определяющий профессиональные и личностные качества сотрудников МЧС России, ГПС МЧС России. С учетом запросов времени и общества основной целью кадровой политики МЧС России в начале XXI века определяется подготовка, формирование, воспитание и востребование кадрового потенциала министерства как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса, обеспечивающего выполнение всего спектра задач по проблемам подготовки и ведения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности. В этих условиях закономерным является повышение внимания к воспитательным аспектам профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России.

Таким образом, среди множества проблем совершенствования подготовки и деятельности сотрудников ГПС МЧС России одно из центральных мест занимает проблема формирования их профессиональных и личностных качеств, важнейшим путем решения которой является целенаправленное и организованное воспитание обучающихся в вузах ГПС МЧС России.

Проблема воспитания обучающихся в вузах как будущих сотрудников ГПС МЧС России многогранна и многопланова, она решается различными специалистами и должностными лицами - педагогами, командирами и начальниками всех степеней, воспитателями, психологами, специалистами профессионального отбора и кадровых органов. Но как целостная научно-педагогическая проблема, применительно к современным требованиям к образованию, подготовке и деятельности сотрудников ГПС МЧС России она не нашла достаточного обоснования и решения.

В вузах силовых ведомств в ходе воспитательной работы традиционно выделялись две стороны профессионализма: состояние мотивационной сферы обучающегося; состояние операциональной сферы. Для современного этапа развития психолого-педагогических знаний характерен переход от изучения отдельных профессионально-важных качеств специалистов к выделению более сложных личностных образований, которые последовательно формируются и реализуются в ходе профессиональной подготовки и деятельности.

В совершенствовании теории и практики воспитания в вузах ГПС в процессе исследования обоснована необходимость применения педагогического моделирования, начиная с формирования модели сотрудника ГПС МЧС России.

В разработанную модель сотрудника ГПС МЧС России включены выделенные Э.Ф. Зеером подструктуры личности: профессиональная направленность; профессиональная компетентность; профессионально важные качества; профессионально значимые психофизиологические свойства.

Профессиональная направленность сотрудника ГПС включает: систему нравственных ценностей, понимание сущности и социальной значимости деятельности сотрудника ГПС; мотивы самореализация посредством профессиональной деятельности.

Компетентность сотрудника ГПС МЧС России в целом должна включать следующие разновидности компетенций: профессиональную; социальную; персональную; информационную; экологическую. Профессиональная компетентность сотрудников ГПС МЧС включает компетенции: специальную; коммуникативную; аутокомпетентность; организаторскую.

Профессионально важные качества сотрудника ГПС МЧС России включают: активность, ответственность, память, оперативное мышление, организованность, собранность, настойчивость, эмоциональная устойчивость, наблюдательность, внимание, решительность, контактность.

К наиболее важным психофизиологическим свойствам сотрудника ГПС следует отнести: гибкость (пластичность); абстрагирование; рефлексивность; вербализация; эмоциональная стабильность, хорошая приспособляемость к сложным условиям, адекватная самооценка.

Деятельность пожарных, сотрудников ГПС МЧС России осуществляется на основе принципов: принцип гуманизма и милосердия; принцип единоначалия руководства; принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении работ; принцип постоянной готовности к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

В модели сотрудника ГПС МЧС России также учтены возложенные на него обязанности.

Модель сотрудника ГПС МЧС России, служащая основой процесса воспитания в вузах ГПС МЧС России также включает следующие компоненты и отличительные особенности деятельности при ликвидации чрезвычайной ситуации: субъект деятельности – сотрудник ГПС, обладающий профессиональной компетентностью, набором специфических качеств и характеристик; сложный объект деятельности; содержание деятельности; формы осуществления деятельности; максимальное напряжение психических и физических сил; специфика приемов, методов и средств деятельности; высокая личностная, общественная и государственная значимость результатов деятельности, достижение особого её результата (спасение людей, имущества, материальных и культурных ценностей; обеспечение безопасности личности, общества и государства и т.д.).

В процессе исследования уточнены и учтены основные характеристикам деятельности сотрудника ГПС в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации.

Установлено, что решаемые задачи и особенности деятельности ГПС МЧС России обусловливают высокие и особые требования к профессиональным и личностным качествам сотрудника ГПС МЧС России. В своей совокупности данные качества представляют собой интегральное образование, в котором пред­ставлены компоненты, определяющие требования к сотруднику ГПС как личности, профессионалу, должностному лицу в структуре системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. Среди компонентов особое место за­нимают профессионально важные качества, знания, навыки, умения, способности и готовность, которые позволят решать задачи по предназначению и преодолевать т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: